Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Термин «демократия», возникнув в античности, обозначает «власть народа» (от гре­ческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»). Он стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демокра­тии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, нако­нец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, ра­венстве, соучастии и т. д.

Оглавление

1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии………………………………………………………………….3

2. Демократия – главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии ………………………7

3. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны………………………………………………………………………15

СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии ЗАКОНЧЕННАЯ.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Наличие разнообразных экономических и социальных пред­посылок не обязательно порождает демократическую форму прав­ления. Однако переход к демократии возможен и наиболее веро­ятен в индустриально развитых странах с рыночной экономикой, сглаженным социальным неравенством и невысокой конфликтностью, многочисленным средним классом и влиятельной ры­ночной буржуазией, плюралистической социальной структурой. И наоборот, в государствах с большим количеством малообеспеченных людей, поляризацией в распределении доходов и имуще­ства и, как следствие, с острыми социальными конфликтами де­мократия не будет эффективной и жизнестойкой.

Теория «волн демократизации».

Одним из видов политического процесса является демократизация, которая привлекает все большее внимание со стороны как западных, так и российских исследователей. Это связано с тем, что последние десятилетия характеризуются падением авторитарных режимов и по­пыткой утверждения демократических институтов во многих государ­ствах мира. Известный исследователь С. Хантингтон, характеризует этот процесс как третью волну демократизации, охватившую большую группу стран. Характеризуя этот процесс как мировую демократичес­кую революцию, он отмечает, что к началу 90-х годов «демократия рассматривается как единственная легитимная и жизнеспособная альтернатива авторитарному режиму любого типа».

По мнению С. Хантингтона, начало первой волны связано с рас­пространением демократических принципов в США в XIX в.; она про­должается до окончания первой мировой войны (1828—1926). За подъемом демократизации, как правило, следует ее откат. Первый спад датируется 1922—1942 гг. Вторая волна демократизации наступает с победой над национал-социализмом и становлением демокра­тии, прежде всего, в Западной Германии, Италии, Японии. Эта волна продолжается до середины 60-х гг. (1943—1962). Второй спад захва­тывает временной интервал между 1958 и 1975 г. 1974 год становится началом третьей (современной) демократической волны, с момента падения салазаровской диктатуры. Она захватила такие государства Южной Европы, как Испания и Греция, затем распространилась на Ла­тинскую Америку. К середине 80-х демократизация распространяется на ряд стран Азии, Центральной и Восточной Европы, а затем и СССР.[мелвиль]

Опыт политического развития стран, переживающих третью волну демократизации, явился в некотором роде опровержением оптимис­тических выводов С. Хантингтона, показав всю неоднозначность и противоречивость этого процесса. Речь, прежде всего, идет о том, что во многих странах демократизация привела к установлению отнюдь не демократических режимов (ярким примером этому может служить большинство стран бывшего СССР).

Многие ученые признают волновой характер демократизации и со­гласны с предлагаемой С. Хантингтоном периодизацией.

Механизмы формирования политической демократии. Условия эффективности  демократии

Формирование и функционирование демократического политического режима осуществляется благодаря соответствующим политическим, экономическим, социальным, культурным, религиозным, внешнеполитическим и другим условиям.

К политическим условиям относятся развитое гражданское общество, стабильность политической власти, существование и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, политический плюрализм.

Экономические условия включают в себя высокий уровень индустриального и экономического развития, высокую степень урбанизации, развитость массовых коммуникаций, рыночную конкурентную экономику, плюрализм форм собственности.

Внешнеполитические условия предусматривают прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие; влияние примера демократических государств; стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы.

Социальные условия характеризуются относительно высоким уровнем благосостояния граждан, сглаживанием социального неравенства, рассредоточением в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), социальным плюрализмом, наличием многочисленного и влиятельного среднего класса и предпринимателей.

В качестве культурных условий выступают грамотность населения, его образованность в целом, гражданская политическая культура, демократические традиции.

Особенностью религиозных условий являются наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).

В современной России существуют следующие условия эффективности демократии: политические, культурные и религиозные, а остальные: экономические, внешнеполитические и социальные необходимо развивать. Регулярная корректировка власти в демократических системах делает их относительно гибкими к технологическим и социальным нововведениям, что обеспечивает постоянный экономический прогресс. Основное развитие должно осуществляться за счет модернизации и реконструкции уже действующих производств. Одним из важных факторов поддержания экономического роста и создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на экономику и совершенствование налоговой системы. Также необходимо поднимать сельское хозяйство, снижать инфляцию и уровень безработицы, внедрять новые технологии, развивать самолетостроение и т.д.  Значительный социальный эффект будет иметь реализация приоритетного национального проекта в сфере развития АПК по трем основным направлениям: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК и обеспечение жильем молодых специалистов и их семей на селе. Этот комплекс мер не только позволит значительно снизить уровень застойной бедности на селе и привлечь в аграрный сектор молодых специалистов, поддержать сельскую интеллигенцию, но повысит продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.         

Что касается внешнеполитических условий, то в настоящий момент существует военная угроза со стороны США, прибалтийских стран, Украины, Польши, и Грузии. Поэтому необходимо пересмотреть оборонную стратегию страны (увеличить производство систем ПВО, ракет ближнего и дальнего действия) и укреплять дружбу с соседними странами.

Социальные условия включают относительно высокий уровень благосостояния граждан и наличием многочисленного и влиятельного среднего класса и предпринимателей.  В России приоритетным направлением является модернизация социальной сферы, прежде всего путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения и образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, проведения новой политики сбережения населения и стимулирования рождаемости.

В конечном итоге это привело к появлению феномена дезинтеграции общества и государства, разрыву социальных связей, к глубокому социально-экономическому кризису, обесценению физического и человеческого капиталов. Сегодня по параметрам человеческого капитала Россия находится на 33-м, а человеческого развития – на 62-м местах в соответствующих мировых рейтингах. И с каждым годом наша страна опускается в этих списках все ниже и ниже. Особенно критическим является положение в области здравоохранения и демографии. Следует при этом отметить, что сложившееся положение дел для страны является неестественным. Ведь Россия по территории и обеспеченности природными ископаемыми находится на первом месте в мире, численности населения – на шестом, по размерам ВВП – на десятом, что дает ей все основания претендовать на роль одного из лидеров мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны

Основные характеристики либеральной демократии:

1) разделение частной и публичной сферы и ограничение действий власти публичной сферой;

2) признание личности и ее выбора первичным и главным источником власти, первенство прав и свобод личности;

3) цензовый характер демократии, обусловливающий значительные отступления от принципа равенства;

4) разделение властей и система сдержек и противовесов;

5) высокий статус представительных форм власти, зачастую снижающий эффективность исполнительной власти и вызывающий дисбаланс в отношениях между ветвями власти;

6) минимизация функций исполнительных органов государственной власти (обеспечение естественных прав человека);

7) гарантия прав меньшинства, широкое использование механизмов территориального (регионального и местного) самоуправления.

Характерная для либерализма ограниченность в понимании свободы ведет к углублению социального неравенства и нарастанию социальных конфликтов, не удовлетворяет интересам большинства граждан и в конечном итоге ставит под сомнение саму демократическую форму правления. Современное демократическое государство должно иметь право регулировать экономические и социальные процесс, укреплять социальную справедливость.

Коллективистская модель демократии предполагает:

1) существенное ограничение личной свободы или отказ от нее в пользу равенства; подавление индивидуальной свободы приводит к  тоталитаризму;

2) отказ от выделения частной сферы, которая противостояла бы публичной как пространство личной автономии граждан и относительной самостоятельности гражданского общества,

3) изначальное существование единой воли народа и преимущество ее неполитического выражения перед политическим.

Теоретическим источником коллективистской модели демократии было учение Руссо об общественном договоре. Она получила развитие в работах Маркса и Ленина под названием социалистической демократии.

К положениям Руссо теория социалистической демократии добавляет следующие:

•          утверждение общественной собственности, на базе которой складывается единый интерес общества и система планового управления народным хозяйством;

•          полновластие Советов как основы государства, выражающего общенародную волю, отказ от разделения властей и от парламентаризма;

•          широкое использование элементов прямой демократии и постепенное сокращение сферы деятельности исполнительных органов государственной власти вплоть до отмирания государства.

Основные характеристики плюралистической демократии:

1) субъектом политики является группа интересов; целью политики является рационально понятый интерес;

2) в обществе существует согласие по основным ценностям;

3) общая воля складывается и выявляется в результате конфликтного взаимодействия групп и компромисса между ними;

4) соперничество и баланс групповых интересов образует социальную основу плюралистической демократии;

5) система сдержек и противовесов распространяется также на область экономики и социальных отношений;

6) деконцентрация и децентрализация власти, ее распределение между различными центрами влияния;

7) государство отвечает за интеграцию и функционирование всех сфер общества, обеспечивает социальную справедливость.

Однако концепции плюралистической демократии имеют и недостатки. Среди них нужно выделить следующие: 1) идеализация действительности, преувеличение роли групповой идентификации населения, участия граждан в групповых интересах; 2) игнорирование или недостаточный учет влияния многочисленных социальных групп на власть (бизнеса, ВПК, профсоюзов); 3) трактовку государства как нейтрального арбитра; 4) углубление противоречия между равенством и свободой.

В целом многие плюралистические идеи, обогащенные другими демократическими принципами, имеют фундаментальное значение для современной демократии, которая является  либерально-плюралистической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ

1. Основы политической науки. Учебное пособ. Для высших учебных заведений. Часть II / под ред. д.ф.н., проф. Пугачева В.П. – М.: О-во «Знание» России, 1995. – 224 с.

2. Основы политологии: Курс лекций. / Зеркина Д.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 544 с.

3. Политология: Учебное пособие / Каменская Е.Н. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 304 с.

4. Политология: учеб. пособ. / Н. И. Азаров, Г. С, Андрияш, Т. В. Бакулина и др.; Под ред. Б.И. Кретова. – М.: Высш. шк., 2001. – 303 с.

5. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В. Ю. Дорошенко и др.; Под ред.  В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с.

6. Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.

7.  Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов / Мухаева Р. Т. – 2-е изд., доп. – М.: ''Издательство ПРИОР'', 2002. – 432 с.

 

 

Дата ___.04.2008 г.

Подпись ____________

2

 



Информация о работе Демократический политический режим