2.2. Разработка рабочего
законодательства.
С ростом промышленности и
модернизацией социальной структуры
все большее место в деятельности
министерства финансов занимала проблема
взаимоотношений предпринимателей
и рабочих. Правительством был издан
ряд законов, регулировавших отношения
между фабрикантами и рабочими, создан
орган по контролю за соблюдением этих
законов - фабричная инспекция. При Витте
последняя была существенно реорганизована.
Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась
на 60 губерний и областей Европейской
России. В ее компетенции находился также
контроль за техническим состоянием предприятий,
точным оформлением документации при
получении их владельцами различных ссуд
из государственного банка и наблюдение
за разумным использованием кредитов.
Первоначально Витте склонен был видеть
причину стачечного движения почти исключительно
в подстрекательстве антигосударственных
элементов, которые якобы искусственно
стремились внести рознь в отношения между
трудом и капиталом. Он считал, что в промышленности
преобладает патриархальных склад отношений
между хозяином и рабочим. Вскоре, однако,
рассуждения об особом укладе русской
жизни и патриархальных отношениях на
фабриках и заводах совершенно исчезают
в документациях министерства финансов.
Рост забастовочного и революционного
движения служил достаточно убедительным
доказательством несостоятельности его
прежних представлений о причинах социальной
напряженности на предприятиях. Именно
нарастание стачечного движения побудило
правительство вернуться на путь усовершенствования
фабричного законодательства. С участием
Витте были разработаны и приняты законы
об организации рабочего времени на предприятиях
(2 июня 1897 г.), о вознаграждении рабочих,
потерявших трудоспособность в результате
несчастного случая на производстве (2
июня 1903 г.), о введении на фабриках и заводах
института фабричных старост (10 июня 1903
г.), которые были при всей их ограниченности
все же шагом вперед в разработке рабочего
законодательства. Витте видимо, рассчитывал
установить полный контроль над положением
дел в промышленности, начиная от технического
состояния предприятий и кончая сферой
социальных отношений. Политика эта встречала
упорное сопротивление МВД, пытавшегося,
в свою очередь, полностью подчинить себе
фабричную инспекцию, расширив ее полицейские
функции. На местах инспектора оказались
в подчинении губернаторов, что было вынужденным
компромиссом. Принятые законы оказались
урезанными, что, как отмечал впоследствии
Витте, послужило причиной обострения
социальной напряженности. Витте удалось
удержать за собой руководство фабричными
инспекторами и председательство в Главном
по фабричным и горнозаводским делам присутствии.
Но на местах инспектора оказались в подчинении
губернаторов, это было вынужденным компромиссом.
Принятые законы оказались урезанными;
по мнению Витте это послужило причиной
обострения социальной обстановки.
ГЛАВА III. ИТОГИ РЕФОРМАТОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИТТЕ
3.1. Первое падение
На пути Витте встал
его давний противник В. К. Плеве,
назначенный министром внутренних
дел. Аграрный вопрос оказался ареной
противоборства двух влиятельных министров.
Реализовать свои идеи Витте так
и не удалось. Однако инициатором
перехода правительства к буржуазной
аграрной политике был именно С. Ю. Витте.
Что же касается П. А. Столыпина, то впоследствии
Витте неоднократно подчеркивал, что
тот «обокрал» его, использовал
идеи, убежденным сторонником которых
был он сам, Витте. Именно поэтому
Сергей Юльевич не мог вспоминать
о П. А. Столыпине без чувства
озлобления. «... Столыпин, — писал
он, — обладал крайне поверхностным
умом и почти полным отсутствием
государственной культуры и образования.
По образованию и уму... Столыпин представлял
собою тип штык-юнкера»8. События начала XX в. поставили
под сомнение все грандиозные начинания
Витте. Мировой экономический кризис резко
затормозил развитие промышленности в
России, сократился приток иностранных
капиталов, нарушилось бюджетное равновесие.
Экономическая экспансия на Востоке обострила
русско-английские противоречия, приблизила
войну с Японией. Экономическая «система»
Витте явно пошатнулась. Кампанию против
Витте охотно поддержал Николай II. Надо
заметить, что между С. Ю. Витте и Николаем
II установились сложные отношения: со
стороны Витте демонстрировались недоверие
и презрение, со стороны Николая — недоверие
и ненависть. Витте теснил собой сдержанного,
внешне корректного и прекрасно воспитанного
царя, постоянно оскорблял его, сам того
не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью,
самоуверенностью. И было еще одно обстоятельство,
которое превращало простое нерасположение
к Витте в ненависть: все-таки без Витте
никак нельзя было обойтись. Всегда, когда
требовались в самом деле большой ум и
изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом
зубовным, обращался к нему. Со своей стороны,
Витте дает в «Воспоминаниях» весьма резкую
и смелую характеристику Николаю. Перечисляя
многочисленные достоинства Александра
III. О самом же государе он пишет: «Император
Николай II... представлял собою человека
доброго, далеко не глупого, но неглубокого,
слабовольного. Основные его качества
— любезность, когда он этого хотел... хитрость
и полная бесхарактерность и безвольность»9. В августе 1903 г. кампания против
Витте увенчалась успехом: он был снят
с должности министра финансов и назначен
на пост председателя Комитета министров.
Несмотря на громкое название, это была
«почетная отставка», так как новый пост
был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе
с тем Николай II не собирался окончательно
удалять Витте, ибо тому явно симпатизировали
императрица-мать Мария Федоровна и брат
царя великий князь Михаил. Кроме того,
на всякий случай Николай II и сам хотел
иметь под рукой такого опытного, умного
сановника. Потерпев поражение в политической
борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству.
Он поставил себе целью отвоевать утраченные
позиции. Начать активную борьбу за возвращение
к власти позволила подготовка к войне
с Японией. Однако надежды не оправдались.
Пытаясь обратить на себя внимание, Витте
принимает участие в совещаниях у царя
по вопросу о привлечении выборных от
населения к участию в законодательстве,
пытается добиться расширения компетенции
Комитета министров. Наконец 17 января
1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь,
все-таки обращается к Витте и поручает
ему организовать совещание министров
по «мерам, необходимым для успокоения
страны» и возможным реформам. В конце
мая 1905 г. на очередном военном совещании
окончательно прояснилась необходимость
скорейшего прекращения войны с Японией.
Вести нелегкие переговоры о мире было
поручено Витте. На назначение Витте чрезвычайным
послом Николай II пошел с большой неохотой.
Витте давно подталкивал царя начать мирные
переговоры с Японией. В письме к тому
от 28 февраля 1905 г. он указывал: «Продолжение
войны более нежели опасно: дальнейшие
жертвы страна при существующем состоянии
духа не перенесет без страшных катастроф...»10. 23 августа 1905 г. был подписан
Портсмутский мир. Это была блестящая
победа Витте, подтверждавшая его выдающиеся
дипломатические способности. Из безнадежно
проигранной войны талантливому дипломату
удалось выйти с минимальными потерями.
Несмотря на свое нерасположение, царь
по достоинству оценил заслуги Витте:
за Портсмутский мир ему был присвоен
графский титул.
3.2. Во главе Совета
Министров. Конец карьеры
Вернувшись в Петербург,
Витте с головой погрузился в
политику: принимает участие в
«Особом совещании» Сельского, где
разрабатывались проекты дальнейших
государственных преобразований. По
мере нарастания революционных событий
Витте все настойчивее показывает
необходимость «сильного правительства»,
убеждает царя, что именно он, Витте,
сможет сыграть роль «спасителя России».
В начале октября он обращается к
царю с запиской, в которой излагает
целую программу либеральных реформ. В
критические для самодержавия дни Витте
внушает Николаю II, что у того не осталось
иного выбора, кроме как либо учредить
в России диктатуру, либо — премьерство
Витте и сделать ряд либеральных шагов
в конституционном направлении. Царь подписывает
документ, который вошел в историю как
Манифест 17 октября. 19 октября царь подписал
указ о реформировании Совета министров,
во главе которого был поставлен Витте.
В своей карьере Сергей Юльевич достиг
вершины. В критические дни революции
он стал главой правительства России.
На этом посту Витте продемонстрировал
удивительную гибкость и способность
к лавированию, выступая в чрезвычайных
условиях революции то твердым, безжалостным
охранителем, то искусным миротворцем.
Под председательством Витте правительство
занималось самыми разнообразными вопросами:
переустраивало крестьянское землевладение,
вводило исключительное положение в различных
регионах, прибегало к применению военно-полевых
судов, смертной казни и других репрессий,
вело подготовку к созыву Думы, составляло
Проект Основных законов, реализовывало
провозглашенные 17 октября свободы. Проводя
политику лавирования, Витте в то же время
был инициатором посылки карательных
экспедиций в Сибирь, Прибалтику. Однако
Витте оказался слишком «левым» для основной
массы дворянства и верхушки правящей
бюрократии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных
кругов октябристско-кадетского толка.
Возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров
так и не стал подобным европейскому кабинетом,
а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя
всего полгода. Все более усиливавшийся
конфликт с царем вынудил его подать в
отставку. Это произошло в конце апреля
1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности,
что выполнил главную свою задачу — обеспечил
политическую устойчивость режима. Отставка
по сути стала концом его карьеры, хотя
Витте и не отошел от политической деятельности.
Он все еще являлся членом Государственного
совета, часто выступал в печати. Витте
рассчитывал, что уход с государственной
сцены его влиятельных противников позволит
ему вернуться к активной политической
деятельности. Он не терял надежды вплоть
до последнего дня своей жизни и даже был
готов прибегнуть к помощи Распутина.
В начале первой мировой войны, предсказывая,
что она закончится крахом для самодержавия,
С. Ю. Витте заявил о готовности взять на
себя миротворческую миссию и попытаться
вступить в переговоры с немцами. Но он
был уже смертельно болен. Скончался С.
Ю. Витте 28 февраля 1915 г., немного не дожив
до 65 лет. Хоронили его скромно. Никаких
официальных церемоний не было. Смерть
Витте вызвала довольно широкий резонанс
в русском обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вистории России конца XIX –
начала XX веков фигура Сергея Юльевича
Витте занимает исключительное место.
Глава Министерства путей и сообщения,
многолетний министр финансов, председатель
Комитета министров, председатель Совета
министров, член государственного совета
– таковы его основные служебные посты.
Этот известнейший сановник оказал заметное,
а во многих случаях и определяющее влияние
на различные направления внешней, и особенно,
внутренней политики империи, став своеобразным
символом возможностей и одновременно
беспомощности Российской государственной
системы. Это была чрезвычайно сложная
и противоречивая натура. В его характере,
поступках и намерениях удивительным
образом переплетались искренность и
лживость, преданность долгу и откровенный
цинизм, глубокие знания и поразительное
невежество. Витте был парвеню на петербургском
бюрократическом олимпе и в силу своей
натуры так и не смог стать своим в этой
специфической среде. Он умер одиноким,
сломленным человеком, полным желчи и
ненависти ко всем и вся, хотя свою участь,
свою судьбу всегда созидал собственными
руками. Но критическая самооценка ему
была неведома, и он до последнего мгновения
своего земного существования безнадежно
играл роль отверженного гения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время – Спб, 2000 - С.126;
- Генелин Р.Ш. Сергей Юрьевич Витте и его время. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С.185;
- Гурко В.И. Черты и силуэты в прошлом. / Сост. Н.П. Солопов. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. –С.73;
- Корелин А.П., Степанов С.Д. С.Ю. Витте – финансист, политик, дипломат. – М.: Терра, 1998. – С.149;
- Курлов П. Конец русского царизма. Воспоминания бывшего командира корпуса жандармов. М. — Пг., 1923. — С. 46;
- Российские реформаторы, XIX – XX вв. / Отв. ред. А.П. Корелин. – М.: Международные отношения, 1995. – С.184;
- Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. О С.Ю. Витте и П.А. Столыпине. – М.: Знание, 1991. – С.61;
- Сироткин В.Г. Демократия по-русски // М., 1999 – С.268;
- Струве П.Б. Граф С.Ю. Витте Опыт характеристики. М., — Пг., 1915. — С. 5;
- Шишов А.В. Витте. – М.: Вече, 2004. – С. 246.
1 Струве П.Б. Граф С.Ю. Витте Опыт
характеристики. М., — Пг., 1915. — С. 5;
2 Курлов
П. Конец русского царизма. Воспоминания
бывшего командира корпуса жандармов.
М. — Пг., 1923. — С. 46.
3 Шишов А.В. Витте. – М.: Вече, 2004. – С. 246.
4 Гурко В.И. Черты и силуэты в прошлом.
/ Сост. Н.П. Солопов. – М.: Новое литературное
обозрение, 2000. –С.73.
5 Сироткин
В.Г. Демократия по-русски // М., 1999 – С.268.
6 Генелин Р.Ш. Сергей Юрьевич Витте и его
время. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С.185.
7 Российские реформаторы, XIX – XX вв. / Отв.
ред. А.П. Корелин. – М.: Международные отношения,
1995. – С.184.
8 Сироткин В.Г. Великие реформаторы России.
О С.Ю. Витте и П.А. Столыпине. – М.: Знание,
1991. – С.61.
9 Корелин А.П., Степанов С.Д. С.Ю. Витте –
финансист, политик, дипломат. – М.: Терра,
1998. – С.149.
10 Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич
Витте и его время – Спб, 2000 - С.126.