Борьба с терроризмом и нарушение прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:21, реферат

Краткое описание

Хотя международным сообществом принят ряд международных договоров, направленных на борьбу с конкретными видами терроризма – такими, например, как захват самолетов, – на уровне ООН на сегодняшний день не достигнуто никакой договоренности об определении понятия «терроризм». Устоявшегося определения терроризма нет в международном праве – несмотря на многочисленные попытки выработать его, предпринимавшиеся межправительственными организациями, правительствами и учеными.

Файлы: 1 файл

ТЕРРОРИЗМ.docx

— 24.86 Кб (Скачать)

«Лучшая – и  единственная – стратегия изоляции и уничтожения терроризма заключается в уважении прав человека, укреплении социальной справедливости, совершенствовании демократии и поддержании принципа верховенства права».

Сержиу Виейра ди Меллу (1948-2003), Верховный комиссар ООН по правам человека,

2002 г.

Что такое терроризм?

Хотя международным сообществом  принят ряд международных договоров, направленных на борьбу с конкретными  видами терроризма – такими, например, как захват самолетов, – на уровне ООН на сегодняшний день не достигнуто никакой договоренности об определении  понятия «терроризм». Устоявшегося определения терроризма нет в  международном праве – несмотря на многочисленные попытки выработать его, предпринимавшиеся межправительственными  организациями, правительствами и  учеными. Один судья Международного суда заметил, что «терроризм – это  термин, не имеющий какого-либо юридического значения. Это просто удобный способ обозначения деятельности государств или индивидов, которая широко осуждается и характеризуется либо незаконными  методами, либо целями, либо и тем  и другим». Однако само по себе определение  терроризма многое ставит на карту. Определить какое-либо действие как террористическое означает не просто утверждать, что  оно обладает определенными характеристиками, но и осудить его. Определение  какого-либо действия как теракта  имеет также серьезные последствия  для сотрудничества между государствами  – в частности, для таких его  видов, как обмен разведывательной информацией, взаимная правовая поддержка, замораживание и конфискация  финансовых средств и экстрадиция.

Сложность в определении понятия  «терроризм» вызвана тем, что  существует представление, что при  определенных обстоятельствах применение силы может быть оправдано. От Джорджа Вашингтона до Нельсона Манделы большинство выступлений за освобождение от колониального гнета и за право на самоопределение приводили к применению насилия в той или иной форме, что может быть (и было) определено как терроризм. В то же время, слишком широкое определение терроризма может использоваться для подавления ненасильственного выражения несогласия и подрыва основ демократического общества. Терроризм имеет место в самых различных ситуациях и принимает различные формы. Не стараясь дать здесь определение терроризма, мы можем рассмотреть некоторые из его постоянных характерных черт, в том числе следующие:

•организованный характер (независимо от размера организации);

• опасность (для жизни, здоровья и  имущества);

• направленность, в частности, против правительства (стремление к оказанию влияния на лиц, ответственных за разработку политики и законов);

• его бессистемный характер, приводящий к распространению и нагнетанию страха среди населения.

Преобладающей характеристикой терактов является их преступный характер –  даже если они имеют дополнительные признаки, ввиду которых их необходимо рассматривать как террористические по своей природе. Теракты являются преступлениями, и

поэтому они подлежат наказанию  по всей строгости в соответствии с обычным уголовным правом. С  точки зрения применения стандартов в области прав человека неважно, признается ли рассматриваемое деяние, по сравнению с любым другим серьезным  уголовным преступлением, террористическим актом или нет.

Обстоятельства, способствующие возникновению терроризма, и его

коренные причины

План действий ОБСЕ по борьбе с  терроризмом гласит:

«Никакие обстоятельства и никакие  мотивы не могут служить оправданием  актов терроризма. В то же время  существуют различные социальные, экономические, политические и прочие факторы, включая  воинствующий сепаратизм и экстремизм, порождающие условия, в которых  террористические организации могут  вербовать сторонников и рассчитывать на поддержку. Принятый ОБСЕ всеобъемлющий  подход к вопросам безопасности, предусматривающий  выявление и рассмотрение этих факторов в рамках всех соответствующих механизмов и структур ОБСЕ, обеспечивает ей тем  самым сравнительные преимущества в борьбе с терроризмом».

В Хартии ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним указывается, что  государства-участники ОБСЕ: «Убеждены  в необходимости устранять потенциальные  предпосылки возникновения и  существования терроризма, в частности, путем обеспечения полного уважения демократии и верховенства закона, предоставления всем гражданам возможности  в полной мере участвовать в политической жизни, недопущения дискриминации  и поощрения межкультурного и  межрелигиозного диалога в своих  обществах, вовлечения гражданского общества в поиск общего политического  урегулирования конфликтов, утверждения  прав человека и толерантности, а  также путем борьбы с бедность».

Группа высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам в своем  докладе Генеральному секретарю ООН отметила следующее:

«Единой для всех таких обеспокоенностей нитью является настоятельная необходимость разработки глобальной стратегии по борьбе с терроризмом – стратегии, затрагивающей коренные причины и укрепляющей ответственные государства, верховенство права и основополагающие права человека. Необходима всеобъемлющая стратегия, включающая в себя меры принуждения, но являющаяся более широкой, чем эти меры. Организация Объединенных Наций – при ведущей роли Генерального секретаря – должна содействовать такой всеобъемлющей стратегии, которая включает: Разработку более действенных инструментов для глобального сотрудничества в борьбе с терроризмом, причем исключительно в правовых рамках, основанных на уважении к гражданским свободам и правам человека, в том числе в областях правоохранительной деятельности; обмена разведывательными данными, когда это возможно; отказа и воспрещения, когда это необходимо; и мер финансового контроля». Также необходимо подчеркнуть, что права человека не существуют изолированно друг от друга. Государство, уважающее права человека, не выбирает отдельные права человека, которые к нему относятся; оно должно соблюдать все права человека применительно ко всем лицам, находящимся под его юрисдикцией. История изобилует примерами того, как несоблюдение или частичное соблюдение прав человека приводило к конфликтам и террористическим актам. Государства должны признать, что права человека неделимы и включают экономические, социальные и культурные права наравне с гражданскими и политическими правами.

Терроризм и  международное уголовное право

В течение четырех последних  десятилетий международное сообщество под эгидой Организации Объединенных Наций разработало 13 конвенций, посвященных предупреждению и искоренению терроризма. Эти так называемые секторальные договоры, в которых речь идет о различных вопросах, начиная с незаконного захвата воздушных судов и заложников и кончая борьбой с террористическими взрывами, являются составной частью глобального режима противодействия терроризму и платформой для международного сотрудничества. Они требуют от государств принимать конкретные меры для предупреждения террористических актов и борьбы со связанными с терроризмом lex specialis преступлениями, в частности обязывая государства преследовать в уголовном порядке отдельные виды деяний, устанавливать определенные юрисдикционные критерии (включая хорошо известный принцип aut dedere aut judicare "выдавать или осуществлять судебное преследование") и создавая правовую основу для сотрудничества в вопросах экстрадиции и оказания правовой помощи. В большинстве этих договоров, посвященных отдельным аспектам терроризма, перечисляются конкретные деяния, которые государства обязаны преследовать в уголовном порядке. Речь идет о преступлениях, связанных с финансированием терроризма, преступлениях, связанных со статусом жертвы (например, захват заложников и преступления против защищаемых международным правом лиц), преступлениях, совершаемых против гражданской авиации, судов и стационарных платформ, и преступлениях, связанных с использованием опасных материалов23. Например, согласно Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма к терроризму относится совершение любого "…деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его свершения". Она требует в уголовном порядке преследовать лиц, виновных в совершении конкретных преступлений, связанных с финансированием определяемого подобным образом терроризма. Совет Безопасности считает ратификацию и эффективное применение универсальных антитеррористических договоров одним из важнейших приоритетов. 28 сентября 2001 года, действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, он принял резолюцию 1373 (2001), конкретно заявив в ней, что любой акт международного терроризма представляет собой "угрозу для международного мира и безопасности" и что "акты, методы и практика терроризма противоречат целям и принципам Организации Объединенных Наций". Резолюция требует также от всех государств признать террористические акты как уголовное преступление; ввести уголовную ответственность за содействие совершению или подготовке террористических актов, а также за финансирование терроризма; деполитизировать террористические преступления; замораживать средства лиц, совершающих или пытающихся совершить террористические акты; и укреплять международное сотрудничество в уголовной сфере. В зависимости от контекста совершения террористических актов они могут представлять собой и преступления по международному праву. В ходе разработки Римского статута Международного уголовного суда ряд делегаций предлагали отнести терроризм к юрисдикции Суда в качестве отдельного преступления. Однако большинство государств выступили против именно из-за проблемы с определением. В Заключительном акте Дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по учреждению Международного Суда, принятом в Риме 17 июля 1998 года рекомендовалось в ходе конференции по обзору хода осуществления Римского статута, которая может состояться спустя семь лет после его вступления в силу, а именно в 2009 году, рассмотреть ряд преступлений, в том числе терроризм, с тем чтобы выработать их приемлемое определение и включить их в перечень преступлений, относящихся к ведению Суда. Хотя в Римском статуте "терроризм" и не указан в качестве отдельного преступления, он предусматривает различные правонарушения, которые в зависимости от фактов и обстоятельств каждого отдельного дела могут квалифицироваться как терроризм. Террористический акт может относиться к разряду преступлений против человечности, которые определяются в статье 7 Римского статута и включают в себя определенные действия, совершаемые осознанно в рамках широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население. Кроме того, такие действия, как преднамеренные или неизбирательные нападения на гражданское население или захват заложников, могут относиться к категории военных преступлений, определяемых в статье 8 Римского статута. Международные трибуналы использовали на практике и посвященные терроризму положения международного уголовного права. В 2003 году Международный трибунал по бывшей Югославии, руководствуясь статьей 3 своего устава, впервые осудил лицо за его участие в военном преступлении – терроре против гражданского населения Сараево. Суд пришел к выводу о том, что, помимо элементов, взятых из Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, террор против гражданского населения включает в себя и элементы, присущие и другим военным преступлениям.

Российское законодательство о противодействии терроризму

Закон о борьбе с терроризмом определяет терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Искоренить  терроризм полностью пока не представляется возможным, но оказатьпротиводействие терроризму и экстремизму – реально.  Законодательно это закреплено в федеральных документах РФ.

Федеральный Закон о  противодействии терроризму

В 2006 году был принят Федеральный Закон о противодействии терроризму. Согласно этому документу, противодействие основывается на принципах: 
обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; единоначалии в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.Закон о борьбе с терроризмом ставит в приоритет меры предупреждения терроризма 
Федеральный Закон о противодействии терроризму даёт такое определение этого понятия: противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Меры противодействия  терроризму подразумевают следущее

Президент Российской Федерации определяет основные меры противодействия терроризму и  направления государственной политики в области противодействия терроризму; компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом. 
Меры противодействия терроризму со стороны Правительства Российской Федерации предусматривает, что Правительство  определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами. 
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму и экстремизму в пределах своих полномочий.

Информация о работе Борьба с терроризмом и нарушение прав человека