Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:21, реферат
Цель данной реферативной работы - проанализировать оценки правления Екатерины II, представленные в работах современных историков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- представить биографическую справку об историческом лице (Екатерине II);
- провести анализ научных и научно-популярных работ Е.В.Анисимова и А.Б.Каменского, выявить их оценочные суждения о деятельности Екатерины II;
- определить оценки авторов по отношению к изменениям в различных сферах общественной жизни во время правления Екатерины II.
Основные методы исследования – теоретические: анализ научной, научно-популярной литературы; сравнительно-описательный; обобщение.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Личность Екатерины Великой …………………………………… 6
Глава II. Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. об особенности внутренней
политики Екатерины II ………………………………………………………. 9
Глава III. Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. о «Просвещенном абсолютизме» ……………………………………………………………………………. 11
Глава IV. Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. об особенностях внешней политики ………………………………………………………………………... 14
Вывод ………………………………………………………………………… 18
Список литературы ………………………………………………………….. 20
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава
I. Личность Екатерины Великой
…………………………………… 6
Глава II. Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. об особенности внутренней
политики Екатерины II ………………………………………………………. 9
Глава III. Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. о «Просвещенном абсолютизме» ……………………………………………………………………………. 11
Глава IV. Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. об особенностях внешней политики ………………………………………………………………………... 14
Вывод ………………………………………………………………………… 18
Список литературы
…………………………………………………………..
20
Введение.
История – одна из общественных наук, в «сферу интересов» которой попадают все процессы и явления окружающего мира, происходившие как в далеком прошлом, так и происходящие в настоящее время в жизни общества. Устанавливая закономерности общественного развития, ученые исследуют факты, события и процессы на базе исторических источников.
Используя в своих
Данный реферат представляет собой анализ оценок деятельности одного исторического лица (Екатерины II) двумя современными историками – Е.В.Анисимовым и А.Б.Каменским. Анализируя одни и те же источники информации, каждый из авторов представляет своё мнение о важном историческом этапе в жизни России – правлении Екатерины II.
Как указывает Платонов С.Ф. «… историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от ее личных ошибок и слабостей»1.
Ещё один известный русский историк Николай Михайлович Карамзин об этом периоде российской истории пишет следующее: «Царствование Екатерины II продолжалось треть века и составило столь же значимую в истории России эпоху, что и правление Петра Великого. Но если царствование Петра I вошло в историю России, прежде всего, как переломная эпоха, то о времени Екатерины II этого, очевидно, сказать нельзя. Правление Петра I как бы подводило черту под историей средневековой России и знаменовало ее вступление в новое время. Царствование Екатерины II целиком принадлежало новому времени, когда дальнейшее развитие получили многие начала, принципы, заложенные в Петровскую эпоху. Вместе с тем екатерининская эпоха имела огромное значение для последующих десятилетий. Именно тогда российское общество и государство XVIII в. достигли необходимой стабильности. Многие институты и установления Екатерины II сохранялись вплоть до 1917 г., многие острые вопросы русской жизни XIX и начала XX в. были поставлены в ее царствование, к которому восходят и история крестьянского вопроса, и история российского либерализма, иных общественных течений, проблема освобождения («раскрепощения») сословий, тогда же Россия добилась наибольших военных и дипломатических успехов»2.
Как отмечает П.Г.Дейниченко «…ни до неё, ни после в России у руля государства не было столь образованного человека»3. Уже одна такая оценка может привлечь внимание к этой императрице, а проведенные ею реформы в различных сферах жизни общества вызывают интерес до сих пор, особенно сейчас, когда общественные отношения претерпевают большие изменения.
Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью анализа «реформаторских» исторических этапов в жизни государства в прошлом для проведения реформ будущего с целью минимизации их негативных последствий.
Цель данной реферативной работы - проанализировать оценки правления Екатерины II, представленные в работах современных историков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
-
представить биографическую
-
провести анализ научных и
научно-популярных работ Е.В.
-
определить оценки авторов по
отношению к изменениям в
Основные
методы исследования – теоретические:
анализ научной, научно-популярной литературы;
сравнительно-описательный; обобщение.
Личность
Екатерины Великой.
Екатерина II,
Родившаяся в Штеттине 21 апреля 1729 года. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. Четырнадцати лет от роду она возымела тройное намерение – понравиться своему мужу, Елизавете и народу. Она ничего не забывала, чтобы успеть в этом. В течение 18 лет скуки и уединения она поневоле прочла много книг. Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастье, свободу и собственность. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях.
Удивительно,
как просто и мило она писала о
себе как о человеке, на самом
деле являясь самодержавной
Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg). Родилась 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин (Пруссия) — умерла 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец (Петербург) — императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.
В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью Екатерина была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину.
Она читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бойля, большое количество другой литературы. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады.
29
июня (9 июля) 1744 была обручена с
будущим императором, но
Наконец, после двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны, называют его Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, позволяя только, изредка видеть.
Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца.
Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и в первых числах июля погиб при невыясненных обстоятельствах.
2
(13 сентября) 1762 года Екатерина Алексеевна
была коронована в Москве и
стала императрицей всероссийской
с именем Екатерина II.
Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. об особенности внутренней политики Екатерины II.
После того, как Екатерина II взошла на престол, она так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:
- Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
- Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
- Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
- Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
- Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
Как писал Каменский А.Б, «политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием»4. По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную и др.
Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20% населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 города.
Правление Екатерины II характеризовалось развитием экономики и торговли. Указом 1780 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.
По
словам Анисимова
Е.В.5,
в делах внутренних законодательство
Екатерины II завершило собой тот исторический
процесс, который начался при временщиках.
Равновесие в положении главных сословий,
во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться
именно в эпоху временщиков (1725 - 1741), когда дворянство, облегчая свои государственные
повинности, стало достигать некоторых
имущественных привилегий и большей власти
над крестьянами — по закону. Наращение
дворянских прав наблюдается во время
и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине
же дворянство становится не только привилегированным
классом, имеющим правильную внутреннюю
организацию, но и классом, господствующим
в уезде (в качестве землевладельческого
класса) и в общем управлении (как бюрократия).
Параллельно росту дворянских прав и в
зависимости от него падают гражданские
права владельческих крестьян. Расцвет
дворянских привилегий в XVIIIв. необходимо
соединялся с расцветом крепостного права.
Поэтому время Екатерины II было тем историческим
моментом, когда крепостное право достигло
полного и наибольшего своего развития.
Таким образом, деятельность Екатерины
II в отношении сословий (не забудем, что
административные меры Екатерины II носили
характер сословных мер) была прямым продолжением
и завершением тех уклонений от старорусского
строя, какие развивались в XVIII в. Екатерина
в своей внутренней политике действовала
по традициям, завещанным ей отряда ближайших
ее предшественников, и довела до конца
то, что они начали.
Анисимов Е.В. и Каменский А.Б. о «Просвещенном абсолютизме»
Термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (в частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение». (1784 года).
Эта
эпоха в Западной Европе характеризуется
верой во всесильность человеческого
разума. Исторический прогресс - одна из
идей века
Просвещения. Вольтер возлагал надежды
на «просвещенного монарха»;
Монтескье пропагандировал конституционную
монархию с обязательным осуществлением
принципа разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. Просветители
верили в то, что каждый человек рождается
свободным, что первобытное общество было
наиболее правильным. Их идеалом было
царство Разума. Характерен «общественный
договор» Руссо, в котором он говорит,
что, избавившись от сословности, люди
создадут общество, в котором каждый ограничит
свою свободу ради общественного согласия.
Государство станет носителем общей воли.
Идеи просветителей стали широко распространены в России в середине XVIII в. и прежде всего их связывают с правлением Екатерины II.
Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знанием российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы.
Некоторые частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными. Еще, будучи великой княгиней, Екатерина намечала пути уничтожения в России крепостного права: «Отныне при продаже имения, когда новый владелец приобретет его, все крепостные этого имения объявляются свободными. Таким образом, в сто лет все или, по крайней мере, большая часть имений переменит господ, и вот народ свободен».
Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенного абсолютизма». Предполагается, что абсолютный монарх использует абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. Но со временем в европейской политической мысли.
Информация о работе Разные историки о судьбе Екатерины Великой