Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 12:56, реферат
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
1. Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
2. Политика развивающихся стран----------------------------------------------------------3
1. Китай---------------------------------------------------------------------------------------4
2. Индия---------------------------------------------------------------------------------------5
3. Пакистан-----------------------------------------------------------------------------------7
3. Политика развитых стран-------------------------------------------------------------------8
1. Германия-----------------------------------------------------------------------------------9
4. Политика России-------------------------------------------------------------------------------9
5. Заключение-------------------------------------------------------------------------------------10
6. Примечания-------------------------------------------------------------------------------------12
В результате подобных темпов роста в 1991 году население составило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. женщин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.
Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии происходит демографический взрыв. В самом деле,
при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению с предшествующими периодами.
Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увеличило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии придавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению националь-ной программы планирования семьи в качестве официальной го-сударственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда на-чалось выполнение первого пятилетнего плана развития народ-ного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права женщин.
Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух - трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: <Два или три ребенка - достаточно!>, <По - времени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!>, <Малая семья - счастливая семья!> и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!>, <Два ребенка - достаточно!> и т. п. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воспроизводства населения, а в ХХ! веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.
Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационною - административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.
Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для женщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответственно до 23 и 17 лет, а в дальнейшем для женщин - до 18 лет. В седьмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее, увеличены, а сами эти программы были теснее интегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.
Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется, прежде всего, тем, что проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жи-те-лей, различных семейных обрядов.
Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или, по крайней мере, предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений.
Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.
Второе место по темпам демографического роста (после КНР и Индии) занимают Пакистан и Нигерия, население которых увеличится со 156 млн. до 345 млн. и со 112 млн. до 244 млн. человек соответственно. Это подтверждают некоторые статьи, опубликованные в СМИ. Предлагаю некоторые из них.
Статья 1. «Пакистанская
семья в городе Окара /провинция Пенджаб/
сдала в приют своего восьмого, только
что родившегося ребенка, поскольку не
имеет возможности не то что дать ему образование,
но и просто прокормить, сообщает газета
"Доон". "Я получаю в месяц всего
2200 рупий /36 долларов/, - рассказал глава
семьи, - и мой сын обязательно умрет от
голода, если о нем не позаботятся хорошие
люди".
Ислам не разрешает аборты, реклама противозачаточных
средств в средствах массовой информации
запрещена. В Пакистане в среднем семья
имеет 6 детей, передает корреспондент
РИА "Новости".
Медики и социальные работники пытаются
вести пропагандистскую работу по вопросам
планирования семьи, однако, учитывая
неграмотность и консервативность основной
массы населения, заметных успехов она
не приносит.
Население страны продолжает расти очень
быстрым темпами - 2,2 проц в год /более 3,5
млн. человек/. Пакистан в этом году занял
7 место в мире по числу жителей - около
145 млн. /2,3 проц всего населения Земли/.
При таких скоростях к 2020 году в стране
будет проживать 230 млн. граждан.
При этом по официальным данным, только
49 проц населения /независимые эксперты
называют 40 проц/»
Статья 2. «Задача
снижения роста населения в Пакистане
становится все более насущной, заявил
военный правитель страны генерал Первез
Мушараф. Выступая в Исламабаде на собрании
по случаю Всемирного дня населения, П.Мушараф
охарактеризовал уровень демографического
роста в Пакистане, по последним данным
составивший 2,2%, как "слишком высокий".
По мнению генерала, этот уровень необходимо
снижать. Одновременно он подчеркнул,
что первостепенная задача правительства
- экономическое развитие страны, поэтому
жизненно важно четко контролировать
численность ее населения. В своем выступлении
П.Мушараф объявил также о введении ряда
административных изменений. В частности,
речь идет о децентрализации программ
по улучшению благосостояния жителей
страны и переводе этих программ на районный
уровень. Журналисты отмечают, что Пакистан,
в котором
живет 137 млн. человек, занимает седьмое
место в мире среди самых "населенных"
стран, сообщает Би-би-си».
В заключение хотелось бы отметить, что в целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действии, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим фактором человеческого прогресса утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей
Подобные отличные
концептуальные подходы определяются
не только экономическими причинами. Они
связаны с коренными изменениями
на международной арене. Нет больше социалистического
содружества, и западные страны могут
навязывать Третьему миру свое видение
его проблем. Возможно, у них существует
опасение, что со временем западная цивилизация
с ее низкими темпами роста населения
окажется слишком малочисленной, чтобы
противостоять многочисленному Третьему
миру. Беспрецедентный рост населения
в развивающихся странах вызывает необходимость
перераспределения дохода в мире. У промышленно
развитых стран Запада нет желания увеличивать
экономическую помощь, необходимую для
содействия развитию периферийных стран.
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Отношение в
западных странах к демографическим
проблемам определяется как эгалитаристское,
включающее соблюдение принципов демократии,
социальной справедливости и прав человека.
Они предполагают исключение репрессивных
мер, превосходство индивидуального решения.
Большинство промышленно развитых капиталистических
стран к низкой рождаемости относятся
неопределенно. Политика по увеличению
рождаемости отмечалась во Франции, Греции,
Люксембурге. Это не означает, что правительства
западных стран не имеют демографических
целей. Скорее всего, они не выражают их
в явном виде.
3.1.
Германия
Германия ведет
политику поощрения рождаемости. Правительство
ФРГ в 1974 г. разрешило распространение
контрацептивных средств и
Россия вступила
в ХХ век с рекордно высоким
уровнем рождаемости. Даже в 1915 г., когда
значительная часть мужчин была призвана
в армию, население страны продолжало
расти. В ближайшее время вступает в свой
детородный возраст поколение 1980-1987 годов
рождения. Последнее многочисленное поколение,
способное заместить своих отцов и матерей.
Государственная демографическая политика
России должна быть направлена на стимулирование
рождения второго и третьего ребенка,
т.к. это еще остается приемлемой ценностью
и возможно при создании соответствующих
материальных и бытовых условий. Расходы
на демографическую политику должны занять
первое место в государственном бюджете.
Объем льгот и поощрительных выплат для
двух- трехдетных семей должны достичь
уровня, при котором такие семьи будут
в материально выгоднее однодетных.