Большевизм как идеологический и политический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

Легко заметить, что пути большевизма и меньшевизма до 1917 г. тесно переплетались и понять историю одного течения без истории другого просто невозможно. Тем не менее большевизм - это совершенно уникальный идеологический и политический феномен, практически не имевший прямых аналогов в других странах. Строжайшая партийная дисциплина, идейная монолитность и какая-то особая устремленность большевиков в революцию - вот те черты, которые предопределили их успех в 1917 г. и превращение в партию власти.

Файлы: 1 файл

Довер-ть на документы.doc

— 27.50 Кб (Скачать)

1. Большевизм как идеологический и политический феномен 

     Легко заметить, что пути большевизма и меньшевизма до 1917 г. тесно переплетались и понять историю одного течения без истории другого просто невозможно. Тем не менее большевизм - это совершенно уникальный идеологический и политический феномен, практически не имевший прямых аналогов в других странах. Строжайшая партийная дисциплина, идейная монолитность и какая-то особая устремленность большевиков в революцию - вот те черты, которые предопределили их успех в 1917 г. и превращение в партию власти. Если добавить к этому достаточно прочную связь с народными массами и главное - умение внушить им, что большевики лучше других понимают нужды простых рабочих, крестьян и солдат и сделают все так, как захочет Его величество народ, то нетрудно понять, что дооктябрьский большевизм действительно был самым опасным противником самодержавного режима и буржуазии. Гибкость в применении различных тактических средств и блестящее владение приемами конспирации дополняли этот коллективный портрет сторонников большевизма, для которого были характерны также редкая политическая живучесть, исторический оптимизм, а долгое время и личное бескорыстие лидеров и рядовых партийцев. 

2. Происхождение большевизма 

     Большевизм стал синтезом идей марксизма и русской революционной традиции. Поэтому в его родословную нужно включить не только западных социалистов-утопистов, а затем Маркса, Энгельса, Каутского, но и русских революционеров Пестеля, Чернышевского, Лаврова, Ткачева, Нечаева, членов “Народной воли” и группы “Освобождение труда”. Многие их идеи и организационные принципы в переработанном виде вошли в политический арсенал большевизма, который резко отличался от партий II Интернационала, но зато имел немало точек соприкосновения с такими отечественными леворадикальными течениями, как неонародничество и анархизм.

     Если учесть, что канонический марксизм можно было применить в России лишь с большими оговорками и поправками, то русская революционная традиция с ее исконным интересом к крестьянству, [c.243] ставкой на сильную централизованную подпольную партию, тельным отношением к либерализму и либералам, оправданием революционного насилия, неистовым отрицанием всякого инакомыслия и равнодушием к общепринятым моральным нормам пришлась большевикам как нельзя кстати и в борьбе с самодержавным режимом, и в борьбе с оппонентами внутри самого революционного лагеря. Кроме того, примером для подражания большевикам всегда служили французские якобинцы и их плебейские методы беспощадной расправы с политическими врагами.

     Поистине огромную, а может быть, и решающую роль в рождении большевизма сыграл его лидер и главный идеолог В.И. Ульянов (Ленин), пользовавшийся у своих единомышленников непререкаемым авторитетом. Его мощный интеллект, несомненный талант теоретика, искренняя убежденность в своей конечной правоте и способность заражать ею окружающих, помноженные на неординарные организаторские качества, силу воли и твердость характера, сделали Ленина признанным руководителем профессиональных революционеров-большевиков. Создание сильной подпольной партии и подготовка революции в России стали всепоглощающей страстью Ленина, обладавшего к тому же поистине магнетической способностью притягивать к себе сторонников и соратников, хотя он был достаточно жестким, расчетливым прагматиком, презиравшим любые условности. Это был революционер по убеждению и призванию, настоящий борец, фанатик социалистической идеи, сделавший из трудов Маркса и Энгельса предмет своеобразного культа. О таких людях принято говорить, что они делают историю, и Ленин блестяще подтвердил подобную оценку.

     Еще в 90-е годы XIX в. и особенно в “искровский” период Ленин фактически уже готовил идеологическую платформу будущего большевизма и обдумывал его организационные принципы. В экономических работах молодого Ленина, выдвинувших его в число ведущих деятелей российского освободительного движения, четко прослеживалась мысль о том, что пореформенная Россия уже стала капиталистической страной и пролетариату суждено сыграть совершенно особую роль в предстоящей демократической революции. Преобладание в деревне крестьянской бедноты и нерешенность аграрного вопроса укрепили Ленина в мысли о возможности союза пролетариата и крестьянства в борьбе с самодержавием и помещиками, а заимствованная у Плеханова и Аксельрода и развитая им идея гегемонии пролетариата в освободительном движении решительно отсекала от него либералов как “предателей” интересов народа, соглашение с которыми лишь ослабит и даже погубит революцию. В итоге Ленин сделал вывод о том, что пролетариат является лидером всей российской демократии, выразителем интересов громадного большинства населения страны, а сам он предназначен быть вождем пролетарской партии и всего рабочего класса.

     Особое внимание Ленин уделил вопросу о марксистской партии как организаторе и руководителе классовой борьбы пролетариата за радикальное переустройство общества. Широкую известность получила его книга “Что делать?”, увидевшая свет в мае 1902 г. в Штутгарте [c.244] и тайно переправленная в Россию. Написанная доходчиво и чётко, она давала ясные ответы на вопросы, которые волновали в России широкий круг молодых радикалов. Характерно, что этой работой Ленина увлекались и многие будущие меньшевики.

     На первый план Лениным выдвигалась задача создания организации профессиональных революционеров, овладевших основами марксистской теории и умело ведущих конспиративную работу. При деспотическом самодержавном режиме, писал он, чем малочисленнее н дисциплинированнее организация, тем сложнее ее выследить, тем труднее арестовать ее членов. Социал-демократы обязаны смело проникать в массы рабочих, вербовать там своих сторонников, пропагандировать идеи Маркса, объединять все демократически настроенные элементы общества для участия в активных политических выступлениях, готовить их к всенародному восстанию. Успех дела Ленин связывал не с численностью подпольщиков, а с их организованностью, оперативностью, целеустремленностью, умением увлечь за собой массы.

     “...Дайте нам организацию революционеров, - и мы перевернем всю Россию!” - так, перефразируя Архимеда, сформулировал Ленин свой ответ на вопрос, что делать.

     К лету 1903 г. в реализации этой программы были достигнуты большие успехи. Однако оказалось, что единству партии грозят не только недооценивавшие значение политической борьбы “экономисты” и непокорные бундовцы, сколько разногласия внутри самой редакции “Искры”. Долгое время их удавалось преодолевать путем взаимных уступок, но на 11 съезде РСДРП они вспыхнули вдруг с новой силой. Раскол делегатов стал предвестником раскола всей партии и имел далеко идущие последствия.

     Конец 1903-го и весь 1904 г. оказались для Ленина и его сторонников одними из самых тяжелых. От большевиков отошел Плеханов, с его помощью меньшевики взяли в свои руки редакцию “Искры”, возобладали в Совете партии и резко ограничили финансовые возможности ленинцев. На страницах “Искры” Плеханов желчно писал о ленинском “бонапартизме”. Мартов издал небольшую брошюру, посвященную критике большевистского курса на установление “осадного положения” в РСДРП. Внес свою лепту в борьбу с ленинизмом и молодой Троцкий, В острополемической манере он изобразил Ленина скорее якобинцем, нежели марксистом, и вынес приговор: “Подобные методы приводят, как мы еще увидим, к тому, что партийная организация “замещает” собой партию, ЦК замещает партийную организацию и, наконец, “диктатор” замешает собою ЦК”,

     К лету 1904 г. Ленин остался в меньшинстве и в ЦК, и в Совете партии. Боязнь раскола, на который Ленин шел твердо и практически открыто, побуждала даже часть большевиков критиковать своего вождя за его “раскольнические” начинания. В июле 1904 г, большевики-примиренцы и меньшевики, преобладавшие в то время в ЦК (его состав постоянно менялся из-за арестов), совершили своеобразный “переворот” против Ленина, запретив ему выступать от имени ЦК. Конфликт закончился постановлением ЦК от 7 февраля 1905 г. об исключении Ленина из состава ЦК и Совета партии. [c.245]

     В конце 1904 г. возник большевистский центр - Бюро комитетов большинства со своей газетой “Вперед”. Так завершилось оформление большевистской фракции РСДРП, хотя в самой России полного обособления большевиков от меньшевиков так и не произошло. Между тем страна стояла на пороге первой в ее истории демократической революции, которую с нетерпением ожидали все социал-демократы. 

3. Большевистский радикализм в действии 

     Революция 1905-1907 гг. началась, как стихийный взрыв, к которому руководство РСДРП оказалось неподготовленным. На этом фоне инициатива ленинцев, упорно боровшихся за созыв нового партийного съезда, импонировала тем, кто жаждал решительных, энергичных действий. Если на II съезде РСДРП большевики проявили себя как совершенно определенное политическое направление, то через два года они вполне осознанно сделали попытку выступить в роли самостоятельной партии.

     В апреле 1905 г. вопреки всем препятствиям в Лондоне собрались делегаты, избранные на съезд, который сторонники Ленина официально назвали III съездом РСДРП, а меньшевики сочли незаконным.

     Этот первый чисто большевистский съезд стал впечатляющим реваншем Ленина. Он ввел в устав свою формулировку условий членства в РСДРП. Изменилась и система центральных органов большевистской фракции: вместо Совета партии, стоявшего над независимыми и равноправными ЦО и ЦК, создавался единый авторитетный орган - ЦК. В его состав вошли В.И.Ленин, инженер Л.Б.Красин, профессиональные революционеры А.А.Богданов, Д.С.Постоловский и А.И.Рыков. В новой большевистской газете “Пролетарий” активно сотрудничали крупнейшие большевистские публицисты того времени В.В.Воровский и А.В.Луначарский.

     Съезд принял все ленинские теоретические и практические установки. Происходящая в России революция носит буржуазный характер, но не буржуазия, а пролетариат более всех заинтересован в ее полном успехе, для которого необходим союз рабочего класса с крестьянством при руководящей роли пролетариата и изоляции буржуазии. Пролетариат должен поддержать все революционные требования своего союзника (съезд высказался за конфискацию помещичьих, казенных, монастырских, удельных земель и за немедленную организацию революционных крестьянских комитетов). Был намечен курс на проведение массовых политических стачек и вооружение рабочих. После победоносного восстания планировалось установление “революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства”, призванной довести до конца буржуазно-демократическую революцию и обеспечить ее перерастание в социалистическую.

     Большевистский съезд в Лондоне и меньшевистская конференция в Женеве отразили не только факт раскола РСДРП. Руководители обеих фракций воочию увидели и почувствовали пагубность противостояния, неприятие фракционной политики на местах. Поэтому и [c.246] большевики, и меньшевики приняли решение о необходимости объединения, тем более что в ходе революции происходило их сближение в процессе практической революционной работы. Меньшевики быстро левели, а большевики с весны 1905 г. начали кампанию за демократизацию внутрипартийной жизни.

     На большевистском съезде, где собрались одни “комитетчики” (так называли тогда руководителей партийного подполья) и не было ни одного рабочего, остро встал вопрос об извечной российской болезни - бюрократизме, который затронул даже молодую социал-демократическую партию. У партийных функционеров стала намечаться опасная тенденция к отрыву от рабочих масс, к искусственному ограничению и без того крайне узких в условиях самодержавия рамок внутрипартийной демократии (выборность, отчетность, контроль за руководящими органами). Они привыкали командовать рядовыми членами партии, смотреть на рабочих свысока. Начавшаяся революция делала это положение совершенно нетерпимым, тем более что РСДРП получила в 1905 г. возможность действовать более открыто, а нередко и полулегально.

     Учитывая это, Ленин требовал шире привлекать рабочих от станка в руководящие партийные органы всех уровней, делать ставку на молодежь, развивать в партии выборное начало и пресекать бюрократические тенденции, появившиеся у части партработников-профессионалов. Этот вопрос обсуждался на III съезде РСДРП, а в конце октября 1905 г. большевистский ЦК обратился ко всем местным партийным организациям с письмом, где говорилось: “Чтобы выступить в роли партии пролетарских масс, партия должна демократизировать свою организацию... Необходимо, насколько позволяет захваченная степень свободы, сделать организацию открытой и провести в ней выборное начало”.

     Частично это удалось сделать, но, к сожалению, ослабление репрессий со стороны царских властей было недолгим, и обстановка подполья скоро свела на нет все усилия по установлению в большевистской фракции более демократических порядков.

     В период наступления революции большевики тоже были на подъеме. Это было в полном смысле слова их время. Охватившая рабочие массы революционная эйфория, стачечный азарт и выдвижение максималистских требований, осознание собственной силы и значимости были очень созвучны настроениям большевиков, которые в свою очередь стремились поддержать и разжечь в массах революционное нетерпение, стремление к решительной вооруженной схватке с самодержавием. Отсюда вытекали особая активность большевиков в выпуске революционных листовок, создании, вооружении и обучении боевых дружин, работе в армии и на флоте. На случай возможного в будущем отката революции назад большевики хотели на данном этапе продвинуть ее как можно дальше, запугать царя и буржуазию как можно больше и главное - любой ценой прорваться к власти.

Информация о работе Большевизм как идеологический и политический феномен