Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:38, контрольная работа
Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Введение ………………………………………….……….…………………………..…..3-4
I Основные вехи  исторической эволюции идеи гражданского  общества……………..5-9
II Основные признаки и механизм взаимодействия его структур     
     с  государственными 
III Политическая наука о соотношении гражданского
   общества  и государства 
Заключение…………………………………………………………………....25-26
Список использованной литературы………………………………………...27-28
Другими словами - нет единой точки зрения, но анализируя современную научную и учебную литературу, можно сделать следующие выводы.
Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).
Назовем признаки общества:
~ совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием,
~ общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер,
~ взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов,
 ~ регулирование 
общественных интересов 
 ~ наличие 
организованной силы (власти), способной 
обеспечить обществу 
~ способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.
Гражданское общество это состояние общества, при котором человек - высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. При таком подходе можно назвать основные признаками гражданского общества следующие:
» свобода;
» открытость;
» плюрализм;
» правовой характер;
 » 
самоуправляемость и 
Свобода обеспечивается в полной мере, когда:
~ индивид независим от государства;
~ индивид является собственником;
~ человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;
~ человек сам выбирает профессиональную сферу;
 ~ человек 
имеет возможность свободно 
~ права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государствам;
~ существуют гарантии прав и свобод, механизмы их защиты.
Открытость общества подразумевает наличие:
Плюрализм гражданского общества характеризуется:
* наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп, имеющих собственные интересы;
 * наличием 
сил, выражающих данные 
 * свободной 
конкуренцией различных 
 * развитостью, 
структурированностью 
* стабильностью политической системы;
 * достаточным 
совершенством 
 * отсутствием 
обязательной государственной 
* наличием в обществе различных точек зрения, свободой их выражения, идеологическим многообразием.
Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, основанное на праве, соблюдении конституции, законов и др.
Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.
 Гражданское 
общество представляет собой 
сложную структуру, имеющую 
А) экономическая (совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества - отношения собственности, производства благ, распределения, обмена и потребления, а также частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие экономические институты);
Б) политическая (совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть - государство; политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т. д.; политические отношения между элементами данной системы; политическое сознание; политические нормы, традиции; право);
С) социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними: семья - базовая "ячейка" общества; межличностные отношения; социальные общности людей, связанные общими интересами, - нации, национальности, классы, страты, социальные группы; отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.);
Д) информационная (совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность);
Е) духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование; образовательные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие отношения и институты).
 Приведенные 
системы составляют основу 
Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном и политико-правовом. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уровень составляют политико-правовые отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.
Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
 В 
политической системе главную 
роль играет государство, 
 » 
Государство решает общие 
 » 
Оно является единственной 
 » 
Оно определяет основные 
 » 
Является официальным 
 Политическая 
система отражает уровень 
III. Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства.
Гражданское общество 
в узком, собственном значении неразрывно 
связано с правовым государством, 
они не существуют друг без друга. 
Гражданское общество представляет 
собой многообразие не опосредованных 
государством взаимоотношений свободных 
и равноправных индивидов в условиях 
рынка и демократической 
В паре взаимосвязанных феноменов «общество - государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно, в паре «гражданское общество - правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы.
В ХХ веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовое государство - многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
Поскольку правовое 
государство и гражданин - равноправные 
участники правоотношений, основной 
формой их взаимосвязей выступает договор 
(о приеме на работу, займа, купли-продажи, 
найма жилого помещения и т.д.). 
Договором высшей формы является 
конституция, если она принята в 
результате всенародного голосования 
(референдума). В ней определяются 
те особые права, которые передаются 
государству и не могут принадлежать 
отдельному гражданину, и те естественные 
права, которые составляют содержание 
частной жизни граждан и