Империя Карла Великого

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной и в настоящее время.
Объектом исследования являются государственный строй и правовая система империи Карла Великого.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются возникновения и развития империи Карла Великого.
Основной целью курсовой работы является: «Империя Карла Великого: государственное устройство и правовая система».
В задачи курсовой работы входит:
- рассмотреть образование империи Карла Великого;
- охарактеризовать государственное устройство;
- изучить правовую систему.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Образование империи Карла Великого …………………...……………….….5
2 Характеристика государственного строя и правовой системы империи Карла Великого …………………………………………………………....…….15
2.1 Государственное устройство ………………………………..……….15
2.2 Правовая система……………….………………………….……...….18
Заключение…………………………………………………………….…………23
Библиографический список……………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Империя Карла Великого (испр).docx

— 51.84 Кб (Скачать)

Суть  бенефиция сводилась к следующему: земельное владение передавалось тому или иному лицу не в полную собственность, как это было при Меровингах.

Человек, получавший бенефиций, должен был нести  военную службу в пользу того, кто  ему эту землю давал. Таким  путём образовался слой служилых людей, обязанных нести военную  службу за полученные ими земельные  владения.

Если  бенефициарий отказывался от выполнения военной службы, он терял и бенефиций.

Если  умирал бенефициарий или же жалователь бенефиция, последний возвращался  к его собственнику или к его  наследникам. Таким образом, бенефиций  не мог быть передан по наследству тем лицом, которое его получало, и являлся только пожизненным  и условным земельным владением. Необходимую ему для раздачи  бенефициев землю Карл Мартелл получил, конфисковав в свою пользу часть  церковных владений (это была так  называемая секуляризация, или переход  церковной земли в руки светской власти).

Разумеется, церковь осталась весьма недовольна этим, несмотря на то, что во всех завоёванных  областях она получала новые земли  и новые привилегии.

Поэтому уже преемник Карла Мартелла —  Пипин Короткий, хотя и не возвратил  церкви отобранные земли, однако обязал бенефициариев уплачивать в её пользу определённые взносы.

Введение  бенефициев, которые раздавались  вместе с крестьянами, сидевшими  на пожалованчой земле, приводило к  дальнейшему росту зависимости  крестьян от землевладельца и к усилению их эксплуатации.

К тому же военная власть сосредоточивалась  постепенно в руках господствующего  класса.

Отныне  крупные землевладельцы могли употреблять  имевшееся в их руках оружие не только против внешних врагов, но и  против своих же крестьян, заставляя  их нести в пользу собственников  земли всевозможные повинности.

Закрепощение  франкского крестьянства Рост крупного землевладения за счёт свободных  крестьян, терявших право собственности  на землю, сопровождался их закрепощением.

Разорявшийся  мелкий собственник сплошь и рядом  был принуждён не только отдавать крупному землевладельцу свою землю, но и становиться по отношению к  нему в личную зависимость, т. е. терять свою свободу.

«Господину  брату моему такому-то, — писалось в кабальных грамотах от имени  крестьянина. — Всем ведомо, что  крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею, чем  жить и одеваться.

Поэтому, по просьбе моей, ты в величайшей нужде моей не отказал вручить  мне из своих денег столько-то солидов; а у меня нечем выплатить  эти солиды. Поэтому я просил совершить  и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной всё, что вы полномочны делать со своими прирождёнными рабами, именно продавать, выменивать, подвергать наказанию».

Свободные крестьяне могли вступать в зависимость  от крупного феодала и на более  льготных условиях, не теряя на первых порах своей личной свободы и  становясь как бы под покровительство  крупного землевладельца (так называемая коммендация, от латинского слова «commendatio»  — «препоручаю себя»).7

Но совершенно ясно, что и коммендация крестьянина, так же как и превращение его  в прекариста какого-нибудь крупного землевладельца, приводила к одним  и тем же последствиям, т. е. к превращению  этого свободного крестьянина, а  также и его потомства в  крепостных крестьян.

Государство играло в этом процессе активную роль. Об этом свидетельствует целый ряд  указов Карла Великого и его ближайших  преемников. В своих указах (капитуляриях, от латинского слова «caput» — «голова» или «глава», так как каждый указ разбивался на главы) Карл предписывал  управляющим наблюдать за свободными крестьянами, живущими в королевских  поместьях, брать с крестьян штрафы в пользу королевского двора и  судить их.

В 818—820 гг. были изданы указы, при крепившие  всех плательщиков податей к земле, т. е. лишившие их права свободного перехода с одного участка на другой. Каролинги  приказывали крестьянам судиться у  крупных землевладельцев и подчиняться  их власти. Наконец, в капитулярии 847 г. прямо предписывалось, чтобы каждый ещё свободный человек, т. е. прежде всего крестьянин, нашёл себе сеньора (господина). Так государство активно  содействовало утверждению феодальных отношений во франкском обществе.

Феодальное  поместье и его хозяйственная  жизнь Результатом переворота в  поземельных отношениях, происшедшего в VIII и IX вв., явилось окончательное  утверждение поземельной собственности  господствующего класса. Место прежней  свободной крестьянской общины-марки  заняло феодальное поместье с особыми, присущими именно ему хозяйственными порядками. Каковы были эти порядки, видно из так называемого «Капитулярия о поместьях» («Capitulare de villis»), составленного  около 800 г. по приказанию Карла Великого и являвшегося инструкцией управляющим  королевскими поместьями. Из этого  капитулярия, а также из других источников IX в., в частности из так называемого  «Полиптика аббата Ирминона» (т. е. писцовой книги монастыря Сен-Жермен, находившегося  в пригороде Парижа), видно, что  феодальное поместье делилось на две  части: барскую усадьбу с барской  землёй и деревню с наделами зависимых  крестьян. Барская часть, или господская земля, называлась доменом (от латинского слова «dominus» — господский).8

Домен состоял  из барской усадьбы с домом  и хозяйственными постройками и  из барской пахотной земли.

От владельца  поместья зависели также мельница и  церковь. Домениальная (господская) пахотная земля была разбросана среди крестьянских участков, т. е. существовала так называемая чересполосица, которой обязательно  сопутствовал принудительный севооборот, связанный с практикой открытых полей после сбора урожая.

Все должны были сеять на данном поле одно и  то же и убирать поле одновременно с соседями, иначе скот, выпущенный на поле, мог уничтожить посевы, не убранные их хозяином.

Обрабатывалась  барская земля руками крестьян, обязанных  работать на барщине со своим инвентарём.

Кроме пахотной земли в домен входили также  леса, луга и пустоши. Крестьянская земля, или земля «держания», поскольку  крестьяне не были её собственниками, а как бы «держали» её от собственника земли — владельца данного  поместья, была разбита на наделы (мансы).

В каждый манс входил крестьянский двор с домом  и хозяйственными постройками, огород и пахотная земля, разбросанная чересполосно с другими крестьянскими и  помещичьими землями.

Кроме того, крестьянин имел право на пользование  общинными выгонами и лесами.

Таким образом, в отличие от раба, не имевшего ни дома, ни хозяйства, ни собственности, ни семьи, крестьянин, работавший на земле  феодала, имел и свой дом, и семью, и хозяйство.

Существование наряду с феодальной собственностью собственности крестьянина на хозяйство  и сельскохозяйственные орудия создавало  у производителей материальных благ, феодального общества определённую заинтересованность в своём труде  и являлось непосредственным стимулом развития производительных сил в  эпоху феодализма.

Взаимодействие  же социально-экономических порядков, существовавших у коренного романо-галльского населения, с социально-экономическими порядками, существовавшими у пришлых  германских племён (франков и бургундов), привело к развитию феодализма в  его наиболее классических формах.

Этими областями  были те части империи, которые находились как бы на стыке между романским  и германским миром, т. е. Северо-Восточная  и Центральная Галлия, а также  Бургундия.

Никаких экономических связей между племенами  и народностями, объединёнными в  империи Карла Великого чисто  насильственным путём, не существовало.

Вот почему историческое развитие пошло далее  не в границах империи в целом, а в пределах отдельных народностей  и племён или более или менее  родственных их соединений.

 

 

 

 

 

2 Характеристика государственного строя и правовой системы империи Карла Великого

 

2.1 Государственное устройство

 

 

В правление Карла Великого (768 – 814 гг.) территория королевства значительно увеличилась за счет успешных завоеваний.

Владения Каролингов охватили большую часть Европы: от Центральной Испании до Балтийского моря и от Северной Франции до Центральной Италии и Адриатического побережья; столицей был избран г. Ахен (современная Германия).

Такое разрастание государства, без всякой опоры на этническое и социальное единство, безусловно повело к ослаблению единой государственной структуры.

Общеполитический процесс укрепления новой монархии закономерно отразился на формировании качественно новой государственной организации.

Путями этого формирования стали, во-первых, многократное усиление политического и административного влияния королевского двора, во-вторых, постепенное огосударствление местного самоуправления, которое было одним из важных образующих элементов для варварского раннего государства.

Велико было также воздействие церкви и церковных установлений, а также римской традиции политических институтов.

Королевская (императорская) власть приобрела особый характер и полномочия.

Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви, тем самым как бы и особое божественное содержание. Титул императора сделал неоспоримыми законодательные права короля. император приобрел особые права по поддержанию общественного мира в государстве.

Это сделало его неоспоримым главой юстиции, а помимо этого, дало ему практически неограниченную власть наказания.

Наконец, на основе уже не только домениально-бенефициарных прав, но и как глава всего государства король считался главой войска, располагал правом строить крепости в любых землях государства.

Центральный государственный аппарат по-прежнему был сосредоточен в королевском дворе.

Он разросся, и в нем началась известная управленческая специализация.

Государственные дела в основном распределялись между 8 дворцовыми чинами: сенешал руководил делами дворца, пфальцграф (или королевский граф) осуществлял королевское правосудие, маршал и коннетабль заведовали военным делом и принимали по поручению короля командование войском, камерарий ведал королевским имуществом и казной, канцлер вел дипломатические и общегосударственные дела, подготовку законодательства.

Большое значение в управлении имел архикапеллан, духовник короля и аббат двора, – Карл Великий нередко прислушивался к его рекомендациям. 

При Каролингах собрания знати стали отождествляться с вообще «генеральной ассамблеей франков».

Проводились они традиционно весной (но уже в мае) и осенью. Созывал собрания король в своем дворце (при Карле Великом такие собрания проводились 35 раз).9

Обычно на согласие собраний король выносил свои законы-капитулярии. 

Основной фигурой государственного управления на местах оставался граф, однако его статус и полномочия существенно изменились.

Граф не был больше условным главой местных общин, а чисто королевским назначенцем.

Старые графские округа были уничтожены, и на их месте образовано 600-700 новых. Полномочия графов стали шире и приобрели в основном общеправительственный характер.10

Графства делились на сотни с судебными и финансовыми полномочиями; сотню возглавлял викарий или центенарий (сотник).

Новым административным институтом Каролингов стали королевские посланцы (missi).

Это были королевские назначенцы с высшими контрольными полномочиями.

Главной их задачей был контроль за графским управлением и выполнение некоторых особых, чаще финансовых и военных поручений короля.

Восстановление и строительство  дорог и мостов, заселение заброшенных  земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, введение рациональных методов агрикультуры - таков далеко не полный перечень заслуг Карла Великого.

Он воздвиг мост через  Рейн в Майнце и предпринял неудачную  попытку соединить каналом Рейн с Дунаем.

Дворец и капеллу в  Аахене (последняя была возведена  по образцу церкви Сан Витале в Равенне и украшена мозаикой и вывезенным из Италии мрамором) современники считали одним из чудес света. Карл ввел порядок и единообразие в господствовавший повсеместно хаос мер и весов, провели реформу финансовой системы.

Часто перемещая своих  сановников, когда лангобарды отправлялись в Аквитанию, франки в Баварию и т.д., Карл пытался пресечь злоупотребления графов и епископов властью и централизовать власть в государстве.

Держава была разделена на missatica (округа), которые периодически посещали missi dominici, т.е. королевские посланцы. Комиссия, состоявшая из одного клирика и одного мирянина, изучала судебные решения и финансовые документы, выслушивала жалобы на местных правителей, искореняла ложь, коррупцию и алчность в администрации и обществе. В общем Карл издал 65 статей законов, которые содержали более 1000 отдельных постановлений.11

Все эти постановления  учили народ, как воевать, как  обрабатывать землю, как торговать, как судиться и тому подобное.

Информация о работе Империя Карла Великого