Правление Николая I

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:43, реферат

Краткое описание

«Светлыми сторонами» правления Николая I Павловича можно считать своевременные и полезные реформы Киселева, Конкрина, Спиранского. Благодаря этим реформам жизнь в стране улучшилась. Николай I выиграл войну с Наполеоном. Кроме того, он вырастил замечательного сына Александра II, который в дальнейшем отменит крепостное право и приведет декабристов в Санкт-Петербург.

Файлы: 1 файл

Николай I.doc

— 206.00 Кб (Скачать)
 
 

 

«Свет и  тень».

Правление Николая I. 
 

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ 
 
 
 
 

  Выполнил:                                                                            Учитель:

   
 
 
 
 
 

2007

Введение

 

    Я хочу вас познакомить с царем  Николаем I. Ему в жизни не очнь везло. И в истории сложилось о нем двоякое мнение. Его правление условно можно разделить на две стороны – «светлую» и «темную».

    «Тёмная сторона» заключалась в том, что  его с детства не готовили к  царствию. Его отец думал, что он будет офицером, но после отречения от престола его брата Константина, Николаю пришлось готовиться к царствованию. Николай был очень суров. Он считал, что всегда прав. Николай любил всех муштровать и наказывать шпицтрутелями. За это он и   получил прозвище  “Николай Палкин”.

    Передовые люди могли осуждать за массовую жестокую казнь декабристов и ссылку их в Сибирь.

    «Светлыми сторонами» правления Николая I Павловича можно считать своевременные и полезные реформы Киселева, Конкрина, Спиранского. Благодаря этим реформам жизнь в стране улучшилась. Николай I выиграл войну с Наполеоном. Кроме того, он вырастил замечательного сына Александра  II, который в дальнейшем отменит крепостное право и приведет декабристов в Санкт-Петербург.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Николая I Павловича

 
 

    Николай I Павлович (25.06.1796 – 18.02.1855) Император всероссийский (14.12.1825. – 18.02.1855).

    После смерти Александра I Россия почти месяц жила без императора. По праву престолонаследия после Александра I, не оставившего потомства, Российским государем должен быть стать брат покойного императора Константин Павлович. Но в начале 1820-х годов Константин отрекся от престола в пользу младшего брата Николая и свое отречение оформил официальным письмом к Александру I. Александр принял отречение брата, но не предал его огласке. После смерти императора Александра I Великий князь Николай Павлович тотчас присягнул Константину и повел к присяге все полки. Сенат также разослал указ о приведении всех чинов к присяге на верность новому императору. Тем временем, в Государственном совете вскрыли пакет с отречением Константина.  На 14 декабря 1825 года была объявлена присяга Николаю Павловичу. В тот же день состоялась попытка государственного переворота, названная позднее восстанием декабристов. День 14 декабря произвел неизгладимое впечатление на Николая I и это отразилось на характере всего его царствования. Он получил военно-инженерное образование и занимал пост генерал-инспектора армии по инженерной части. Николай имел характер жестокий и деспотичный, не любил никаких теорий и питал недоверие к научному знанию вообще. Царствование Николая I - период наивысшего расцвета абсолютной монархии в ее военно-бюрократической форме.

    В первые годы царствования Николая I его занимала мысль об освобождении крепостных крестьян, хотя, правда, новый император указом 12 мая 1826 года гласно заявил еще в начале царствования, что никаких изменений в судьбе крепостных людей не будет сделано. В 1834 году, беседуя с одним из видных государственных дельцов, Киселевым, Император указал на множество картонов, помещавшихся в его кабинете, и прибавил, что здесь, с начала царствования он собрал все бумаги, касающиеся процесса, который он хочет вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить крепостных во всей Империи".

      Закон 1827 г., который гласил, что если в имении за крестьянами меньше 4,5 десятины на душу, то такое имение брать в казенное управление или же предоставлять таким крепостным крестьянам перечисляться в свободные городские состояния. Это был первый важный закон, которым правительство наложило руку на дворянское право душевладения. В сороковых годах издано было, частью по наущению Киселева, еще несколько узаконений, и некоторые из них столь же важны, как и закон 1827 г. Так, например, в 1841 г., запрещено было продавать крестьян в розницу, т.е. крестьянская семья признана неразрываемым юридическим составом; в 1843 г. запрещено было приобретать крестьян дворянам безземельным, таким образом, безземельные дворяне лишались права покупать и продавать крестьян без земли; в 1847 г. было предоставлено право министру  государственных имуществ приобретать за счет казны население дворянских имений. Киселев еще раньше составил проект выкупа в продолжение десяти лет всех однодворческих крестьян, т.е. крепостных, принадлежащих однодворцам, известному классу в южных губерниях, которые соединяли в себе некоторые права дворян с обязанностями крестьян. Платя подушную подать, однодворцы, как потомки бывших служилых людей, сохраняли право владеть крестьянами. Этих однодворческих крестьян Киселев и выкупил по 1/10 доли в год. В том же 1847 году издано было еще более важн^ постановление, предоставляющее крестьянам имений, продававшихся в долг, выкупаться с землей на волю. Наконец, 3 марта 1848 года издан был закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность. Легко заметить, какое значение могли получить все эти законы. До сих пор в дворянской среде господствовал взгляд на крепостных крестьян как на простую частную собственность владельца наравне с землей, рабочим инвентарем и т.д. Мысль, что такой собственностью не может быть крестьянин, который платит государственную подать, несет государственную повинность, например, рекрутскую, мысль эта забывалась в ежедневных сделках, предметом которых служили крепостные крестьяне. Совокупность законов, изданных в царствование Николая, должна была коренным образом изменить этот взгляд; все эти законы были направлены к тому чтобы охранять, государственный интерес, связанный с положением крепостных крестьян.  Общий вывод Ключевского об итогах "процесса против рабства", который вел Император Николай таков: "Крепостной вопрос не был разрешен, но благодаря законам Николая разрешить его стало необходимым политически и возможным юридически. Во-первых, из вопроса о частной собственности землевладельца он превратился в вопрос о выкупе земли для вольных крестьян; с почвы гражданского права вопрос перешел на почву права государственного; благодаря законодательству Николая следующее царствование могло дать крепостным личную свободу без выкупа. В этом законодательстве явлена мысль, что крепостной человек не простая собственность частного лица, а прежде всего подданный государства.  

Реформы Сперанского  и  Канкрина

Сперанский

    Сперанский  был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

    План  его излагал основания управления русских сословий перед законом  и новое устройство управления: крестьяне  получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и  судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное -министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.

    По  словам Сперанского, "весь разум  его плана состоял в том, чтобы  посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию и власти больше достоинства и истинной силы".

    3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.

    Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает; 3) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.

    Была  учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.

    Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского  министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня 1811г.

    Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

    Предложено  было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к нач. 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Канкрин

    Практическая  деятельность Канкрина, остававшегося  министром финансов долее, чем кто-либо другой в России, чрезвычайно разносторонняя. С его именем связаны упорядочение русской денежной системы, усиление протекционизма и улучшение государственной  отчетности и счетоводства. Денежная реформа 1839 - 1843 годов, проведенная по инициативе не столько даже Канкрина. сколько императора Николая I, заключалась в том, что ассигнации, впервые выпущенные в России при Екатерине II, благодаря чрезмерным выпускам и устранению разменности падавшие в отдельные годы до 20% номинальной стоимости и вносившие чрезвычайную путаницу в обращение (простонародные лажи), были после отдельных неудачных попыток фиксированы в существовавшей с 1810 г. серебряной единице манифестом 1 июля 1839 г. (3 рубля 50 копеек ассигнациями = 1 рубль серебром). Этим самым была оставлена мысль восстановления ценности ассигнаций (Гурьев) и проведен принцип девальвации. Переходной ступенью было учреждение депозитной кассы (1840), выпускавшей так называемые депозитные билеты, обеспеченные рубль за рубль металлом. В силу Высочайшего манифеста 1 июня 1843 г. ассигнации и иные бумажные знаки стали обмениваться на "государственные кредитные билеты", в свою очередь разменные на звонкую монету. Вся реформа была проведена с большой осторожностью и постепенностью.

    Он  ликвидировал следы Отечественной  войны и значительно упрочил  русский государственный кредит. Менее внимания Канкрин уделял местной  финансовой администрации и сельскому  хозяйству. Боясь нарушить сложившийся уклад жизни, Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети.

    Реформы 1802 – 1812гг. не изменили самодержавной  сущности политической системы России. Они усилили централизацию бюрократизацию государственного аппарата. Как и  прежде, император обладал верховной законодательной властью.

Царь  – консерватор

Третье  отделение

    Особое  место в государственном аппарате России занимало Третье отделение - орган  политического сыска и следствия, созданный по записке генерала А.Х. Бенкендорфа. Это отделение заменило существовавшую в России в первой четверти ХIХ в. децентрализованную систему политического сыска из нескольких самостоятельных учреждений. 
Исполнительным органом Третьего отделения были воинские соединения корпуса жандармов (1827), преобразованного 1 июля 1836 г. Главный начальник Третьего отделения являлся одновременно и шефом корпуса жандармов. Правительство назначало на этот пост наиболее преданных ему деятелей. Первым его занимал генерал А. X. Бенкендорф: в 1844 г. его сменил граф А. Ф. Орлов: в 1856-1866 гг. пост главного начальника отделения занимал князь В. А. Долгоруков Ближайшим помощником главного начальника был управляющий Третьим отделением, который являлся одновременно начальником штаба корпуса жандармов Долгие годы (1839-1856) им был генерал Л. В. Дубельт - умный и хитрый деятель жандармерии, выработавшим особый "стиль" деятельности жандармерии. 
Жестоко обрушивались третье отделение и корпус жандармов на какие-либо проявления общественно-политического движения В первые годы своей деятельности Третье отделение было направлено на осуществление расправы с осужденными декабристами, а также с кружками передовой университетской молодежи конца 20-30-х годов Еще ранее в Сибипь были направлены тысячи польских повстанцев восстания 1830-1831 гг., сотни участников восстаний военных поселян и холерных "бунтов" 1831 г. В 1849 г отделение руководило расправой над петрашевцами. 
жизни. Ежегодно сюда поступало 5-7 тыс. просьб: о пересмотре решений администрации, суда, полиции, о служебных делах, о восстановлении прав, жалоб на личные оскорбления, правительственные учреждения, на членов семьи и т. п.

    Третье  отделение вело "безгласно" следствие  по некоторым крупным уголовным  делам, оглашение которых в общих  судах подрывало авторитет существующего  строя. Фактически оно стояло над  всем правительственным аппаратом  России, было феодальным органом внесудебной расправы.

Информация о работе Правление Николая I