Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:21, реферат
Хотя международным сообществом принят ряд международных договоров, направленных на борьбу с конкретными видами терроризма – такими, например, как захват самолетов, – на уровне ООН на сегодняшний день не достигнуто никакой договоренности об определении понятия «терроризм». Устоявшегося определения терроризма нет в международном праве – несмотря на многочисленные попытки выработать его, предпринимавшиеся межправительственными организациями, правительствами и учеными.
«Лучшая – и единственная – стратегия изоляции и уничтожения терроризма заключается в уважении прав человека, укреплении социальной справедливости, совершенствовании демократии и поддержании принципа верховенства права».
Сержиу Виейра ди Меллу (1948-2003), Верховный комиссар ООН по правам человека,
2002 г.
Что такое терроризм?
Хотя международным
Сложность в определении понятия «терроризм» вызвана тем, что существует представление, что при определенных обстоятельствах применение силы может быть оправдано. От Джорджа Вашингтона до Нельсона Манделы большинство выступлений за освобождение от колониального гнета и за право на самоопределение приводили к применению насилия в той или иной форме, что может быть (и было) определено как терроризм. В то же время, слишком широкое определение терроризма может использоваться для подавления ненасильственного выражения несогласия и подрыва основ демократического общества. Терроризм имеет место в самых различных ситуациях и принимает различные формы. Не стараясь дать здесь определение терроризма, мы можем рассмотреть некоторые из его постоянных характерных черт, в том числе следующие:
•организованный характер (независимо от размера организации);
• опасность (для жизни, здоровья и имущества);
• направленность, в частности, против правительства (стремление к оказанию влияния на лиц, ответственных за разработку политики и законов);
• его бессистемный характер, приводящий к распространению и нагнетанию страха среди населения.
Преобладающей характеристикой терактов является их преступный характер – даже если они имеют дополнительные признаки, ввиду которых их необходимо рассматривать как террористические по своей природе. Теракты являются преступлениями, и
поэтому они подлежат наказанию по всей строгости в соответствии с обычным уголовным правом. С точки зрения применения стандартов в области прав человека неважно, признается ли рассматриваемое деяние, по сравнению с любым другим серьезным уголовным преступлением, террористическим актом или нет.
Обстоятельства, способствующие возникновению терроризма, и его
коренные причины
План действий ОБСЕ по борьбе с терроризмом гласит:
«Никакие обстоятельства и никакие
мотивы не могут служить оправданием
актов терроризма. В то же время
существуют различные социальные, экономические,
политические и прочие факторы, включая
воинствующий сепаратизм и экстремизм,
порождающие условия, в которых
террористические организации могут
вербовать сторонников и
В Хартии ОБСЕ о предупреждении терроризма
и борьбе с ним указывается, что
государства-участники ОБСЕ: «Убеждены
в необходимости устранять
Группа высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам в своем докладе Генеральному секретарю ООН отметила следующее:
«Единой для всех таких обеспокоенностей нитью является настоятельная необходимость разработки глобальной стратегии по борьбе с терроризмом – стратегии, затрагивающей коренные причины и укрепляющей ответственные государства, верховенство права и основополагающие права человека. Необходима всеобъемлющая стратегия, включающая в себя меры принуждения, но являющаяся более широкой, чем эти меры. Организация Объединенных Наций – при ведущей роли Генерального секретаря – должна содействовать такой всеобъемлющей стратегии, которая включает: Разработку более действенных инструментов для глобального сотрудничества в борьбе с терроризмом, причем исключительно в правовых рамках, основанных на уважении к гражданским свободам и правам человека, в том числе в областях правоохранительной деятельности; обмена разведывательными данными, когда это возможно; отказа и воспрещения, когда это необходимо; и мер финансового контроля». Также необходимо подчеркнуть, что права человека не существуют изолированно друг от друга. Государство, уважающее права человека, не выбирает отдельные права человека, которые к нему относятся; оно должно соблюдать все права человека применительно ко всем лицам, находящимся под его юрисдикцией. История изобилует примерами того, как несоблюдение или частичное соблюдение прав человека приводило к конфликтам и террористическим актам. Государства должны признать, что права человека неделимы и включают экономические, социальные и культурные права наравне с гражданскими и политическими правами.
Терроризм и международное уголовное право
В течение четырех последних десятилетий международное сообщество под эгидой Организации Объединенных Наций разработало 13 конвенций, посвященных предупреждению и искоренению терроризма. Эти так называемые секторальные договоры, в которых речь идет о различных вопросах, начиная с незаконного захвата воздушных судов и заложников и кончая борьбой с террористическими взрывами, являются составной частью глобального режима противодействия терроризму и платформой для международного сотрудничества. Они требуют от государств принимать конкретные меры для предупреждения террористических актов и борьбы со связанными с терроризмом lex specialis преступлениями, в частности обязывая государства преследовать в уголовном порядке отдельные виды деяний, устанавливать определенные юрисдикционные критерии (включая хорошо известный принцип aut dedere aut judicare "выдавать или осуществлять судебное преследование") и создавая правовую основу для сотрудничества в вопросах экстрадиции и оказания правовой помощи. В большинстве этих договоров, посвященных отдельным аспектам терроризма, перечисляются конкретные деяния, которые государства обязаны преследовать в уголовном порядке. Речь идет о преступлениях, связанных с финансированием терроризма, преступлениях, связанных со статусом жертвы (например, захват заложников и преступления против защищаемых международным правом лиц), преступлениях, совершаемых против гражданской авиации, судов и стационарных платформ, и преступлениях, связанных с использованием опасных материалов23. Например, согласно Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма к терроризму относится совершение любого "…деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его свершения". Она требует в уголовном порядке преследовать лиц, виновных в совершении конкретных преступлений, связанных с финансированием определяемого подобным образом терроризма. Совет Безопасности считает ратификацию и эффективное применение универсальных антитеррористических договоров одним из важнейших приоритетов. 28 сентября 2001 года, действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, он принял резолюцию 1373 (2001), конкретно заявив в ней, что любой акт международного терроризма представляет собой "угрозу для международного мира и безопасности" и что "акты, методы и практика терроризма противоречат целям и принципам Организации Объединенных Наций". Резолюция требует также от всех государств признать террористические акты как уголовное преступление; ввести уголовную ответственность за содействие совершению или подготовке террористических актов, а также за финансирование терроризма; деполитизировать террористические преступления; замораживать средства лиц, совершающих или пытающихся совершить террористические акты; и укреплять международное сотрудничество в уголовной сфере. В зависимости от контекста совершения террористических актов они могут представлять собой и преступления по международному праву. В ходе разработки Римского статута Международного уголовного суда ряд делегаций предлагали отнести терроризм к юрисдикции Суда в качестве отдельного преступления. Однако большинство государств выступили против именно из-за проблемы с определением. В Заключительном акте Дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по учреждению Международного Суда, принятом в Риме 17 июля 1998 года рекомендовалось в ходе конференции по обзору хода осуществления Римского статута, которая может состояться спустя семь лет после его вступления в силу, а именно в 2009 году, рассмотреть ряд преступлений, в том числе терроризм, с тем чтобы выработать их приемлемое определение и включить их в перечень преступлений, относящихся к ведению Суда. Хотя в Римском статуте "терроризм" и не указан в качестве отдельного преступления, он предусматривает различные правонарушения, которые в зависимости от фактов и обстоятельств каждого отдельного дела могут квалифицироваться как терроризм. Террористический акт может относиться к разряду преступлений против человечности, которые определяются в статье 7 Римского статута и включают в себя определенные действия, совершаемые осознанно в рамках широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население. Кроме того, такие действия, как преднамеренные или неизбирательные нападения на гражданское население или захват заложников, могут относиться к категории военных преступлений, определяемых в статье 8 Римского статута. Международные трибуналы использовали на практике и посвященные терроризму положения международного уголовного права. В 2003 году Международный трибунал по бывшей Югославии, руководствуясь статьей 3 своего устава, впервые осудил лицо за его участие в военном преступлении – терроре против гражданского населения Сараево. Суд пришел к выводу о том, что, помимо элементов, взятых из Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, террор против гражданского населения включает в себя и элементы, присущие и другим военным преступлениям.
Российское законодательство о противодействии терроризму
Закон о борьбе с терроризмом определяет терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Искоренить терроризм полностью пока не представляется возможным, но оказатьпротиводействие терроризму и экстремизму – реально. Законодательно это закреплено в федеральных документах РФ.
Федеральный Закон о противодействии терроризму
В 2006 году был принят Федеральный Закон
о противодействии терроризму. Согласно
этому документу, противодействие основывается
на принципах:
обеспечения и защиты основных прав и
свобод человека и гражданина; законности;
приоритете защиты прав и законных интересов
лиц, подвергающихся террористической
опасности; неотвратимости наказания
за осуществление террористической деятельности;
системность и комплексное использование
политических, информационно-
Федеральный Закон о противодействии
терроризму даёт такое определение
этого понятия: противодействие терроризму
- деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
по: предупреждению терроризма, в том числе
по выявлению и последующему устранению
причин и условий, способствующих совершению
террористических актов (профилактика
терроризма); выявлению, предупреждению,
пресечению, раскрытию и расследованию
террористического акта (борьба с терроризмом);
минимизации и (или) ликвидации последствий
проявлений терроризма.
Меры противодействия терроризму подразумевают следущее
Президент Российской Федерации определяет
основные меры противодействия
терроризму и направления государственной
политики в области противодействия терроризму;
компетенцию федеральных органов исполнительной
власти, руководство деятельностью которых
он осуществляет, по борьбе с терроризмом.
Меры противодействия терроризму со
стороны Правительства Российской Федерации
предусматривает, что Правительство определяет
компетенцию федеральных органов исполнительной
власти, руководство деятельностью которых
оно осуществляет, в области противодействия
терроризму; организует разработку и осуществление
мер по предупреждению терроризма и минимизацию
и (или) ликвидацию последствий проявлений
терроризма; организует обеспечение деятельности
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления по противодействию терроризму
необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Федеральные органы исполнительной власти,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления осуществляют противодействие
терроризму и экстремизму в пределах своих
полномочий.
Информация о работе Борьба с терроризмом и нарушение прав человека