Бюрократизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:30, реферат

Краткое описание

Термин «бюрократия» французского происхождения, означает буквально «господство канцелярии». Простейший смысл этого понятия состоит в отрыве исполнительных органов некоторой организации от неё самой.

Файлы: 1 файл

бюрократизм.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС»

На тему: «БЮРОКРАТИЗМ» 

Студентки 3 курса, группы №03-301

Специальность: «Учёт и аудит»

Бузыкиной Елены Григорьевны 
 
 

Руководитель:

Рыжкина Н.А. 
 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2005

     Термин  «бюрократия» французского происхождения, означает буквально «господство  канцелярии». Простейший смысл этого  понятия состоит в отрыве исполнительных органов некоторой организации  от неё самой.

     Тайну власти «канцелярии» раскрыть далеко не простою более того, взгляд вглубь всемирной истории создаёт иллюзию  её бессмертия. Но именно живучесть  бюрократии помогает найти её корни, её жизненную силу.

     Простейшее  решение – отождествление бюрократии с государством 0 верно лишь отчасти. С одной стороны, возникновение бюрократизма связано с возникновением власти, на определенной ступени исторического развития противопоставляющей себя обществу. Однако, с другой стороны, бюрократия – это та часть государственного аппарата, которая оторвана от её реальных функций по организации общественной жизни. Это руководящая каста внутри государственного аппарата, непосредственно нацеленная на поддержание собственно господства, независимо от выполнения тех обязанностей, которые объективно выпадают на долю государства в любом обществе. Однако, поскольку воле бюрократии подчинено функционирование всего государственного аппарата, поскольку бюрократические методы постепенно пронизывают деятельность всех органов государства.

     Бюрократы как таковые, сами по себе – не более  чем служащие, не имеющие особой власти. Бюрократ – это не более, чем «винтик», отдельный представитель  огромной безликой машины.

     В чём же корни этой власти бюрократии? Их можно назвать отношениями отчуждения – такой социальной обстановкой, когда общественные отношения становятся чуждыми для человека, господствуют над ними и не поддаются целенаправленному изменению.

     Бюрократия  – это лишь одна из многих форм господства объективных законов над людьми.

     Она возникает там, где эти процессы не могут протекать стихийно, без помощи особых субъективных сил, без сознательно осуществляемого управления. До определенного периода такой сферой оставались преимущественно социально-политические отношения. Экономику же регулировали иные, нежели бюрократия, отчуждённые от общества силы. Своего рода «равнодействующей», возникающий в процессе движения противоречия между объективным характером всемирной истории, с одной стороны, и ролью «простых» людей как творцов истории – с другой, становится закон основательности исторического действия, суть которого проста: чем больше по масштабу и сложности встающие перед обществом задачи, тем шире и организованнее должны быть массы, которые включаются в их решение.

     В переходной экономике, где определяющую роль играют развитые индустриальные технологии и существует необходимость общественного управления в крупных масштабах, бюрократизм существует в той степени, в какой общество отчуждено от управления.

     В современной литературе существуют различные подходы к объяснению причин распространения бюрократизма при социализме. Этот вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. характер выявленных причин предопределяет стратегию и тактику, содержание мер борьбы с ним.

     Одна  из точек зрения: бюрократизм не имел сущностных экономических и политико-идеологических причин, и он порождался субъективно: недостатками управления, планирования, снабжения (чрезмерный централизм, недостаточная эффективность контрольных механизмов и т.д.); дефектами политического и нравственного сознания у определённой части работников; недостаточно жёсткими административными мерами по отношению к отдельным бюрократам.

     Более перспективной является другая точка  зрения на природу бюрократизма при социализме: в основе бюрократизма лежали экономические, организационные, политико-идеологические, социально-культурные, психологические корни, часть которых связана не только с недостатками и деформациями в развитии социализма, но и с некоторыми его реальными сущностными чертами.

     Основное  различие между двумя точками  зрения в следующем: спервой позиции  бюрократизм можно было искоренить, исправляя имеющиеся недостатки; с позиции другой точки зрения бюрократизм полностью уничтожить невозможно, и борьба с ним должна была быть направлена на существенное снижение зоны оснований, воспроизводящих бюрократические тенденции.

     Корни бюрократизма – это причины, вытекающие из сущностных характеристик господствующих социально-экономических и политических отношений, из социальной структуры общества.

     Вообще  взяточничество, протекционизм, казнокрадство, очковтирательство – типичный куст бюрократических проявлений, разрастающийся в связи с практикой прямого административного стяжательства. Слепое подчинение вышестоящей инстанции и административный произвол по отношению к подчинённым и зависимым от его должностных возможностей людям – характерная черта данной системы управления.

     Бюрократизм проявлялся веками в своих традиционных формах: формализма, волокиты, консерватизма, пренебрежения к тем, кто стоит ниже на социальной лестнице и почитания занимающих на ней более высокое положение.

     Самостоятельные элементы социалистической бюрократии:

     - верхушка партаппарата, властные  претензии которой исходили, прежде  всего, из предпосылок, что  в стране велось активное «коммунистическое строительство»;

     - руководство хозяйствующих ведомств;

     - командование военно-промышленного  комплекса.

Таблица – Причины бюрократизма в руководящем  аппарате

Виды  причин Конкретизация причин
Организационные Подмена хозяйственных  органов, осуществление процесса управления с помощью множества документов. Использование в практической деятельности форм и методов хозяйственного руководства. Заорганизованность и формализация процессов.
Социальные Неразвитость  демократических форм и методов в работе аппарата, гласности. Систем оценки работников. Несамокритичность, догматизм, недостаточный уровень профессионализма у руководителей. Оторванность управленцев от трудовых коллективов, подмена живой работы с людьми разного рода совещаниями и заседаниями.
Правовые Отсутствие  правовой основы, определяющей взаимоотношения между хозяйственными органами, их руководителями.
Информационные Отсутствие  современной технической основы для сбора, обработки, хранения, передачи и выдачи информации.

     Обюрокрачивание могло происходить под влиянием внешних (объективных) и личностных (субъективных) факторов и находит отражение в стиле, формах и методах деятельности аппарата, руководителя.

     С точки зрения научного обоснования, бюрократизм – это коллективный эгоизм чиновников, проявляющийся в доминировании их специфических интересов над интересами представляемых ими социальных групп и общества в целом.

     Вероятнее всего бюрократизм как форма  негативного воздействия на общество осуществлялся намного раньше, чем можно предположить. Как система управленческого аппарата бюрократизация имеет корни двоякого рода: технологические и социальные.

     Суть  технологических корней бюрократизма состоит в технологии управленческого процесса и здесь, непосредственно отметим ряд его предпосылок.

     Во-первых, полное самоуправление, исключающее  возможность бюрократизма, имеет крайне ограниченные возможности применения в силу чисто технологических причин: нельзя править страной с помощью референдумов, а предприятием с помощью общих собраний.

     Во-вторых, везде и всегда осуществление управления предполагало делегирование части властных полномочий управленцев от субъекта власти к субъекту управления, от высших эшелонов к низшим.

     В-третьих, потребности общества в управлении всегда опережали возможности аппарата управления их удовлетворить.

     В-четвёртых, даже формы представительного самоуправления создают возможность бюрократизации, даже временное изменение социальной позиции индивида или группы ведёт  к изменению статуса и роли, к формированию хотя бы и нестабильных, но специфических интересов. Борьба с технологическими корнями бюрократизма связана с совершенствованием технологии управления, организации аппарата, улучшением его материальной базы, повышением качества подготовки и переподготовки кадров, их аттестаций и т.д.

     Технологические корни носят интернациональный  характер, а их исторический характер сводится к особенностям технологии управления на разных этапах развития общества, к различиям в уровне управленческой культуры.

     Важно раскрыть сущность социальных корней бюрократизма, которые являются причинами, вытекающими из сущностных характеристик господствующих социально-экономических и политических отношений, из социальной структуры общества. Эти корни уже не носят глобального интернационального характера, хотя некоторые общие механизмы всё же можно обнаружить.

     В данном случае можно представить  социальные корни бюрократизма как  деформацию системы управления в  условиях государственной модели социализма, что коснулось непосредственно всех стран бывшего постсоветского пространства.

     Во-первых, особенность социальной структуры государственного социализма является ключевое положение партийно-государственного аппарата как крупной социально-профессиональной группы, имеющей благодаря этому возможности без особых усилий навязать обществу реализацию своих групповых интересов, выдав их за общенародные.

     Во-вторых, национализация средств производства привела к замене господства частной собственности господством государственной. В условиях, когда самоуправление и демократия не получили развития, государственная собственность оказалась собственностью партийно-государственного аппарата как единого централизованного социального организма.

     В-третьих, на основе господства государственной  формы собственности в её аппаратной форме получил развитие централизм, ставший основой процесса бюрократизации. Централизм, возведённый в ранг идеологической ценности, привёл к формированию огромной управленческой пирамиды, значительная часть которой зациклилась на процессах самообслуживания.

     В-четвёртых, одной из характерных черт государственного социализма является сведение к минимуму роли товарно-денежных отношений и  рынка как регуляторов. Вместо них  широко используются административно-политические рычаги, находящиеся в руках аппарата управления.

     В-пятых, отсутствие правового государства  превратило общество государственного социализма в зону наибольшего благоприятствования для процессов бюрократизации. Аппарат возвёл свой частный интерес в ранг общественной целесообразности.

     В-шестых, монархические традиции переплелись  с жёсткой практикой бюрократической  диктатуры, широко использованной в  условиях режима личной власти Сталина, осуществлявшего террористические методы, что не могло не формировать пассивного гражданина, низкий уровень в области правовой культуры масс.

     Следует заметить, что бюрократизм – это  имманентное свойство любой системы  управления. Призывы искоренить его  являются утопией. Максимум, чего можно  добиться в борьбе с бюрократизмом  – это свести его к минимуму, создавая неблагоприятные социальные и технологические условия для его культивирования.

Информация о работе Бюрократизм