Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Гражданство - это важный, неотъемлемый атрибут государства, показатель государственного самоопределения соответствующей политико-территориальной общности людей. Гражданство является более неотъемлемым признаком государства, нежели государственный суверенитет, и свойственно как суверенному, так и несуверенному государству. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве РФ».

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1. Органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве

 

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. к числу полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, относит (ст. 28) Президента РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы, а также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются Законом о гражданстве 2002 г.

В соответствии с ним (ст. 29) Президент РФ решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации  и восстановления в гражданстве  Российской Федерации в общем порядке. На него также возложено решение вопросов выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке и отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент утверждает Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации  и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением Закона о гражданстве; издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации (при этом имеется в виду издание указов как по решениям конкретных вопросов гражданства, так и по вопросам правового и организационного характера).

В исключительных случаях  Президент РФ может рассмотреть  вопрос о приеме в гражданство  Российской Федерации в общем  и в упрощенном порядке тех иностранных граждан и лиц без гражданства, а также об их восстановлении в гражданстве Российской Федерации, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве; использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; состояли на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с указанным Законом; преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); осуждены и отбывают наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Законом (до истечения срока наказания) (3, с. 189).

Президент РФ вправе решить вопрос о приеме в гражданство  Российской Федерации без соблюдения установленных Законом условий лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией (п. 3 ст. 13).

В ст. 30 Закона о гражданстве 2002 г. определяются полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов. В соответствии с существующей в настоящее время структурой федеральных органов исполнительной власти речь идет о Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах.

Согласно Закону они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих  на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представляемые для обоснования заявления по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Органы внутренних дел:

- направляют Президенту  РФ в случаях решения им  вопросов приема в гражданство  Российской Федерации, восстановления  в гражданстве Российской Федерации, выхода из гражданства Российской Федерации, а также отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на эти заявления, документы и материалы;

- исполняют принятые Президентом  РФ решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

- рассматривают заявления  по вопросам гражданства Российской  Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

- ведут учет лиц, в  отношении которых Министерством  внутренних дел РФ или его  территориальными органами приняты  решения об изменении гражданства; 

- оформляют гражданство  Российской Федерации детей, находящихся  на территории Российской Федерации,  родители которых неизвестны, если  родители не объявляются в  течение шести месяцев со дня  обнаружения этих детей; детей,  усыновленных (удочеренных) гражданами  Российской Федерации или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации, а также детей, усыновленных (удочеренных) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей;

- в порядке, установленном  Законом о гражданстве, осуществляют  отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Закон (ст. 31) определяет также  полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, которым является Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Министерство иностранных  дел РФ и его органы:

- определяют наличие гражданства  Российской Федерации у лиц,  проживающих за пределами Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

- направляют Президенту  РФ заявления по входящим в  его ведение вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на эти заявления, документы и материалы;

- исполняют принятые Президентом  РФ решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство. Российской Федерации в упрощенном порядке, выхода из гражданства Российской Федерации лиц, проживающих на территории иностранного государства, в упрощенном порядке, выхода из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке детей, один из родителей которых имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которых является иностранным гражданином, по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя, а также приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке детей, усыновленных (удочеренных) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства детей;

- ведут учет лиц, в  отношении которых дипломатическими  представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства; оформляют гражданство Российской Федерации детей, усыновленных (удочеренных) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой лицом без гражданства, по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации;

- осуществляют отмену  решений по вопросам гражданства  Российской Федерации в соответствии  с порядком, установленным Законом  о гражданстве.

 

3.2. Порядок решения дел о гражданстве.

 
       «Заявление по  вопросам гражданства подается  в письменной форме и лично.  Подпись лица заверяет принимающий  заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности и других физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте» (12, с. 126).  То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей – консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства (например, согласие другого родителя в случае изменение гражданства детей) излагается  письменно и  удостоверяется   нотариально.  
         Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение таких заявлений осуществляется в течение года. Решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимаются федеральными органами министерств внутренних и иностранных дел, соответствующими органами субъектов РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Такие заявления рассматриваются в течении шести месяцев.  
        Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство,   выходе   из   гражданства,   о   гражданстве   детей   и   т.  д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.  
Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

 

3.3. Недостатки  Закона о гражданстве

 

 

 Однако, несмотря на свои достоинства, Закон не лишен  существенных недостатков.

Статья 7 предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам  Российской Федерации, находящимся  за ее пределами. Но в Законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.

С нашей точки зрения, неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в  гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение "отцов и детей".

Не лишена недостатков статья 16 Закона, устанавливающая основания  отклонения заявлений о приеме в  гражданство Российской Федерации  и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.

Российская практика начала 90-х  годов показала, что военнослужащие из бывших республик Союза ССР, получившие российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.

Отдельное внимание хотелось бы уделить  институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.

Федеральный закон "О гражданстве  Российской Федерации" во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.

Во-первых, лица, обладающие двойным  гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.

Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права  в сфере предпринимательства  и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам.

Информация о работе Гражданство РФ