Придворная жизнь Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:11, реферат

Краткое описание

Невозможно найти другого исторического деятеля, который бы так существенно повлиял на развитие нашей страны. Так третий век уже спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Мнения крайние, взаимоисключающие. И те и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Одни видят в нем цербера, разрушителя русской самобытности, испортившего органичный путь России. Другие же были склонны считать его создателем подлинной России, уничтожившим основные черты старомосковского уклада.

Файлы: 1 файл

Петр1.docx

— 63.15 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева» 
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)


    

Кафедра истории.

 

 

Реферат на тему:

 

"Личная  жизнь Петра Первого"

 

 

 

 

Составила: студентка Никульшина Н.М.

Учетно-финансового факультета,

107 группы

Проверил: Некрасов Олег Георгиевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,2013

 

 

Введение.

 

 

 

        Царствование Петра Первого было, есть и будет одно из ярких страниц в истории России. Каждый ребенок знает, кто такой Петр Первый.

Невозможно найти другого исторического деятеля, который бы так существенно повлиял на развитие нашей страны. Так третий век уже спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Мнения крайние, взаимоисключающие. И те и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Одни видят в нем цербера, разрушителя русской самобытности, испортившего органичный путь России. Другие же были склонны считать его создателем подлинной России, уничтожившим основные черты старомосковского уклада.

         Но в любом случае ни один человек не будет отрицать величие Петра Первого, как государственного деятеля. Поэтому вполне ясен интерес к его неоднозначной личности. А.Н.Толстой в своей книге "Петр Первый" очень развернуто изложил свое мнение по поводу жизни императора. С.Мезин так же является автором книги про Петра Первого " Взгляд из Европы: французские авторы 18-ого века о Петре Первом". И Н. Павленко написал книгу "Петр Первый: жизнь замечательных людей". Про свое творчество Павленко говорит так: 
"Трудно найти в истории России человека, который сыграл в ней столь выдающуюся роль. Петр 1 превратил Московию, которая находилась на задворках Европы, в Российскую Империю."

Радищев: 
"Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно."

Карамзин: 
"Петербург основан на слезах и трупах."

Берлинский: 
"Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского!"

        О Петре Великом писали Пушкин, Достоевский, Лев Толстой, Ключевский, Блок и другие. Также были написаны сотни книг в России и за рубежом, но специальные исследования о повседневной и любовной жизни царя-преобразователя и его соратников отсутствуют, за исключением нескольких небольших работ, посвященных частным сюжетам. Я попыталась собрать в этом реферате полную информацию о личной жизни Петра Первого.

 

 

Детство.

 

 

 

         Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Для царя Алексея Михайловича он был четырнадцатым ребенком, а для матери мальчика, Натальи Кирилловны Нарышкиной, - первым ребенком, так как Наталья была второй женой. Государь указал немедленно послать гонцов с вестью об этом радостном событии к придворным чинам. В пять часов утра звон большого соборного колокола призвал москвичей к благодарственному молебну в Успенском соборе. Тогда же состоялся и торжественный царский выход: Алексей Михайлович направился благодарить Господа в сопровождении бояр, окольничих, стольников, стряпчих, полковников солдатских выборных полков и голов стрелецких приказов. После молебна митрополит и высшее духовенство поздравили государя с новорожденным. По возвращении во дворец Алексей угощал в Передней палате всех участников торжественного выхода водкой, винами и разными сластями.

           Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя. Но уже до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. С малых лет  Петр Первый был окружен в своей детской заморскими вещами. Некоторые из этих заграничных игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то "клевикорд" с медными зелеными струнами. Все это явно напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь увлекающимися иноземными художественными вещами. Чем взрослее становился Петр, тем больше предметов военного дела появлялось в комнате. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

 

         Детство Петра проходило в неблагоприятной обстановке. Трудно сказать, каким бы он вырос, если бы всё сложилось иначе. От рождения обожаемый младший сын царя Алексея Михайловича ощущал на себе всеобщее внимание, ежедневно получал подарки, радовался ласковой улыбке отца на забавном для ребенка бородатом лице. А потом вдруг всего этого не стало: 29 января 1676 года в возрасте неполных четырех лет маленький Петр потерял доброго родителя, скончавшегося от внезапной болезни. Петр лишился отца. При царе Федоре, сыне Милославской, настало для Натальи Кирилловны с ее родственниками и друзьями очень тревожное время. Ей пришлось стать во главе Нарышкиных, безуспешно боровшихся с Милославскими. Царь Алексей был женат два раза, следовательно, оставил после себя две клики родственников и свойственников, которые насмерть злобствовали одна против другой, ничем не брезгуя в ожесточенной вражде. Милославские осилили Нарышкиных и самого сильного человека их стороны, Матвеева, не замедлили убрать подальше на север, в Пустозерск. Молодая царица-вдова отступила на задний план, стала в тени.

         Великий  русский историк С. М. Соловьев  тонко почувствовал влияние семейных  неурядиц на формирование характера  маленького Петра: «Спокойная, правильная  обстановка во время младенчества  способствует правильности развития, не ускоряет его в ребенке; напротив, печальная доля в младенчестве, гонения, бури способствуют раннему  развитию в детях способных».

 

       

         Петра Первого, как и всех царских детей, начали учить грамоте с пяти лет. Об обучении первые заговорили старший брат и крестный отец Петра царь Федор: "Пора, государыня, учить крестника".  Царица просила найти учителя кроткого и смиренного. Поисками занялся боярин Федор Прокофьевич Соковнин. И нашел. Это был Никита Зотов. Никита был очень простым и добрым человеком. Именно Никита, доброй души человек, сгладил характер Петра, повлияв на него положительно. Когда Никиту привезли к овдовевшей царице, он очень нервничал. Хотя показал себя в хорошем свете: ученный воспитатель Симеон Полоцкий одобрил чтение и письмо Никиты. Царица встретила учителя, держа за руку Петра. Петр Великий наблюдал за всем с большим интересом. Царица сказала так: "Знаю, что ты доброй жизни и в божественном писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына". Никита ошалел, омяк и начал плакать, падая в ноги царице со словами: "Недостоин я, матушка-государыня, принять такое сокровище". Царица ответила на это только так, что желала начать учения уже с завтрашнего дня.

На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового ученика и, благословив, посадили за азбуку. Учитель сразу начал курс обучения, при чем тут же получил гонорар: патриарх дал ему сто рублей. Так же Никиту одели и привели в подобающий вид. Зотов с удовольствием обучал мальчика, хотя во многом не оправдал надежд. Никита не

оказывал никакого воспитательного влияния на ребенка. Но с другой стороны его приглашали только для того чтобы Петр научился грамоте. Кроме того Зотов часто бывал в пьяном состоянии, что тоже не говорило не о чем хорошем. Но все же Никита провел большую работу с Петром. Царевич обучался быстро и бойко, он очень старался. Никита очень много занимался с ним, применяя прием наглядного обучения, что привело к хорошим результатом. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; говорили даже, что он мог прочесть наизусть евангелие и апостол. Так же обучались  царь Алексей, так начинали обучение братья Петра, но Петр был намного любознательнее и намного охотнее познавал что-то новое, чем его родные. Царевич начал интересоваться книгами с картинками, он с большим удовольствием разглядывал картинки. Зотов сказал об этом царице. И та велела ему выдать "исторические книги", рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Таким образом у Петра появилась своя библиотека книг и тетрадей с картинками. Зотов все книги и тетради разложил в комнатах царевича. Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом он касался и истории Руси, дел его отца, Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Александра Невского и даже доходил до самого Владимира. Это говорило о заботе и своеобразной любви к мальчику. Все таки Зотов всей душой хотел вложить в ребенка то, что знает сам, и старался как мог.

          

             Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось, точнее, прервалось. Царь Федор умер 27 апреля 1682 г. За смертью его последовали известные бурные события: провозглашение Петра царем мимо старшего брата Ивана, интриги царевны Софьи и Милославских. Софью не устраивало правление Петра помимо Ивана. Ей хотелось одной сидеть на престоле. В то время стрельцы считали, что правительство ущемляет их права, к ним относились уже не как к элитным войсками, а как с городской полиции. Этим и воспользовалась Софья, спровоцировав стрелецкий бунт.

Бунт привел к провозглашению Софьи правительницей государства. В заключении бурных событий - шумное раскольничье движение с буйными выходками старообрядцев 5 июля в Грановитой палате. Петр в этот день доказал свою стойкость и мужественность. Несмотря на года, он стоял подле матери и, не меняясь в лице, продемонстрировал свою твердость, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но конечно же все эти ужасы отложились в памяти у царевича. Он как бы повзрослел сразу на несколько лет. Одиннадцатилетний Петр по развитости показался иноземному послу шестнадцатилетним юношей.

 

 

Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, при чем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и "весь убор", в который по уходе государя и патриарха Зотов тут же и перерядился. Крекшин отметил и день, когда началось обучение Петра, - 12 марта 1677 г., следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет. Выслушав этот рассказ, и не говорите, что Зотов мог посвятить своего ученика в новую науку, обучить его каким-нибудь "еллинским и латинским борзостям".

 

 

УЧЕНИЕ. По словам Котошихина, для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих - "учительных людей тихих и небражников". Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму требованию, любил выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой, президентом шутовской коллегии пьянства. Историки Петра иногда винят Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но ведь Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте, и он, может быть, передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных учителей, грамотеев. Он начал, разумеется, со "словесного учения", т. е. прошел с Петром азбуку, часослов, псалтырь, даже евангелие и апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; говорили даже, что он мог прочесть наизусть евангелие и апостол. Так учился царь Алексей; так начинали учение и его старшие сыновья. Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого Прихода. Подобно воспитателю царя Алексея Морозову, Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с "кунштами", картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать "исторические книги", рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция "потешных тетрадей", в которых изображены были золотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения и "истории лицевыя с прописьми", иллюстрированные повести и сказки с текстами. Все эти тетради, писанные самым лучшим мастерством, Зотов разложил в комнатах царевича. Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом он, как пишет Крекшин, касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, восходил и к более отдаленным временам, Димитрия Донского, Александра Невского и даже до самого Владимира. Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, придавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает? Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова. И на том подьячему спасибо!

 

 

СОБЫТИЯ 1682 г. Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось, точнее, прервалось. Царь Федор умер 27 апреля 1682 г. За смертью его последовали известные бурные события: провозглашение Петра царем мимо старшего брата Ивана, интриги царевны Софьи и Милославских, вызвавшие страшный стрелецкий мятеж в мае того года, избиение бояр, потом установление двоевластия и провозглашение Софьи правительницей государства, наконец, шумное раскольничье движение с буйными выходками старообрядцев 5 июля в Грановитой палате. Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту; через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей. Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами. Когда огражденный грозой палача и застенка кремлевский дворец превратился в большой сарай и по нему бегали и шарили одурелые стрельцы, отыскивая Нарышкиных, а потом буйствовали по всей Москве, пропивая добычу, взятую из богатых боярских и купеческих домов, то духовенство молчало, творя волю мятежников, благословляя двоевластие, бояре и дворяне попрятались, и только холопы боярские вступились за попранный порядок. Напрасно стрельцы заманивали их обещанием свободы, громили Холопий приказ, рвали и разбрасывали по площади кабалы и другие крепости. Холопы унимали мятежников, грозя им: "Лежать вашим головам на площади; до чего вы добунтуетесь? Русская земля велика, вам с ней не совладать". Холопы, которых в боярской столице было вдвое больше стрельцов, ждали только знака от своих господ на усмирение мятежников и не дождались. От общественных сил, считавшихся опорами государственного порядка, Петр отвернулся прежде, чем мог сообразить, как обойтись без них и чем их заменить. С тех пор московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами, двумя Михайловными и семью Алексеевными и с сотнями их певчих, крестовых дьяков и "всяких верховых чинов"

 

 

ПЕТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ. События 1682 г. окончательно выбили царицу-вдову из московского Кремля и заставили ее уединиться в Преображенском, любимом подмосковном селе царя Алексея. Этому селу суждено было стать временной царской резиденцией, станционным двором на пути к Петербургу. Здесь царица с сыном, удаленная от всякого участия в управлении, по выражению современника князя Б. И. Куракина, "жила тем, что давано было от рук царевны Софии", нуждалась и принуждена была принимать тайком денежную помощь от патриарха Троицкого монастыря и ростовского митрополита. Петр, опальный царь, выгнанный сестриным заговором из родного дворца, рос в Преображенском на просторе. Силой обстоятельств он слишком рано предоставлен был самому себе, с десяти лет перешел из учебной комнаты прямо на задворки. Легко можно себе представить, как мало занимательного было для мальчика в комнатах матери: он видел вокруг себя печальные лица, отставных придворных, слышал все одни и те же горькие или озлобленные речи о неправде и злобе людской, про падчерицу и ее злых советчиков. Скука, какую должен был испытывать здесь живой мальчик, надо думать, и выжила его из комнат матери на дворы и в рощи села Преображенского. С 1683 г., никем не руководимый, он начал здесь продолжительную игру, какую сам себе устроил и которая стала для него школой самообразования, а играл он в то, во что играют все наблюдательные дети в мире, в то, о чем думают и говорят взрослые. Современники приписывали природной склонности пробудившееся еще в младенчестве увлечение Петра военным делом. Темперамент подогревал эту охоту и превратил ее в страсть, толки окружающих о войсках иноземного строя, может быть, и рассказы Зотова об отцовых войнах дали с летами юношескому спорту определенную цель, а острые впечатления мятежного 1682 г. вмешали в дело чувство личного самосохранения и мести за обиды. Стрельцы дали незаконную власть царевне Софье: надо завести своего солдата, чтобы оборониться от своевольной сестры. По сохранившимся дворцовым записям можно следить за занятиями Петра, если не за каждым шагом его в эти годы. Здесь видим, как игра с летами разрастается и осложняется, принимая все новые формы и вбирая в себя разнообразные отрасли военного дела. Из кремлевской Оружейной палаты к Петру в Преображенское таскают разные вещи, преимущественно оружие, из его комнат выносят на починку то сломанную пищаль, то прорванный барабан. Вместе с образом спасителя Петр берет из Кремля и столовые часы с арабом, и карабинец винтовой немецкий, то и дело требует свинца, пороха, полковых знамен, бердышей, пистолей; дворцовый кремлевский арсенал постепенно переносился в комнаты Преображенского дворца. При этом Петр ведет чрезвычайно непоседный образ жизни, вечно в походе: то он в селе Воробьеве, то в Коломенском, то у Троицы, то у Саввы Сторожевского, рыщет по монастырям и дворцовым подмосковным селам, и в этих походах за ним всюду возят иногда на нескольких подводах его оружейную казну. Следя за Петром в эти годы, видим, с кем он водится, кем окружен, во что играет; не видим только, садился ли он за книгу, продолжались ли его учебные занятия. В 1688 г. Петр забирает из Оружейной палаты вместе с калмыцким седлом "глебос большой". Зачем понадобился этот глобус - неизвестно; только, должно быть, он был предметом довольно усиленных занятий не совсем научного характера, так как вскоре его выдали для починки часовому мастеру. Затем вместе с потешной обезьяной высылают ему какую-то "книгу огнестрельную".

Информация о работе Придворная жизнь Петра I