Гуманизм в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов гуманизма в политике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………
1. Понятие гуманизма. Мораль, совесть как воплощение гуманизма………………………
2. Личность как первичный объект и субъект политики…………………………………….
3. Права человека: понятие, история и современность………………………………………
4. Типология прав человека и гражданина. Правовой статус личности…………………….
5. Международные документы о правах человека…………………………………………
6. Конституция РФ (1993 г.) о правах и свободах человека и гражданина…………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Литературы…………

Файлы: 1 файл

контрольная-гуманизм в политике.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Права человека имеют огромное значение в современном мире, каждая личность имеет возможность для реализации и защиты своих прав.

 

4. Типология прав человека и гражданина. Правовой статус личности.

 

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей  их классификацией является деление  всех прав на  негативные  (свободы)  и позитивные.  Такое разграничение  прав основано на различении в них  негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном — как свобода выбора, а главное, как способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.

В соответствии с таким пониманием свободы  негативные права  определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, -уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

В отличие от негативных прав,  позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

Правовой статус личности – это, прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы  и обязанности, предоставленные  государством всем и каждому3.

Характеристика конституционных  прав и свобод:

  • Жизненно важны и социально значимы как для конкретного человека, так и для всего общества — основные права и свободы;
  • Признаются и защищаются государством, как необходимое условие его существования;
  • Неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
  • Составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод;
  • Закрепляются за каждым человеком и гражданином;
  • Характеризуются всеобщностью — они равны и едины для всех (каждого человека и гражданина);
  • Особое основание возникновения основных прав и свобод гражданина РФ — принадлежность к гражданству РФ; не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина, принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
  • Имеют особую юридическую форму их закрепления — в Конституции (имеет высшую юридическую силу);
  • Обеспечиваются повышенной правовой охраной — конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции; в УК РФ имеется специальная глава 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права  и свободы, но и обязанности (соблюдать  Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество).

Основные обязанности человека и гражданина: имеют всеобщий характер; не зависят от конкретного правового  статуса лица; закрепляются на высшем, конституционном уровне.

Причем, в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие — только на гражданина РФ.

Важнейшая конституционная обязанность  — соблюдение Конституции и законов — Статья 15 Конституции РФ!

К обязанностям граждан РФ Конституция  относит (статьи 38, 43, 44, 57, 58, 59/1):

  • платить законно-установленные налоги и сборы; законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют — из добровольного исполнения этой обязанности гражданами в значительной мере зависит выполнение государством своей социальной роли;
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам — ФЗ «Об охране окружающей среды» от 21.01.2002;
  • защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ — ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998; Конституция закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (часть 3 статьи 59);
  • обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и образовании;
  • обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях;
  • беречь памятники истории и культуры.

Отличительная черта демократического государства — права и свободы не только провозглашаются, но и гарантируются.

 

5. Международные документы о правах человека.

 

Международные документы по правам человека:

1) Устав ООН – первый в  истории международных отношений  многосторонний договор, закрепивший  основы развития сотрудничества государств по вопросу прав человека. В настоящее время при комиссии ООН по правам человека (ПЧ) действуют 6 комитетов: а) По ПЧ б) По расовой дискриминации в) По ликвидации дискриминации в отношении женщин г) По экономическим, социальным и культурным правам д) По правам ребенка.

2) Международный билль по ПЧ. Включает: а) Всеобщая декларация  прав человека от 1948 года б)  Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах 1966 года в) Факультативный протокол  к международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года г) Второй Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни 1989 года.

3) Европейская система международной  защиты прав человека: В 1953 году была принята была принята европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. За ее соблюдением наблюдает Европейский суд по правам человека. В 1973 году в Хельсинки состоялось совещание по вопросам сотрудничества и безопасности в Европе. В 1994 году оно было преобразовано в ОБСЕ и объединило все государства Европы, США и Канаду. Гражданин, чьи права нарушены, может обратиться либо в комитет по правам человека при ООН, либо в Европейский суд, при условии, что гражданином использованы все внутригосударственные средства правовой защиты.

 

 

6. Конституция РФ (1993 г.) о правах и свободах человека и гражданина.

 

Конституция РФ 1993 г. центральное место  отводит правам и свободам человека и гражданина, их обеспечению и  защите. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства, т.е. основные права и свободы.

Глава 2 Конституции РФ « Права  и свободы человека и гражданина» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам

Их принято классифицировать на три основные группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. В российском законодательстве такая  последовательность прав и свобод впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

Конституция закрепляет следующие  принципиальные положения, связанные  с понятием «права и свободы»:

  • Права и свободы человека определяются как высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закрепляются как обязанность государства (ст. 2).
  • В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией (ч. 1 ст. 17).
  • Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
  • Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 19). Это означает, что в случае законодательного пробела либо несоответствия того или иного закона Конституции Российской Федерации применяются непосредственно нормы Конституции.
  • Не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

С понятием «основные права и  свободы» связаны следующие принципиальные положения:

  • Это понятие употребляется в отношении прав и свобод, непосредственно закрепленных в Конституции Российской Федерации, и потому их можно называть также конституционными правами и свободами.
  • Конституция определяет, во-первых, качественные свойства основных прав и свобод человека — они неотчуждаемы, т.е. не могут быть изъяты государством либо без законных оснований ограничены; во-вторых, природу их происхождения — они принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).
  • Перечисленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55).

Применительно к различным возможностям человека и гражданина Конституция  Российской Федерации употребляет  два термина — «права» и  «свободы». Это близкие, но не совпадающие  термины (понятия). Под свободой можно понимать возможность человека обладать чем-то (свобода мысли, свобода совести). Под правом следует понимать возможность человека и гражданина совершать конкретные действия или не совершать их по собственному выбору.

Употребляются и такие понятия, как «человек», «гражданин», которые имеют не только терминологическое, но и содержательное различие.

Обобщенным (общим) для понятий  «человек», «гражданин» в Конституции  Российской Федерации являются термины  «личность», «каждый». Эти термины  относятся к правам не только граждан Российской Федерации, но и граждан других государств и лиц без гражданства. С точки зрения содержательной, понятия «человек» и «гражданин» различаются по разному объему прав. Так, обладание политическими правами напрямую связано с принадлежностью к российскому гражданству. Обязанность защищать Отечество, нести военную службу тоже относится только к гражданам Российской Федерации. Следует также иметь в виду, что в Конституции закрепляется институт гражданства Российской Федерации (ст. 6, 61, 62), перечисляются права и обязанности российских граждан (ст. 31—33, 59), определяются формы и средства их защиты (ст. 61).

Следует иметь в виду, что ст. 64 Конституции РФ вводит понятие  основ правового статуса личности. Анализ гл. 2 позволяет выделить следующие структурные элементы основ правового статуса личности — гражданство, принципы «основ», система конституционных прав и свобод, гарантии прав и свобод.

 

 

 

Заключение

 

На основании выше изложенного  сделаем выводы.

Гуманизм разделяет и поддерживает такие политические ценности, как свобода, правовое государство и верховенство закона, демократия, социальная справедливость, право участия граждан во всех областях политической жизни, политический плюрализм.

Справедливое, демократическое и  правовое государство – это одна из фундаментальных гуманистических ценностей человека и общества.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и  содержании, а также в средствах  политической деятельности. В современных  условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности; власти населению, уважении достоинства и прав человека. Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Принцип гуманизма имеет как  внутригосударственное, так и международное  содержание. На международной арене  он проявляется в борьбе за мир  и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправия государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т. д. Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другим и международными организациями.

 

 

 

Литература

Информация о работе Гуманизм в политике