Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:12, контрольная работа
Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.
1.Исторические условия, в которых проходила деятельность Ермака.
2.Задачи, которые стремился решить этот исторический деятель.
3.Значение личных качеств Ермака.
4.Оценка результатов его деятельности.
О происхождении Ермака, одни предполагают, что он родом с Северной Двины, из города Борок. Другие считали его выходцем из Вологодского края. Третьи утверждают, что он – суздалец, но с молодых лет работал в Строгановских вотчинах на реке Чусовой.
Большая часть историков признает Ермака Тимофеевича донским казаком. По свидетельству современников, Ермак появился в степи среди казаков лет за пятнадцать до сибирского похода. Ко времени экспедиции за Урал в 1582 году Ермаку Тимофеевичу было около сорока – сорока пяти лет.
Гуц А.К. в «Многовариантной истории России» приводит цитату: «О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 году московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами, с одной стороны, и турками с другой. В 1552 году в лице Ермака и его дружины казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского» [Кирсанов]. Отсюда можно сделать вывод, что Ермак всю свою жизнь провел в казачестве. Приобрел опыт руководителя или предводителя казаков. Может еще поэтому ему сопутствовал успех в военных действиях. Из этого же источника в главе “Происхождение казаков”; «В Азии доныне целая Орда Турецкая называется казаками (киргиз-кайсаки). Татары и русские принимали в XV веке имя казака в смысле бездомного, странствующего удальца-воина». [Полевой, т.3. С. 663].
Казаки – неотъемлемая
часть населения татаро-
«… Ханская Золотая Орда в течении многих последующих лет специально формировала такие же летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей, называя их казаками. Как правило, отправляясь в очередной набег на земли восточных славян, ордынцы пускали вперед себя отряды казаков, которые первыми гибли в сражениях против своих же братьев.
Так не могло продолжаться вечно. Перелом в настроении казаков-рабов произошел в ходе Куликовской битвы….» [Еременко]
А если предположить, что Ермак еще молодым попал в плен. Возможно, он обучился военной службе, что также подтверждает его успех в походах.
О слове «атаман». Оно встречается в грамоте князя Андрея Городецкого(XII века). Слово не всегда писалось через «а»: «…всю Малую Русь в казаки превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесы именовались…) [Татищев, т. 1. С. 324-325]. Случайно ли совпадение имени создателя Оттоманской империи и казачьего чина: «…Оттоман той быть уже султан у турков…) [Лызлов, 1990.С.179.]?
Из этих цитат можно предположить, возможно, Ермак Тимофеевич был не из простого люда, что подтверждает беспрекословное послушание подчиненных.
Ермак, как описывают его современники, был благородного вида, сановит, среднего роста, крепок мышцами, широк плечами, имел плоское, но приятное лицо, черную бороду, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, пылкую душу, сильный, проницательный ум. О Ермаке – завоевателе Сибири – осталась в народе вечная память.
Образ отважного Ермака был опоэтизирован не только русским народом. Сибирские татары также сложили о победителе Кучума песни и легенды. Враги испытывали суеверный страх даже перед мертвым героем, и Ермаку поклонялись с благоговением. Согласно преданиям, казачий атаман был похоронен на мусульманском кладбище под высокой березой, а праху с его могилы приписывали чудесные исцеления и помощь в боях.
Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель. Опережая правительственную колонизацию, они освоили «дикое поле» в Нижнем Поволжье, на Тереке, Яике и Дону. Поход Ермака в Сибирь был прямым продолжением этого народного движения. То, что первыми русскими поселенцами здесь стали вольные люди, оказало влияние на исторические судьбы Сибири. Преобладание народной колонизации привело к тому, что феодально-дворянское землевладение и крепостное право никогда не утвердились на сибирской окраине.
Казаки Ермака сделали первый шаг. Следом за ними на Восток двинулись крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.
Освоение русскими людьми Сибири явилось не только самым ярким, но и переломным периодом ее истории.
К концу XVII века за Уралом проживало уже около 200 тысяч переселенцев – примерно столько же, сколько аборигенов. Северная часть Азии вошла в состав более развитой в политическом, социальном, культурном и экономическом отношениях страны, объединенной в централизованное и могучее государство. Сибирь была словно прошита редкой, но прочной сетью городов и острогов, стала ареной невиданно оживленной для некогда глухих мест торговли, полем активной деятельности сотен ремесленников, тысяч промышленных людей и десятков тысяч земледельцев.
Сибирь пересекли новые
пути сообщения, связавшие воедино
разбросанные на огромном расстоянии,
ранее разобщенные и
«Все, что мог сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности», - писал в конце прошлого века известный сибирский ученый и общественный деятель Н.М. Ядринцев. А знаменитому русскому писателю И.А. Гончарову, побывавшему в Сибири в 1854 году, преобразующие ее люди показались «титанами».
6 мая 1904 в столице
донского казачества
Смерть Ивана Грозного нарушила многие планы, и стрельцы-казаки добрались до Ермака лишь осенью в разгар восстания, поднятого карачи (высшим советником Кучума). Небольшие группы казаков, рассеянные по огромной территории, были перебиты, а основные силы Ермака вместе с подкреплением из Москвы 12 марта 1585 года были блокированы в Кашлыке. Подвоз продовольствия прекратился, и среди русских начался голод; многие погибли. В конце июня в ночной вылазке казаки перебили почти всех татар и захватили обоз с продовольствием; осада была снята, но у Ермака осталось около 300 бойцов.
Через несколько недель он получил ложное известие об идущем в Кашлык торговом караване. Ермак поверил и в июле с 108 казаками выступил к устью р.Вагай, разбив там татар, но о караване ничего не узнал. Вторую победу Ермак одержал близ устья Ишима. Вскоре он вновь получил сообщение о торговом караване и вновь поспешил к устью Вагая. Дождливой ночью коварный Кучум неожиданно напал на стан казаков и перебил около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, вернулись на Русь.
О Ермаке еще в XVI веке были сложены предания и песни, позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 году в г.Новочеркасске ему поставлен памятник (скульптор В. А. Беклемишев, архитектор М. О. Микешин), его фигура выделяется на монументе 1000-летия России в Новгороде.
Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак. Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».
Стела Ермаку в Тобольске. На заднем плане — Тобольский кремль
Памятники в городах: Новочеркасске[4], Тобольске (в виде стелы, 1848), на Алтае в Змеиногорске (перенесённый из казахстанского города Аксу, до 1993 носивший название Ермак), Сургуте (открыт 11 июня 2010 года; автор — скульптор К. В. Кубышкин)[5].
Горельеф на фризе памятника «Тысячелетие России». В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Ермака.
Улицы в городах: Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Березниках, Иваново, Новочеркасске (площадь), Липецке и Ростове-на-дону (переулки).
Художественный фильм «Ермак» (1996) (в заглавной роли Виктор Степанов).
В 2001 году Банком России в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири», выпущена монета «Поход Ермака» номиналом 25 руб.
ЭКСПЕДИЦИЯ ЕРМАКА...
На крутом на красном бережочке
Собрались люди, вольные казаки,
Становились они во единый круг,
Крепко думу думали единую.
Говорил Ермак Тимофеевич:
“Не пора ли убраться нам отсюдова:
На Волге жить - ворами слыть,
На Яик идти - переход велик,
В Казань идти - грозен царь стоит,
Грозен царь-государь Иван Васильевич.
Не лучше ли нам во Сибирь идти,
На Кучума, царя татарского?..”
Песня записана в селе Вознесенском Новосибирской обл.
в 1955г.
Литература.
Информация о работе Роль личности в российской истории. Ермак. Освоение Урала и Сибири