Бенедикт Спиноза и его политические взгляд

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 09:39, реферат

Краткое описание

Для подхода Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций. Существенным аспектом разработки им теоретических основ светского «юридического мировоззрения» была критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно-схоластических догм, борьба против теологических представлений о природе, человеке, обществе, государстве и праве. Все это определяет то общее, что было характерно для Спинозы как прогрессивного раннебуржуазного мыслителя. Политико-правовые учения Спинозы, отражая и защищая итоги буржуазных преобразований в родной Голландии, вместе с тем, не ограничиваясь этим, имели несомненно более богатое идейно-политическое содержание и познавательную ценность.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 3-4
1. Естественное право в понимании Спинозы …………………………….. 4-8
1.1 Суть естественного права …………………………………………. 4-5
1.2 Человек и право …………………………………………………… 5-6
1.3 Договорная теория государства …………………………………… 7-8
2. Понимание государства …………………………………………………. 8-13
2.1. Верховная власть …………………………………………………. 8-10
2.2. Полномочия государства ………………………………………….. 11-13
3. Формы государства ………………………………………………………… 13-18
3.1. Проблемы форм государства ………………………………………... 13-14
3.2. Монархия …………………………………………………………….. 14-15
3.3. Аристократия …………………………………………………........... 15-16
4. Демократия ………………………………………………………………… 16-18
Вывод …………………………………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Истории политических и правовых учений.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противоположность программных положений (Гоббс – сторонник абсолютной монархии, Спиноза – демократ) при общности методологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них – отождествление Спинозой естественного права с “мощью”, попытка последовательно провести в концепции это своеобразное понимание естественного права. Раз естественное состояние – это “состояние борьбы всех против всех”, оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать еще и по той причине, что люди связаны разделением труда. Спиноза – сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной – противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства: “Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, – писал Спиноза, – то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах... Но человеческая природа устроена совсем иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей”. Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы “сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно”. Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.

    Коль  скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и  предназначен для того, чтобы обуздывать аффекты и дурные страсти, в нем  должен быть воплощен истинный разум, всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы – все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало. Разумность законов и общая свобода обеспечены только там, где законы принимает многочисленное собрание, воля которого “определяйся не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или, по крайней мере, к тому, что кажется таковым”. При таком подходе разумным и наиболее могущественным, прочным государством признавалась республика, особенно демократическая. “В демократическом государстве, – писал Спиноза, – менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости”.

    Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в аристократии правители (т.е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный совет в демократии, если последней закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов). Правящие в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким крутом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни народом в целом), но признаются таковыми и призываются к управлению государством прямо основным законом этой формы правления, изначально установленным народом.

    Наиболее  широкой в трактовке Спинозы  является та форма демократии, «где все без исключения подчинены  одним только отечественным законам  и, кроме того, своенравны и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на государственную службу». Это, согласно пояснениям Спинозы, означает, что из числа лиц, допускаемых законом к управлению государством такой формы, исключаются иностранцы, женщины, рабы, дети и несовершеннолетние, а также те, кто подвергся бесчестию (вследствие преступления или позорного образа жизни). Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не нa другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными. 
 

                                  Вывод

    В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный  мыслитель-гуманист, критик теологических  политико-правовых идей, один из творцов  светской доктрины государства и  права. Концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

    Политико-правовое учение Спинозы было также определенным шагом к постижению сущности государства  и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление силы и права, “мощи” и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования “границ государственной власти”, прогрессивных политико-правовых программных требований.

    Представление о силе как основе права было определенным выходом за рамки чисто рационалистических схем, ориентировало теоретический  поиск основ и законов развития права и государства на отношения, лежащие за пределами договоров, соглашений, волеизъявлений отдельных и многих лиц, намечало путь углубления исканий в теории права и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

1. История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 2007.

2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под общей редакцией В.С.Нерсесянця - М.: Норма-Инфоб. 2004

3. История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред Лазарева В.В. – М. : Высшее образование, 2008

4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под редакцией И. Ю. Козлихина, А. В. Полякова – М.: СПбГУ, 2007 

Информация о работе Бенедикт Спиноза и его политические взгляд