Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:05, биография
Эмиль Антуан Бурдель (Bourdelle) (30.10.1861, Монтобан, - 1.10.1929, Ле-Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884) и Париже (1884-1886). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и Родена (1893-1908). Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909-1929). Произведения Бурделя конца 1880-х - начала 1900-х годов, с их подчас неистовой экспрессией ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893-1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения.
Эмиль Антуан Бурдель (Bourdelle) (30.10.1861, Монтобан, - 1.10.1929, Ле-Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884) и Париже (1884-1886). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и Родена (1893-1908). Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909-1929). Произведения Бурделя конца 1880-х - начала 1900-х годов, с их подчас неистовой экспрессией ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893-1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства; произведения Бурделя отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения ("Геракл, стреляющий из лука", 1909, "Пенелопа", 1909-1912, "Сафо", 1924-1925, - все бронза). В портретах ("О. Роден", бронза, 1909; "А. Франс", бронза, 1919) Бурдель выявлял напряжённость духовной жизни человека; в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915-1923), в установленных в Париже статуе "Франция" (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909-1929) стремился выразить гражданские идеи. В отдельных произведениях Бурделя 1920-х годов появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Бурдель работал также как рисовальщик и живописец (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Творчество Бурделя, одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 века.
Городской муниципалитет послал талантливого юношу учиться в Школу изящных искусств в Тулузе, а затем в Париж. Однако академические правила тяготили Бурделя. Вскоре он покинул школу, лишившись стипендии, и начал поиски новых учителей. Так произошла его встреча со скульптором Жюлем Далу (1838—1902). Возможно, именно Далу представил своего ученика знаменитому мастеру Огюсту Родену. Примерно с 1890 г. начались их многолетняя дружба и сотрудничество.
Вначале Бурдель лишь учился у Родена, вникая в особенности его техники и видения формы. Затем, завоевав доверие мастера, он получил право переводить гипсовые и глиняные модели в мрамор и бронзу. Именно через руки Бурделя прошла отливка скульптурной композиции «Граждане Кале»: он принимал изготовленные фрагменты памятника перед установкой в 1895 г. Молодой скульптор участвовал также в создании памятника Бальзаку. Работы этого периода несут печать роденовского стиля: пластичность, стихийность, чувственность.
Вскоре после знакомства с Роденом Бурдель получил от муниципалитета родного города заказ на памятник павшим во франко-прусской войне 1870—1871 гг. жителям департамента Тарн-и-Гаронна. В 1902 г. «Памятник павшим» (1893—1902 гг.) был открыт на центральной площади Монтобана. Могучий воин в отчаянии взмахивает обломком сабли, за его спиной падает на землю другой солдат. Над ними взмывает вверх фигура, изображающая Победу, с древком знамени в руках. В первом самостоятельном монументе сразу обозначилось стремление Бурделя к героизации образов и монументальности.
В 1900 г. мастер создал скульптуру «Голова Аполлона», противопоставив стихии чувств разум и равновесие. Начался период его увлечения древнегреческой скульптурой. Это произведение — не копия, не попытка воспроизвести архаические оригиналы, а глубоко личное переживание античности, представление о ней, возникшее у художника при чтении строк древнегреческого поэта Гомера.
За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные образы. Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909 г.) принесла Бурделю первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом. Геракл гибок и напряжён, как пружина. Бронзовая фигура лучника напоминает статую «Дискобол» древнегреческого мастера Мирона. Кажется, что в этой скульптуре отразилась фраза самого Бурделя: «Уравновешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь».