Ярослав Мудрый

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны.

Файлы: 1 файл

Период княжения Ярослава Мудрого.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в  трудах,

в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему,  принося

все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к  нему,

просили у него благословения. После  же,  когда  преставился  великий  князь

Ярослав, - приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний же прославлен

был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его,  пришел  с  дружиною

своею, прося у него благословения и  молитвы.  И  ведом  стал  всем  великий

Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он  принимать

и постригать их, и собралось к нему братии  числом  12,  и  ископали  пещеру

великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют  в  пещере

под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний:  "Это  Бог

вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой  Горы,  по  которому

меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал - да будет  благословение

на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы". И так сказал  им:  "Живите

же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам  я  хочу  уединиться  в  этой

горе, так как и прежде уже привык жить в уединении". И поставил им  игуменом

Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем,  и

в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя  никуда  из  пещеры  в

течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом

жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась  и  не  могла

уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И  пришли

игумен с братией к Антонию и сказали ему: "Отец!  Умножилась  братия,  и  не

можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей  молитве  поставили

бы мы церковку вне пещеры". И повелел им Антоний. Они же поклонились  ему  и

поставили церковку малую над пещерою во имя  Успения  святой  Богородицы.  И

начал Бог, по молитве  святой  Богородицы,  умножать  черноризцев,  и  совет

сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию  и

сказали: "Отец! Братия умножается, и  мы  хотели  бы  поставить  монастырь".

Антоний же сказал с радостью: "Благословен Бог во  всем,  и  молитва  святой

Богородицы и отцов Святой Горы да будет  с  вами".  И,  сказав  это,  послал

одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: "Князь мой! Вот Бог умножает

братию, а местечко малó: дал  бы  нам  гору  ту,  что  над  пещерою".

Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору  ту.

Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом,

келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры

начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы  прежде  в  пещере,  и

прозвался  монастырь  Печерским.  Основался  же   монастырь   Печерский   по

благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при  игумене  Варлааме,

Изяслав поставил другой монастырь, святого  Дмитрия,  и  вывел  Варлаама  на

игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь  выше  Печерского,

надеясь на свое богатство. Много ведь  монастырей  цесарями,  и  боярами,  и

богачами поставлено, но не такие они, как те,  которые  поставлены  слезами,

постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота,  ни  серебра,  но

достиг всего слезами и постом, как я  уже  говорил.  Когда  Варлаам  ушел  к

святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию  и  сказали:

"Поставь нам игумена". Он же сказал им: "Кого  хотите?".  Они  же  ответили:

"Кого хочет Бог  и  ты".  И  сказал  им:  "Кто  из  вас  больше  Феодосия  -

послушного, кроткого, смиренного, - да будет он вам игумен". Братия же  рада

была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии,  числом  20.

Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим

постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и  собрал

братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил,

монах Студийского монастыря, пришедший из  Греческой  земли  с  митрополитом

Георгием, - и стал у него Феодосий спрашивать устав  студийских  монахов.  И

нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре  своем  -  как  петь  пения

монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в  церкви,  и

весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни

- все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От

того же монастыря переняли все монастыри этот  устав,  оттого  и  почитается

монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в  монастыре,  и

вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого,

приходящего к нему, - пришел к нему и я -  худой  и  недостойный  раб,  -  и

принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил,  в  какой

год начался Печерский монастырь и чего ради зовется  Печерским.  А  о  житии

Феодосия скажем после.

В год 6560  (1052).  Преставился  Владимир,  старший  сын  Ярослава,  в

Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам.

В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки,

и нарек имя ему Владимир.

В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав.  Еще  при

жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот,

сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от  одного

отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет  в

вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же  будете  в  ненависти

жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов  своих  и

дедов своих, которые добыли  ее  трудом  своим  великим;  но  живите  мирно,

слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему  сыну  моему  и

брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня,  пусть  будет  он

вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю

Владимир, а Вячеславу Смоленск". И так разделил между ними города,  запретив

им переступать пределы других братьев и  изгонять  их,  и  сказал  Изяславу:

"Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому,  кого  обижают".  И

так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже  он  был  болен  тогда  и,

приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был... а Святослав  во

Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его  отец  больше  всех

братьев и держал его всегда при себе. И  приспел  конец  жизни  Ярослава,  и

отдал душу свою Богу в первую субботу  поста  святого  Федора.  Всеволод  же

обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев,  а  попы  пели

положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в  гроб

мраморный в церкви святой Софии



Информация о работе Ярослав Мудрый