Жизнь и Творчество Эйнштейна

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

Альберт Эйнштейн (14 марта 1879 — 18 апреля 1955) - один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879-1893, 1914-1933), Швейцарии (1893-1914) и США (1933-1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).

Оглавление

Введение………………………………………………………..2
Детство и юношеские годы……………………………………3
Первые шаги к признанию…………………………………….5
Профессорская деятельность. Эмиграция……………………8
Политические убеждения……………………………………..11
Философия……………………………………………………..14
Заключение……………………… ……………………………16

Файлы: 1 файл

Эйнштейн.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     Общая теория относительности привела к предсказанию эффектов, которые вскоре получили экспериментальное подтверждение. Она позволила также сформулировать принципиально новые модели, относящиеся ко всей Вселенной, в том числе и модели нестационарной (расширяющейся) Вселенной. 

    Эмиграция 

     Не без  колебаний принял Эйнштейн предложение  переехать в Берлин. Но возможность  общения с крупнейшими немецкими  учеными, в числе которых был  и Планк, привлекала его. 

     Политическая  и нравственная атмосфера в  Германии делалась все тягостнее, антисемитизм поднимал голову, и когда власть захватили фашисты, Эйнштейн в 1933 навсегда покинул Германию. Впоследствии в знак протеста против фашизма он отказался от германского подданства и вышел из состава Прусской и Баварской Академий наук. В берлинский период, кроме общей теории относительности, Эйнштейном была разработана статистика частиц целого спина, введено понятие вынужденного излучения, играющего важную роль в лазерной физике, предсказано (совместно с де Гаазом) явление возникновения вращательного импульса тел при их намагничивании и др. Однако, будучи одним из создателей квантовой теории, Эйнштейн не принял вероятностной интерпретации квантовой механики, полагая, что фундаментальная физическая теория не может быть статистической по своему характеру. Он нередко повторял, что "Бог не играет в кости" с Вселенной. 

     Переехав  в США, Эйнштейн занял должность  профессора физики в новом  институте фундаментальных исследований  в Принстоне (штат Нью-Джерси). Он продолжал заниматься вопросами космологии, а также усиленно искал пути построения единой теории поля, которая бы объединила гравитацию, электромагнетизм (а возможно, и остальное). И хотя реализовать эту программу ему не удалось, это не поколебало репутации Эйнштейна как одного из величайших естествоиспытателей всех времен. 

     В Принстоне  Эйнштейн стал местной достопримечательностью. Его знали как физика с мировым  именем, но для всех он был  скромным, приветливым и несколько  эксцентричным человеком, с которым  можно было столкнуться прямо  на улице. В часы досуга он любил музицировать. Начав учиться игре на скрипке в шесть лет, Эйнштейн продолжал играть всю жизнь, иногда в ансамбле с другими физиками. Ему нравился парусный спорт, который, как он полагал, необыкновенно способствует размышлениям над физическими проблемами. 

     Среди многочисленных  почестей, оказанных Эйнштейну, было  предложение стать президентом  Израиля, последовавшее в 1952, которое  он не принял. 

     Будучи  последовательным сторонником сионизма, Эйнштейн приложил немало усилий  к созданию Еврейского университета в Иерусалиме в 1925. 
     

    V.Политические убеждения  

    Альберт Эйнштейн был убеждённым демократическим  социалистом, гуманистом, пацифистом и  антифашистом. В своей статье под  названием «Почему социализм?», изданной в 1949, Альберт Эйнштейн обосновал нежизнеспособность хаотических капиталистических отношений, являющихся причиной социальной несправедливости, а главным пороком капитализма называл «пренебрежение человеческой личностью». Великий физик выступал за построение демократического социализма, который соединил бы социальную защиту население и планирование экономики с демократическим режимом и правами человека. Поэтому он не одобрял тоталитарные методы построения социалистического общества, наблюдавшиеся в СССР, однако всегда оставался другом Советского Союза и противником конфронтации западных демократий и социалистического лагеря.  

    Эйнштейн поддерживал  ненасильственные средства борьбы за права народных масс, особо отмечая  заслуги Махатмы Ганди: «Я считаю воззрения Ганди наиболее выдающимися из всех политиков наших современников. Мы должны стараться совершать поступки в этом духе: не использовать насилие для борьбы за наши права». Он был одним из соучредителей леволиберальной Немецкой демократической партии и членом связанной с Американской федерацией труда Американской федерации учителей. Также он активно содействовал борьбе темнокожего населения США за гражданские права, будучи близким другом популярного в СССР певца и актёра Пола Роброна. Из-за своих политических убеждений и национального происхождения Эйнштейн принимал активное участие в борьбе с фашизмом и нацизмом, а его племянник, бывший анархо-синдикалистом, воевал на стороне республиканцев во время Гражданской войны в Испании. В ответ на антифашистскую деятельность эмигрировавшего в 1933 Эйнштейна в гитлеровской Германии теория относительности официально считалась частью вымышленного «еврейского заговора в физике».  

    Из-за своей  «левизны» величайший учёный как  поклонник истинной демократии и  социализма часто подвергался нападкам со стороны правоконсервативных кругов в США. Во время разгула маккартизма ФБР располагало личным делом «неблагонадёжного» Эйнштейна, состоявшим из 1427 страниц. В частности, он обвинялся в том, что «проповедует доктрину, направленную на установление анархии». Архивы ФБР также свидетельствуют о том, что физик был объектом пристального внимания со стороны спецслужб, за то, что он «состоял, организовал или был почётным членом в 17 коммунистических организациях».  

    Альберт Эйнштейн также известен как сторонник создания еврейского государства. Будучи сторонником сионизма, он одновременно отвергал национализм в его любых проявлениях. Эйнштейн активно содействовал организации Еврейского университета в Иерусалиме в 1925 и государства Израиль в 1947. В 1952 ему даже поступило приглашение стать президентом Израиля, от которого учёный отказался.  

     Борьба  за мир  
     

    Значительным  является и вклад Альберта Эйнштейна  в борьбу за мир. Используя свою известность  во всех странах мира, физик призывал народы мира к сопротивлению агрессивным устремлениям немецких нацистов во Второй мировой войне. Опасаясь возможности создания ядерного оружия в Германии, Альберт Эйнштейн подписался под написанным Лео Сцилардом обращением к президенту США Франклину Делано Рузвельту о необходимости предупреждения такой возможности путём ускорения ядерной программы самих США, отмечая, что разрушительный потенциал урана и производных радиоактивных элементов может привести к созданию оружия невиданной раннее разрушительной силы.  

    Позже Альберт  Эйнштейн сожалел о подписанном им письме, понимая, что для нового руководителя США Гарри Трумэна ядерная энергия служит инструментом устрашения или шантажа других государств. В дальнейшем он критиковал все разработки ядерного оружия, в особенности, испытание его на атолле Бикини, а свою причастность к ускорению работ над американской ядерной программой считал величайшей трагедией своей жизни. Широкую известность получило высказывание гениального учёного по поводу угрозы ядерной войны: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но совершенно очевидно то, что четвертая — только палками и камнями», иногда приводится другой вариант: «Я не знаю, будет ли третья мировая война, но совершенно очевидно то, что не будет четвёртой».  

    Эйнштейн был одним из основателей Пагуошского движения учёных за мир, инициированного им и Бернардом Расселом в получившем широкую известность манифесте Рассела-Эйнштейна с предупреждением об опасности создания водородной бомбы. В рамках этого движения Эйнштейн, бывший его председателем, совместно с Альбертом Швейцаром вёл борьбу против гонки вооружений, создания ядерного и термоядерного оружия.  

    V. Философия 

    Эйнштейн всегда интересовался философией науки  и оставил ряд глубоких исследований на эту тему. Юбилейный сборник 1949 года к его 70-летию назывался (надо полагать, с его ведома и согласия) «Альберт Эйнштейн. Философ-учёный». Наиболее близким к себе по мировосприятию философом Эйнштейн считал Спинозу. Рационализм у них обоих был всеохватывающим и распространялся не только на сферу науки, но также на этику и другие аспекты человеческой жизни: гуманизм, интернационализм, свободолюбие и др. хороши не только сами по себе, но и потому, что они наиболее разумны. Законы природы объективно существуют, и они постижимы по той причине, что они образуют мировую гармонию, разумную и эстетически привлекательную одновременно. В этом главная причина неприятия Эйнштейном «копенгагенской интерпретации» квантовой механики, которая, по его мнению, вносила в картину мира иррациональный элемент, хаотическую дисгармонию.

    В науке эти  принципы означали решительное несогласие с модными тогда позитивистскими  концепциями Маха, Пуанкаре и других, а также отрицание кантианства  с его идеями «априорного знания». Эйнштейн пояснил суть своих разногласий  с ними: 

    …Априори  следует ожидать хаотического мира, который невозможно познать с  помощью мышления. Можно (или должно) было бы лишь ожидать, что этот мир  лишь в той мере подчинен закону, в какой мы можем упорядочить  его своим разумом. Это было бы упорядочение, подобное алфавитному упорядочению слов какого-нибудь языка. Напротив, упорядочение, вносимое, например, ньютоновской теорией гравитации, носит совсем иной характер. Хотя аксиомы этой теории и созданы человеком, успех этого предприятия предполагает существенную упорядоченность объективного мира, ожидать которую априори у нас нет никаких оснований. В этом и состоит «чудо», и чем дальше развиваются наши знания, тем волшебнее оно становится. Позитивисты и профессиональные атеисты видят в этом уязвимое место, ибо они чувствуют себя счастливыми от сознания, что им не только удалось с успехом изгнать бога из этого мира, но и «лишить этот мир чудес».

    Философия Эйнштейна  была основана на совершенно иных принципах. В своей автобиографии (1949) он писал:

    Там, вовне, был этот большой мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму. Изучение этого мира манило как освобождение, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность, отдавшись целиком этому занятию. Мысленный охват в рамках доступных нам возможностей этого внеличного мира представлялся мне, наполовину сознательно, наполовину бессознательно, как высшая цель… Предубеждение этих учёных [позитивистов] против атомной теории можно, несомненно, отнести за счет их позитивистской философской установки. Это интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже учёным со смелым мышлением и с тонкой интуицией. В 1954 году, за полтора года до смерти, Эйнштейн так охарактеризовал свое отношение к религии: «Слово „Бог“ для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить». 

    Наиболее полный обзор религиозных взглядов Эйнштейна  опубликовал его друг, Макс Джеммер (англ. Max Jammer), в книге «Эйнштейн и религия» (1999). 

     В архивах  Нобелевского комитета сохранилось  около 60 номинаций Эйнштейна в  связи с формулировкой теории  относительности; его кандидатура  неизменно выдвигалась ежегодно  с 1910 по 1922 годы (кроме 1911-го и 1915-го). Однако премия была присуждена только в 1922 году, за открытие закона фотоэлектрического эффекта, который представлялся членам Нобелевского комитета более бесспорным вкладом в науку. В результате этой номинации Эйнштейн получил (ранее отложенную) премию за 1921 год одновременно с Нильсом Бором, который был удостоен премии 1922 года. 

     Эйнштейну  были присвоены почётные докторские  степени от многочисленных университетов,  в том числе: Женевы, Цюриха, Ростока,  Мадрида, Брюсселя, Буэнос-Айреса, Лондона, Оксфорда, Кембриджа, Глазго, Лидса, Манчестера, Гарварда, Принстона, Нью-Йорка (Олбени), Сорбонны. 
     

    Заключение

     Близкие  знакомые описывают Эйнштейна  как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, обладающего превосходным  чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие снобизма, покоряющее человеческое обаяние. Несмотря на свой колоссальный научный авторитет, он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в 1922 году, когда он раскритиковал статью Александра Фридмана, предсказавшего расширение Вселенной. Получив затем письмо от Фридмана с разъяснением спорных деталей, Эйнштейн в том же журнале сообщил, что был неправ, а результаты Фридмана ценны и «проливают новый свет» на возможные модели космологической динамики.

    Несправедливость, угнетение, ложь всегда вызывали его  гневную реакцию. Самым ненавистным  словом в немецком языке для него было Zwang — насилие, принуждение.

    Лечащий врач Эйнштейна, Густав Букки, рассказывал[60], что Эйнштейн терпеть не мог позировать художнику, но стоило тому признаться, что рассчитывает благодаря его  портрету выбраться из нужды, как  Эйнштейн тут же соглашался и терпеливо высиживал перед ним долгие часы. 

    В конце жизни  Эйнштейн кратко сформулировал свою систему ценностей: «Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были добро, красота и истина».


Информация о работе Жизнь и Творчество Эйнштейна