Доклад
на тему:
«Выдающаяся
историческая личность:
Пётр Яковлевич
Чаадаев»
Выполнил
студент
группы 122
Селин Сергей
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) - русский философ и публицист,
автор философского трактата, в котором
с точки зрения идеалистических философских
воззрений проводится резкая критика
отсталости исторического развития России.
Петр Яковлевич в возрасте
трех лет лишился родителей
и вместе с братом Михаилом
был взят под опеку князем
Д.М. Щербатовым совместно с графом
Толстым. Он окончил Московский университет.
В годы учебы он прежде всего отдавал предпочтение
поэзии, особенно русской, римскому праву,
истории, дипломатии, красноречию, философским,
политическим и экономическим наукам.
Во время Отечественной войны он служил
в Семеновском полку, позже был назначен
адъютантом командира гвардейского корпуса
Васильчикова в Царском Селе. Именно с
этих лет началась тесная дружба Чаадаева
с Пушкиным, в основе которой лежало общее
стремление к познанию, к осмыслению русской
действительности.
В петербургском и московском
обществе он был заметной, значительной
фигурой. К нему были милостиво
расположены великие князья Константин
и Михаил Павловичи, он был
отмечен также и самим Александром
I.
В русской общественной жизни
1830-х годов Чаадаев был знаменитой
фигурой. Его первое “Философическое
письмо”, вышедшее в московском
журнале «Телескоп» в 1836 году,
по словам Герцена, явилось
потрясением для всей мыслящей
России. Обладая отвагой мыслителя
и мужеством военного, Чаадаев
на протяжении четверти века
был активным участником идейных
споров, поднимая в них острые
и неоднозначные вопросы. Участники
этих дискуссий отзывались о
Чаадаеве, как о человеке с
просвещенным умом, художественными
чувствами и благородным сердцем.
Даже его оппоненты были благодарны
ему за то, что он, не позволяя
умам общественности погрузиться
в сон, пробуждал и мысли,
и чувства .
Он устраивал приемы в своем
доме в Москве, был желанным
гостем в салонах и гостиных.
Вяземский называл его “преподавателем
с подвижной кафедры”, отдавая
дать выдающемуся уму и умению
облечь свои идеи в изысканную
форму. Имя Чаадаева было хорошо
известно в те годы среди
русской просвещенной аристократии.
Пушкинское «И на обломках
самовластья напишут наши имена»
- это строки из стихотворения
к Чаадаеву. Великий поэт дружил
с выдающимся мыслителем.
Чаадаев был оппозиционером трудной
николаевской эпохе, примером
для молодого поколения московской
общественности. Он выступал против
«разнузданного патриотизма», но
за «благо отечества». В своих
афоризмах, формулируя свое видение
общественного служения, он обозначал
основные постулаты любви к
отечеству. По его мнению, служить
отечеству – значит не вводить
в заблуждение общественное мнение,
не обманывать его ни стихами,
ни прозой; любить отечество в
его интересах, а не в своих;
не ставить выше истинного
блага отечества успехи в салонах;
не мириться с предрассудками
и суевериями .
Главным трудом жизни Чаадаева
являются «Философические письма»,
определившие его влияние на
историю русской философии. Конституция
России, сформулированная в этой
концепции, является наследником
воззрений Ивана Грозного («Москва
третий Рим»), Радищева («Путешествие
из Петербурга в Москву»), Пестеля
(«Русская правда»), Карамзина («История
государства Российского»). Чаадаев
создал документ русского национального
самосознания, первым в истории
русской социальной мысли, в
котором осмысление роли и
истории России ведется в глубоком
историко-философском контексте.
Однако сама попытка обобщить
историческое наследие, объединив
его философскими взглядами и
выявив определенные закономерности,
сопоставимые с российской действительностью,
и подвергающая непримиримой
критике множество вопросов, была
весьма своеобразной. В этом плане
«Философические письма» для
того времени являются прорывом
в русском философском мышлении,
определяющим эпоху.
Чаадаев
отводил разуму первую роль в познании.
По его убеждению, наука не может
существовать без философии и
теории. Он был убежден, что в процессе
познания человек пользуется мировым
разумом, поскольку отдельный разум
человека не способен охватить и изучить
всю сущность бытия. Столкновение сознаний
виделось им как средство для познания,
поскольку оно ведет к отсеиванию
лишних, не ведущих к истине, мыслей,
и способствует слиянию верно
направленных теорий. Таким образом,
теории Чаадаева о том, что любая
мысль человека есть не его мысль,
а рода человеческого, и о том,
что «сознание человека – продукт
общественного разумения» производят
впечатление известной противоречивости.
Исходя из этих идей, Чаадаев
пытался определить особенности
и различия национальных сознаний
двух противоположных миров –
Востока и Запада. Он подразумевал
под нацией некоего совокупного
индивида, а потому приписывал
этому образу не только индивидуальный
разум, но и индивидуальный
дух. По его представлениям, в
Китае и Индии разум смешан
с воображением, в Германии разум
занят отвлеченными теориями, в
Англии проявляются наружу лишь
действенные и активные побуждения,
а спокойные хранятся внутри
сознания.
Что до русского менталитета,
то Чаадаев считал, что в России
чувства всегда главенствуют
над разумом, сознание русского
человека пользуется скорее интуицией,
чем логикой и характеризуется
отсутствием традиций. Недостатки
дворянства он видел именно
в этих особенностях русского
менталитета.
Одной из
важнейших тем для Чаадаева была
проблема характеристики самосознания
России и будущего страны. В связи
с этим он рассматривал и остальные
проблемы, в том числе религиозные
и философские. Несмотря на всю его
вовлеченность в изучение этих тем,
они все же оставались прикладными
к основной проблеме.
Чаадаевское видение России обозначается
следующим: Россия является аномальной
страной, чье развитие складывается вопреки
законам развития наций. Положительные
стороны российской действительности
не занимают его внимания, поскольку Чаадаев
увлечен в основном выявлением пороков
и несовершенств русского народа.
Своеобразность России понимается
Чаадаевым с помощью антитез
ее истории и современности определенным
законам, которым следует история человечества.
Причиной изолированности русской цивилизации
он называет обособленное географическое
положение страны, которое не дает ей причислить
себя ни к Востоку, ни к Западу, тем самым
оставляя ее вне времени, вне пространства
и даже вне исторического прогресса.
Условия жизни в России видятся
ему невозможными для нормального существования
человека, безрадостными, лишенными смысла,
обесценивающими личностное начало человека.
Бурные эпохи перехода от юности к зрелости
в своем развитии пережили все общества,
кроме России, в которой ничего не меняется.
«Мы растем, но не созреваем, движемся
вперед, но по кривой линии; то есть такой,
которой не ведет к цели».
Подводя
итог своим теориям, Чаадаев заключает:
«Про нас можно сказать, что мы
составляем исключение среди народов.
Мы принадлежим к тем из, иных,
которые как бы не входят составной
частью в род человеческий», и добавляет;
«а существуют лишь для того, чтобы преподать
великий урок миру: то есть, урок того,
как и почему народ выпадает из рода человеческого
и как вновь войти в его состав» .
История
русского народа видится Чаадаевым
как череда сплошных отречений от
прав и благ в пользу властителей.
Именно это обстоятельство и побуждает
Чаадаева доискиваться до причин порабощения
и России, и соседних народов. Особенную
горечь вызывает в нем то обстоятельство,
что истины, давно известные другим
народам, в Росси только-только открываются,
и не вошли еще в жизнь, рассматриваясь
исключительно как теоретическое умствование.
Современники
Чаадаева были поражены настолько шокирующим
осмыслением исторического пути
и предназначения России. Принципы
новейшей европейской историософии
были впервые применены к России. Чаадаев
выявил парадоксальные факты того, что
весь путь России не укладывался ни в одну
философскую модель, одни факты противоречили
другим, а те закономерности, которые присутствовали
в жизни европейских стран, полностью
отсутствовали в России. Чаадаев увидел
Россию в хаосе, неорганизованных и детских
подражаниях Западу, которые не затрагивали
основных положений вещей.
Политические взгляды Чаадаева
довольно противоречивы. Двойственность
и множественность его суждений,
вхождение в противоречие с
самом собой отражает неоднозначность
его философии. Но в любом случае, это было
самобытным явлением, в главных чертах
определившим дальнейший прогресс русского
самосознания. Под влиянием идей Чаадаева
находились такие светила русской поэзии,
как Пушкин и Лермонтов. Чаадаев положил
начало разделению русской общественности
на западников и славянофилов. Его идеи,
связанные с будущей лидерской позицией
России в истории всего мира, основаны
на интернационализме, критике национальной
ограниченности и навязывания другим
нациям своих предпочтений. Чаадаевская
концепция «истинного патриотизма» продолжает
лучшие традиции русской общественной
мысли, и, прежде всего, декабризма.
Высказывания, цитаты
и афоризмы Чаадаевa
- Думаете ли вы, что такая страна, которая в ту самую минуту, когда она призвана взять в свои руки принадлежащее ей по праву будущее, сбивается с истинного пути настолько, что выпускает это будущее из своих неумелых рук, действительно достойна этого будущего?
- На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире.
- Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной.
- Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.
- Русский ум есть ум безличный по преимуществу. Дело в том, что оценить, как следует, европейские события можно лишь с того расстояния, на котором мы от них находимся. Мы стоим, по отношению к Европе, на исторической точке зрения, или, если угодно, мы — публика, а там актеры, нам и принадлежит право судить пьесу.
- Россия, если только она уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы.
- Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику, ее дело в мире есть политика рода человеческого, Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами; оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества. Все наши мысли в жизни, в науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить, в этом наше будущее, в этом наш прогресс; мы представляем огромную непосредственность без тесной связи с прошлым мира, без какого-либо безусловного соотношения к его настоящему, в этом наша действительная логическая данность, и, если мы не поймем и не признаем этих наших основ, весь наш последующий прогресс вовеки будет лишь аномалией, анахронизмом, бессмыслицей.
- Нет более огорчительного зрелища в мире нравственном, чем зрелище гениального человека, не понимающего свой век и свое призвание.
- Глуповатое благополучие, блаженное самодовольство, вот наиболее выдающаяся черта эпохи у нас; и что особенно замечательно, это то, что как раз в то время, когда все эти слепые и страстные национальные самоутверждения, враждебные друг другу, унаследованные христианскими народами от времен язычества, сглаживаются и все цивилизованные нации начинают отрекаться от презрительного самодовольства в своих взаимных отношениях, нам взбрело в голову стать в позу бессмысленного созерцания наших воображаемых совершенств.
- Приходится решить, может ли народ, раз осознавший, что он в течение века шел по ложному пути, в один прекрасный день простым актом сознательной воли вернуться по пройденному следу, порвать с ходом своего развития, начать его сызнова, воссоединить порванную нить своей жизни на том самом месте, где она некогда, не очень-то ясно каким образом, оборвалась.
Резко отрицательная
характеристика России вызвала гнев Николая
1, начертавшего: "Прочитав статью, нахожу,
что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы,
достойной умалишенного". Журн. "Телескоп",
в к-ром напечатали "письма", закрыли,
редактора сослали, цензора уволили со
службы. Вызванному к моек. полицмейстеру
Чаадаева объявили, что по распоряжению
правительства он считается сумасшедшим.
Унизительный надзор полицейского лекаря
за "больным" был снят лишь в 1837. В
"Апологии сумасшедшего" Чаадаев
пересмотрел свою точку зрения на Россию,
отметив: "Может быть, преувеличением
было опечалиться хотя бы на минуту за
судьбу народа, из недр к-рого вышли могучая
натура Петра Великого, всеобъемлющий
ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина".
Однако после Крымской войны (1853 - 1856), не
видя улучшения в положении России, думал
о самоубийстве. Умер от воспаления легких,
оставив свои материальные дела в полном
расстройстве. Неоднозначное творчество
Чаадаева позволяло исследователям называть
его воинствующим западником, мистиком
и консерватором, деятелем освободительного
движения, чисто религиозным мыслителем.
Но, как бы ни оценивались взгляды Чаадаева,
он сыграл значительную роль в развитии
общественной мысли России.