Формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключена в изучении основных понятий, терминов, разновидностей форм правления и т.д.
Задачи:
- дать понятие термину «Формы государственного правления»;
- рассмотреть виды (формы) государственного правления;
- подробнее описать каждый из видов правления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие формы государственного правления……………………........4
Глава II. Республика ……………………….………………………………..........6
Глава Ш. Монархия……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ   НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ   «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

 

Факультет Культуры

 

Кафедра ООД

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ Работа

 

по дисциплине: Политология

 

Формы государственного правления

                                                                                                          

                                                                                                             Выполнила  студентка:

203 КЗ  группы  II курса

заочного отделения

________________________

________________________

                                             ____________________________

(подпись)

                                                                                                  Проверил:  доцент

ЦЕПКОВА

ИРИНА БОРИСОВНА

 

 

Алматы, 2012

 

 Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие формы государственного правления……………………........4

Глава II. Республика ……………………….………………………………..........6

Глава Ш. Монархия……………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Форма правления - это способ организации верховной  государственной власти, позиции взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Под формой правления  имеется в виду структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Темой данной контрольной работы является «Формы государственного правления». Актуальность изучения этой темы заключается в попытке понять происходящие изменения в современном мире, а форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем этих изменений, их сущности и содержания.

Цель данной работы заключена в изучении основных понятий, терминов, разновидностей форм правления и т.д.

Задачи:

- дать понятие термину «Формы государственного правления»;

- рассмотреть виды (формы) государственного правления;

- подробнее описать каждый из видов правления.

Структура:

Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

Глава I. Понятие формы государственного правления

Теоретическая наука изучает и выделяет общие закономерности возникновения и развития разнообразных общественных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. На самом деле жизнь более многообразна и сложна. Конкретные государственно-правовые явления, служат внешним выражением не только закономерного, но также и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений в пространстве и времени [1, с 15].

Основные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые определились на данной ступени экономического развития. Например,  республика рабовладельческого общества имеет больше схожих свойств с рабовладельческой монархией, чем с республикой периода капитализма. Но экономический строй общества, обусловливая всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в исходном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обуславливающих специфику определённой формы государства, главное место занимает соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму  государства не малое влияние  оказывает также национальный состав населения (присутствие нескольких наций обычно приводит к формированию федеративной государственности). Степень культуры, традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии), а в какой-то степени, хотя и косвенно, ее географическое положение.

При рассмотрении форм государств важно учитывать  влияние международных связей. При  современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами, даже те государства, в которых очень мощная экономика, не могут полноценно развиваться в международной изоляции. Поэтому происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой те страны,  которые менее развиты в экономическом и политическом отношении пользуются опытом государственно-правового строительства более развитых государств и организовывают органы одинаковой функциональной направленности.

Поэтому, форма  правления раскрывает способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Из мировой  истории известны две формы правления: республика и монархия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Республика

  В государствах, где форма власти республиканская  источником власти является народ, он избирает высшие органы государственного правления на определённый срок. Признаки республиканской формы правления:

- существование  единоличного и коллегиального  главы государства;

- выборность  на  определенный  срок  главы   государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление   государственной власти не по  собственному праву, а по поручению  народа;

- юридическая  ответственность главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

- обязательность  решений  верховной  государственной  власти для всех других государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республиканские государства по характеру взаимоотношений  между законодательной и исполнительной властями делятся на президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики [2, с 48].

Президентская республика - для этого типа власти характерно жёсткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент как глава государства, не несёт ответственности перед парламентом, так как избирается на всеобщих выборах. В Президентской республике у президента более обширные полномочия главы государства, чем в парламентарной республике. Правительство назначается президентом, и несёт перед ним ответственность. Президент не может распустить парламент, но он обладает отлагательным вето. Парламент может преодолеть это вето абсолютным большинством, при повторном голосовании.

Имеются различные  виды президентских республик, в  них прямые и обратные связи органов государства с населением имеют свои особенности.

- Милитарно-президентская республика. В ней имеют место только прямые связи путем командного метода управления. Связи, основанные на принудительной основе.

- Президентско-монократическая республика. В этой республике для подобных связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи в итоге приобретают персональный характер и устремлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства.

- Традиционная президентская республика. В такой республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения, с другой — парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, в которой взаимоотношения законодательной и исполнительной власти строятся на принципе сотрудничества. Президент является главой государства, но исполнительная власть принадлежит парламенту. В этой республике правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно будет у власти до тех пор,  пока имеет поддержку  парламентского  большинства. В том  случае, когда большинство членов парламента утрачивает доверие к нему,  правительство или уходит в отставку,  или через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов [2, 51].

Глава  государства  в парламентских республиках  располагает  довольно обширными  полномочиями (обнародует законы, издает декреты, имеет  право роспуска парламента и т.д.), но, не смотря на это, он избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главное проявление парламентского контроля  над  исполнительной властью.

Президентско-парламентская (смешанная) республика – отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и перед парламентом. Данная форма власти объединяет сильную президентскую власть и результативный контроль над правительством со стороны парламента. Президент имеет обширный круг полномочий: он - глава государства, верховный главнокомандующий, имеет отлагательное вето на решения парламента, может назначить премьер-министра и т.д. Парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение им резолюции порицания (вотума недоверия). Схожие черты с президентской формой правления: выборы президента осуществляются избирателями, это делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту; вице-премьеров и министров президент может назначить самостоятельно, независимо от партийной расстановки сил в парламенте; правительство несет ответственность перед президентом, который может, по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра или отправить все правительство в отставку [4, с 34].

Наряду с  совмещением черт президентской  и парламентарной республики президентско-парламентская республика имеет особенности, которые не присущи первым. Главная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это бывает в президентской республике и по традиции — в парламентарной.

Глава III. Монархия

Монархия –  это форма правления, в  которой  государством управляет один человек  – монарх (король, шах, император, царь и т.д.). Монарх выполняет функции  и главы государства и законодательной  и во многом исполнительной власти. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д. Основные признаки классической монархии: народ не имеет права в выборе главы государства; в основном монарх получает власть по наследству; пользуется – титулом (король, царь, император, фараон, шах) [4, 56].

Монарх не несет  политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

В зависимости  от объема властных полномочий, находящихся  у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характеризует последний этап развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. Характеризуется она тем, что в руках монарха находится вся государственная власть. Он сам издает законы, может руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, сам вершит высший суд [5]. Монарх олицетворяет государство, сплачивая граждан, объединяя их в единое целое. "Государство - это Я", - формула государства короля Франции Людовика XIV. У власти монарха нет ограничений, по крайней мере, юридических, но политические, морально этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-либо правами. В современном мире абсолютная монархия - редкость. Как пример можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные "конституции", однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" можно, например, считать Временную Конституцию Катара 1972 г. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще сильнее усиливает их власть. Но все же, эта власть имеет границы: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола. Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом. Если монарх преследует только личные и корыстные интересы, правит по произволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию.

Информация о работе Формы государственного правления