Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:03, контрольная работа
Политология пришла из Западной Европы. Зародилась в античности (Платон, Аристотель). Социология - во Франции, анализировала социальное общество (соц. физика). В государстве каждый человек нуждается в изучении науки, анализи-рует политические отношения в жизни государства, людей.
Политология как дисциплина началась преподаваться в конце 19 в. в США. В Зап. Европе в 1948 по решению ЮНЕСКО.
Введение 3
2.. Объект политологии 4
3. Предмет политологии 6
4. Методы политологии 8
5. Функции политологии 15
Заключение 17
Литература 18
Введение
Политология пришла из Западной
Европы. Зародилась в античности (Платон,
Аристотель). Социология - во Франции, анализировала
социальное общество (соц. физика). В государстве
каждый человек нуждается в изучении науки,
анализи-рует политические отношения
в жизни государства, людей.
Политология как дисциплина началась
преподаваться в конце 19 в. в США. В Зап.
Европе в 1948 по решению ЮНЕСКО.
В СССР политология и социология были
помехой административному управлению
и были запрещены с генетикой и кибернетикой.
Сегодня отношение к политологии и социологии
изменилось. Препод во всех ВУЗах. Становление
РБ как самостоятельного государства,
борьба за власть между социально-политическими
группами вызвала проблему изучения политологии
и социологии. Все должны знать основные
механизмы политики, отстаивать свои ин-тересы,
обрести равновесие и не быть пешкой в
политической игре, что-бы было меньше
ошибок в формировании власти. Особенно
актуальна политология и социология для
молодежи, т.к. она участвует в решении
разных вопросов в развитии медицины,
формирования политического мышления.
2. Объект политологии
Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. В теории познания в качестве объекта принимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, т. е. объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают ее стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу. Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере. Но эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или имеет свой предмет изучения. Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения. Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает системный комплексный анализ феномена политической власти, она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения, соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании научных различных аспектов политического мировоззрения, политической культуры, практики, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни у других. Кроме того границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.
3. Предмет политологии
В понимании предмета политологии, ни в нашей стране, ни за рубежом пока не достигнуто принципиального единства мнений. В целом здесь выявились две основные односторонние крайние позиции. 1. Первая ведет к расширительному толкованию этого предмета, когда в политологию включается все и всякое научное знание о политике и политическом. Не случайно поэтому сторонники этой позиции безоговорочно включают в политологию и политическую философию, и политическую социологию, и политическую психологию и др. С этим, на наш взгляд, нельзя согласиться, ибо политическая философия - это философское, а не политологическое по своей сущности и природе знание о политике, точно так же, как политическая социология - это составная часть социологии, а не политологии, ибо речь в ней идет о социологическом, а не политологическом анализе политики. Другое дело, что политическая философия и политическая социология очень тесно взаимосвязаны с политологией, сохраняя при этом свою предметную определенность. 2. Другая крайность находит свое выражение в толковании политологии как науки о государстве, его организации, направлениях и механизме деятельности. По сути дела, это означает сведение политологии к государствоведению. Такая позиция приводит к суженному пониманию предмета политологии, ибо субъектами политики в современных условиях являются не только государство, но и различные негосударственные объединения и организации. Совершенно очевидно, что современная политическая жизнь не может быть правильно понята без учета интересов, программ и деятельности политических партий, разнообразных политических движений и организаций, средств массовой информации и т.д. К неоправданному сужению предмета политологии ведет и отождествление ее с политической социологией. Эта достаточно распространенная точка зрения стирает предметную грань между политологией и социологией, затрудняет выявление их специфики и тем самым ведет в другом отношении к расширительному пониманию предмета политологии. Таким образом, на наш взгляд, необходимо четко разграничивать понимание политологии в широком смысле слова как всей системы научного знания о политике и политическом, как всей совокупности политических наук и политологии, как политической науки в более узком, собственном, строгом смысле слова - как одной из политических наук, имеющей собственный предмет исследования.
Предметом политологии в строгом смысле слова являются тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе. Своеобразие политологии в ряду других наук, занимающихся исследованием сферы политических отношений, заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Категория “политическая власть” универсальна и охватывает все политические явления. Например, в современном российском обществе не утихает дискуссия о путях экономической реформы. С точки зрения экономической науки - это спор о методах и принципах перехода к рынку. С точки зрения политологии - это теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической и политической властью в обществе.
4. Методы политологии
Наиболее важные и часто используемые в политологии методы можно подразделить на три группы. Первая - общие методы исследования политики (нередко их называют подходами). Вторая группа - общенаучные (или общелогические) методы, относящиеся к процедуре познавательного процесса как такового. Третья группа - методы эмпирических исследований.
Общие методы (подходы) политологии.
Социологический
подход предполагает выяснение зависимости
политики от общества, социальной обусловленности
политических явлений, в том числе влияние
на политическую систему экономических
отношений, социальной структуры, идеологии
и культуры. В своих крайних, жестко детерминированных
формах социологический подход широко
представлен в марксистских трактовках
политики как надстройки над экономическим
базисом. Социологический подход занимает
одно из центральных мест в социологической
науке, во многом определяет специфику
политической социологии. Традиционно
с глубокой древности политическая мысль
базировалась на нормативном или нормативно-ценностном
подходе, который предполагает выяснение
значения политических явлений для общества
и личности, их оценку с точки зрения общего
блага, справедливости, свободы, уважения
человеческого достоинства и т.п., ориентирует
на разработку идеала политического устройства
и путей его практического воплощения.
Нормативно-ценностный подход требует
исходить из этических ценностей и норм
и в соответствии с ними строить политическое
поведение и институты. Нормативный подход
часто критикуют за идеализацию политической
действительности, оторванность от реальности,
умозрительность, ведь ценностные суждения
относительны, зависят от мировоззрения,
социального положения и индивидуальных
особенностей людей. В отличие от нормативного, структурно-функциональный
анализ предполагает рассмотрение
политики как целостной системы, обладающей
сложной структурой, каждый элемент которой
имеет определенное назначение и выполняет
специфические функции (роли), направленные
на удовлетворение соответствующих потребностей
системы и ее ожиданий. Деятельность элементов
системы как бы запрограммирована ее структурной
организацией, непосредственно занимаемыми
ими (людьми, институтами) позициями и
выполняемыми ролями (президентов, министров,
граждан и пр.).Структурно-функциональный
анализ выступает в качестве одного из
принципов системного анализа. Системный подход
рассматривает политику как целостный,
сложно организованный, саморегулирующийся
механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии
с окружающей средой через “вход” (воспринимающий
требования граждан, их поддержку или
неодобрение) и “выход” (принятые политические
решения и действия) системы. Системный
подход был впервые разработан в 50-60-е
гг. американскими учеными
Т. Парсонсом и Д. Истоном. Политической
системе принадлежит верховная власть
в обществе. Она стремится к самосохранению
и выполняет, по Истону, две важнейшие
функции: 1) распределение ценностей и
ресурсов;
2) обеспечение принятия гражданами распределительных
решений в качестве обязательных. Вплоть
до начала XX в. в политической науке наряду
с нормативным методом господствовал институциональный
метод, который ориентирует на изучение
институтов, с помощью которых осуществляется
политическая деятельность, то есть государств,
партий, других организаций и объединений,
права. Антропологический
подход требует изучения обусловленности
политики не социальными факторами, а
природой человека как родового существа,
имеющего неизменный набор основополагающих
потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности,
свободном существовании, духовном развитии).
Сегодня он исходит из таких принципов,
как: 1) постоянство фундаментальных свойств
человека как существа биологического,
социального и разумного (духовного), изначально
обладающего свободой;
2) универсальность человека, единства
человеческого рода и равноправия всех
людей, независимо от этнических, расовых,
социальных, географических и других различий;
3) неотъемлемость естественных прав человека
и их приоритета по отношению к принципам
устройства, законам и деятельности государства.
Применительно к исследованию реальных
политических процессов антропологический
подход требует не ограничиваться изучением
влияния социальной среды или разумной
(рациональной) мотивации, но выявлять
и иррациональные, инстинктивные, биологические
и другие мотивы политического поведения.
Определенное сходство с антропологическим
методом имеет и психологический подход,
однако в отличие от антропологического
он имеет в виду не человека вообще, а конкретного
индивидуума, что предполагает учет как
его родовых качеств, так и социального
окружения и особенностей индивидуального
развития. Психологический
подход ориентирует на изучение субъективных
механизмов политического поведения,
индивидуальных качеств, черт характера,
бессознательных психических процессов,
а также типичных механизмов психологических
мотиваций. Психологический подход широко
применялся на протяжении истории политических
учений: еще Конфуций рекомендовал правителям
Китая учитывать в своем поведении психологическую
реакцию подданных для обеспечения их
доверия и послушания. Детально психология
власти была разработана в работе “Государь”
Н. Макиавелли. Современный психологический
подход многовариантен. Важную роль играет
в нем психоанализ, основы которого разработал
З. Фрейд. Динамическую картину политики
дает деятельностный подход. Он предполагает
рассмотрение ее как специфического вида
живой и овеществленной деятельности,
как циклического процесса, имеющего последовательные
стадии, этапы: определение целей деятельности,
принятие решений, организация масс и
мобилизация ресурсов на их осуществление,
регулирование деятельности, учет и контроль
за реализацией целей, анализ полученных
результатов и постановка новых целей.
Своеобразным развитием и конкретизацией
деятельностного метода является критически-диалектический
метод. Он ориентирует на критический
анализ политики, выявление противоречий
как источника ее самодвижения, социально-политических
изменений. Критически-диалектический
метод широко используется в марксистском
анализе политики, в неомарксизме, в либеральной
и социал-демократической мысли. Он является
ведущим в такой важной социологической
и политологической дисциплине, как конфлик-тология.
Широкое распространение в современной
политологии получил сравнительный подход,
который предполагает сопоставление однотипных
политических явлений (например, политических
систем, партий) с целью выявления их общих
черт и специфики. Целью сравнительных
(компаративистских) исследований является
нахождение наиболее эффективных форм
политической организации или оптимальных
путей решения задач. Применение сравнительного
метода расширяет кругозор исследователя,
способствует плодотворному использованию
опыта других стран и народов, позволяет
учиться на чужих ошибках. Как ясно из
самого названия, на сравнительном методе
базируется специальная отрасль политических
знаний и исследований - сравнительная
политология. К числу традиционных и фундаментальных
методов политической науки принадлежит
субстанциальный (онтологический) подход. Субстанциальный
подход требует выявления и исследования
той первоосновы, которая составляет специфическую
качественную определенность политики.
Такой первоосновой обычно считают власть,
отношения господства и подчинения в их
многообразных проявлениях.
Общелогические методы политологии.
Использование вышеперечисленных
методов позволяет дать разнообразные
характеристики политической реальности,
однако арсенал познавательных средств
политологии не исчерпывается общими
методами исследования политики. Он включает
и вторую группу методов, которые
относятся не к исследованию политических
объектов, а непосредственно к
организации и процедуре
Методы эмпирических исследований.
Третью группу познавательных
средств политологии составляют
методы эмпирических исследований, получения
первичной информации о политических
фактах. Эти методы, как и общелогические,
не отражают специфику политологии
и в основном заимствованы ею из
конкретной социологии, кибернетики
и некоторых других наук. К этим
методам относятся
Конституирующими началами этого подхода в политологии выступают следующие парадигмы:
- личностное измерение политики. Коллективные, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования. Политолог должен ориентироваться на точный анализ наблюдаемых феноменов индивидуального и группового поведения;
- доминирование психологических мотивов в политическом поведении;
- разграничение фактов и ценностей, освобождение науки от ценностных суждений. Ценности и оценки могут быть объектом, но не результатом исследования. В процессе познания ученый должен быть свободен от личной пристрастности и общественных запросов и руководствоваться лишь фактами и логикой. Его задача - выявление закономерностей и объяснение событий, но он не должен давать им оценку и практические рекомендации о том, что следует делать;
- использование в политологии методов и достижений других наук, в том числе естественных; - квантификация, количественное выражение и измерение политических явлений. Это открывает перед политологией широкие возможностииспользования математических и других точных методов, статистических данных, результатов анкетных и других опросов, компьютерной техники.
Бихевиористский подход способствовал
превращению политологии в