Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:12, сочинение
Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Непосредственно понятие демократии и ее виды рассматривались различными учеными, но хотелось бы обратить внимание именно на таких политологов ,как Липсет и Лейпхарт. В своих произведениях: А.Лейпхарт «Демократия в многосоставных обществах»; Липсет «Виды демократии», так же он описал основные условия демократии.
Министерство Образования и Науки
Республики Казахстан
Евразийский университет им.Л.Н.Гумелева
Транспортно-энергетический факультет
Кафедра Теплоэнергетики
Эссе
На тему: «Демократия и ее виды»
Выполнила: Достанбекова К. ст.гр.ТЭ-22
Астана 2013
«Люди время от времени
возвращались
к такой форме правления
как демократия, которая
является самой трудной
формой правления»
Уинстон Черчель
Вступление
Интересующий нас вопрос: что же такое «демократия»? Безусловно не претендуя на какое-либо «конечное», идеальное определение этого сложнейшего понятия, мы попытаемся представить наше видение этой проблемы.
Отвечая на этот вопрос, многие не задумываясь скажут: «Конечно же, народовластие или правление народа». Но для того, что бы дать определение народовластию необходимо знать, что скрывается уже под этим термином. И так до бесконечности. Поэтому не удивительно, что практически каждая попытка охарактеризовать понятие демократии приводит к появлению концептуально нового типа ее классификации. И вполне возможно, что путь к пониманию сущности демократии лежит, как раз, через рассмотрение основных существующих ее концепций.
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа представлялась древнегреческими мыслителями, как естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей.
На данный момент, со временем, мы стали придерживаться более подходящей формулировки понятия.
Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Непосредственно понятие демократии и ее виды рассматривались различными учеными, но хотелось бы обратить внимание именно на таких политологов ,как Липсет и Лейпхарт. В своих произведениях: А.Лейпхарт «Демократия в многосоставных обществах»; Липсет «Виды демократии», так же он описал основные условия демократии. Статья и книга более подробно раскрыли суть демократии.
Каждый по своему акцентировал свое внимание на том или ином определении. Но в конечном итоге они дополняли друг друга.
Лейпхарт А. «Демократия в многосоставных обществах».
Классический труд американского политолога о принципах и практике функционирования демократии в неоднородных обществах. На примере четырех европейских демократий автор формулирует общие закономерности и механизмы разрешения неизбежных для этих обществ противоречий. Автор проводит анализ удачных и неудачных попыток разрешения противоречий в несовершенных демократиях. А точнее Лейпхарт в своей книге говорит о демократии вмногосоставных обществах. Этот тип - сообщественная демократия в многосоставных обществах - особая форм устроения, предполагающая такое организационное взаимодействие всех основных «единиц» (этнических, религиозных или культурных общностей, состовляющих политию), при котором ни одна из них не оказывается надолго в состоянии, могущем быть расцененным как изоляция.
Лейпхарт определяет сообщественную демократию, указав четыре ее главных признака. Он считает, что они в наибольшей степени характеризуют эту форму демократии. Он их делит на на два главных и два вспомогательных. К главным относится «большая коалиция» и «автономия сегментов»( Под сегментами автор понимает некие совокупности индивидов, представляющие собой организованные или неорганизованные группы, которые различаются по языковым, культурным, религиозным, этническим и т.д. принципам, исповедуют разные взгляды и имеют различные интересы.). Признаки вспомогательные, но значительно усиливающие главные - пропорциональность и право вето. Сотрудничество элит-первая и основная отличительная черта сообщественной демократии.
Сообщественную демократию, как уже говорилось, можно определить через четыре ее основных элемента и самым важным является осуществление власти большой коалицией политических лидеров всех значительных сегментов многосоставного общества. Она может выступать в нескольких различных формах: как «большой» совет или комитет с широким объемом совещательных функций, или большая коалиция с участием президента и высших должностных лиц в президентской системе. Три других элемента - это взаимное вето или правило «совпадающего большинства», вы ступающие как дополнительная гарантия жизненно важных интересов меньшинства; пропорциональность, как главный принцип политического представительства, распределения постов в государственном аппарате и средств распределения государственного бюджета и высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами.
Для более подробного объяснения
этих элементов можно отнести
такое понятие как Полиа́рхия (
Липсет «Виды демократии» и условия демократии.
Американский политолог Сеймур Липсет в 1959 г. опубликовал статью, которая в значительной степени определила направления дальнейших исследований. Основная проблема исследований Липсета- демократия в современном мире. На основе анализа результатов выборов и опросов общественного мнения Липсет попытался выявить условия, причины и силы, поддерживающие как про-, так и антидемократические движения. Основные положения, выдвигаемые ученым, сводились к следующим выводам: проблема обусловленности демократии рассматривалась как коррелятивная, т.е. способствующая демократизации, а не требующая ее; существование прямой зависимости между демократией и социально-экономическими условиями; необходимость стабильности политической системы и социально-экономических условий; эффективность и легитимность демократической системы; несводимость условий демократии к одному приоритетному фактору, наличие, по выражению Л.Сморгунова «многовариативной связи демократии с ее условиями, а также идея о многовариативных последствиях установления демократических политических систем».
Виды демократии:Стабильная и Нестабильная демократия.
(stable democracy and unstable democracy) — различие государственных устройств, проведенное Липсетом (1960). Стабильные демократии обладают "непрерывным продолжением политической демократии начиная с первой мировой войны и отсутствием крупной партии, противостоящей "правилам игры", а нестабильные не в состоянии выполнить эти условия. Не европейские/не англоязычные нации Липсет также подразделял на "демократии" и "нестабильные диктатуры", с одной стороны, и "стабильные диктатуры" — с другой. Согласно Липсету, факторами, способствующими "стабильной демократии", являются: (а) политическое расхождение между главными конкурирующими политическими партиями, институциализирующее широкий классовый конфликт между "средним классом" неручного труда и "рабочим классом" ручного труда; (б) историческая замена прежних главных основ политического расхождения; (в) широкий "консенсус" по фундаментальной легитимности преобладания политических институтов, "светской" политики ("конец идеологии") и отсутствия главных партий интеграции, противостоящих правилам политической игры; (г) социально-экономическая эффективная система, обеспечивающая высокие уровни грамотности, благосостояния и т.д.; (д) подвижная "открытая" классовая структура и классовое смещение, которые создают пересекающиеся связи и "взаимные давления", воздействующие на индивидуума и помогающие умерить классовый конфликт и конкуренцию между партиями; (е) "партисипационная политическая культура" , предполагающая широкое участие в добровольных ассоциациях и массе групп всех видов, которые функционируют как "защитный экран" против массового общества.
Заключение
Демократия имеет
Это - «опушка леса с неизвестно куда расходящимися тропинками». «Мы надеемся, что прямой путь еще не утерян; но в то же время видим, что уводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие соблазны».
Своими широчайшими
Демократия всегда есть «распутье»,
так как она есть система свободы,
система релятивизма, для которого
нет ничего абсолютного. Демократия
есть пустое пространство («опушка»), в
котором могут развиваться