Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:39, реферат
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Локк, Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Эволюция значения и термина «демократия»…………………………………..5
2. Характерные черты демократического режима………………………………...7
3. Механизм демократии……………………………………………………………….....9
4. Разновидности  современной демократии…………………………………..…10
5. Условия демократии……………………………………………………………..14
6. Демократия  и государство…………………………………………………..…..15
Заключение……………………………………………………………………….....17
Список использованной литературы……………………………………………...18
РЕФЕРАТ
по курсу «Политология»
на тему: 
«Демократический политический режим, 
его основные черты и виды.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Эволюция значения и термина «демократия»…………………………………..5
2. Характерные черты демократического режима………………………………...7
3.  Механизм 
демократии……………………………………………………
4. Разновидности современной демократии…………………………………..…10
5. Условия демократии……………………………………………………
6. Демократия 
и государство……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной 
литературы……………………………………………...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Локк, Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке - одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos - народ, kratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».
    В 
настоящее время демократию рассматривают 
как форму устройства любой организации, 
как идеал общественного 
    Каждому 
историческому типу государства, соответствовала 
своя форма демократии. Так и сейчас можно 
сказать: «Сколько стран столько и демократий». 
Каждая демократия различна. Нет двух 
одинаковых, так как на политический строй 
влияет множество факторов. 
 
1. Эволюция значения и термина «демократия».
В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.
В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании "большинства". Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: "Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших". Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.
Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.
Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
    Современные 
политики подчас злоупотребляют словом 
демократия. Большинство современных 
партий содержат в своем названии термин 
"демократическая". Практически все 
современные политические режимы, даже 
авторитарные, претендуют на демократичность. 
Подобная произвольность в употреблении 
понятия "демократия" и само разнообразие 
трактовок ее сущности побуждает отдельных 
авторитетных ученых сделать вывод, что 
демократия - это "понятие, решительно 
не поддающееся определению". Тем не 
менее политологи, различные международные 
организации используют это понятие, согласившись 
относительно критериев, позволяющих 
отнести тот или иной режим к демократическому. 
2. Характерные черты демократического режима
Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.
4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
    7. 
Социальные и экономические 
права. Реализация этих прав - необходимое 
условие обеспечения политического равенства. 
Связано это с тем, что провозглашение 
политического равенства не устраняет 
сложившейся практики, когда отдельные 
граждане в силу своего общественного 
статуса и благосостояния располагают 
большими возможностями влиять на власть, 
используя для этого СМИ, непосредственные 
контакты с правительственными чиновниками, 
дружеские связи. Реализация социально-экономических 
прав призвана сгладить имеющееся социальное 
неравенство и повысить тем самым активность 
рядовых граждан в политической жизни. 
Наконец, эти права закрепляют условия 
жизни, которые выступают своеобразным 
иммунитетом против страха нужды, например 
страха перед безработицей, нищетой. Они 
включают в себя право на достойный жизненный 
уровень, гарантии социальной защиты, 
право на образование и участие в культурной 
жизни, доступ к здравоохранению. Содержание 
экономических прав зафиксировано в Международном 
пакте об экономических, социальных и 
культурных правах (1966 г.). Они включают 
в себя право каждого человека зарабатывать 
себе на жизнь трудом, который он свободно 
выбирает, и право на справедливые и благоприятные 
условия жизни. Реализация этих прав требует 
подкрепления гарантиями против дискриминации 
в приеме на работу, в оплате труда по признакам 
пола, религии, расы или языка. Обеспечение 
социальных и экономических прав предполагает 
активность государства в разработке 
и осуществлении социальных программ. 
    3. 
Механизм демократии 
Механизм демократии складывался на протяжении столетий, вбирая в себя политический опыт многих народов. Его главными элементами являются:
    Следует 
особо подчеркнуть значение прав человека 
в демократической организации политической 
жизни. Если внимательно присмотреться 
к другим элементам этого механизма, то 
можно увидеть, что все они в конечном 
счете замыкаются именно на правах человека. 
Без наличия гарантированных (юридически 
и социально-экономически) прав и свобод 
человека в обществе не может   осуществляться 
демократический политический процесс. 
Информация о работе Демократический политический режим, его основные черты и виды