Чингиз Айтматов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:02, творческая работа

Краткое описание

презентация, 10 слайдов. Жизнь, творчество, высказывания современников.

Файлы: 1 файл

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине.pptx

— 1.30 Мб (Скачать)

ЧИНГИЗ  ТУРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время».

Герой социалистического  труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос . премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература». 
 
В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Долго и  упорно он искал свои темы, своих  героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои — рядовые  советские труженики, твердо верящие  в светлые, добрые начала создаваемой  при самом активном их участии  жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему  хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.

В повестях «Джамиля» (1958), «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем  герои как бы сами подсказали ему  манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную  и, часто, исповедальную — от первого  лица, от «я».

С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные  проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых  оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками — то ли блюстителями старых нравов и обычаев (законов адата), то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести «Прощай, Гульсары !», с самодурами и подлецами вроде Ороэ-кула в «Белом пароходе».

В «Джамиле» и «Первом учителе» писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм. Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно, если употребить знаменитое ленинское слово, духоподъемно, сам, полнясь радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в «Джамиле» и «Первом учителе». (Так когда-то рассказывал о жизни М. Горький в «Сказках об Италии»). За это критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все романтические элементы.

Писатель  все шире и глубже захватывает  жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные  ее тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. Вызвавшая острые споры повесть  «Материнское поле» (1965) знаменовала  переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях «Прощай, Гульсары !» (1966), «Белый пароход» (1970), «Ранние журавли» (1975), в романе «Буранный полустанок (И дольше века длится день)» (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весь мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей. Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в ее географической целостности и социальной расколотости окрашивают творчество писателя в новые тона.

Айтматов  обладает стратегическим мышлением, его  интересуют идеи планетарного масштаба. Если в своих ранних вещах, скажем, в повести «Первый учитель», писатель сосредотачивался преимущественно  на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах «Плаха»  и «И дольше века длится день», имевших  шумный успех в конце 70-х - 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин 

«Многая мудрость рождает печаль», — говорили древние. Не миновало это и Чингиза Айтматова. Начиная с повести «Прощай, Гульсары !», при всем, я бы сказал, воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.

Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от автора порой совмещается  посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей  во внутренний монолог. Внутренний монолог  героя столь же незаметно переливается в речь автора. Действительность захватывается  в единстве ее настоящего, ее корней и ее будущего. Резко усиливается  роль фольклорных элементов. Вслед  за лирическими песнями, нередко  звучащими в первых повестях, автор  все шире и свободнее вкрапливает  в ткань произведений народные легенды, реминисценции из «Манаса» и других народных эпических сказаний. В повести «Белый пароход» картины современной жизни, как многоцветные ковровые узоры, вытканы на канве развернутого киргизского предания о матери-Оленихе, а вытканы так, что порой трудно понять, где основа, а где рисунок. К тому же оживление, очеловечение (антропоморфизм) природы настолько органично, что человек воспринимается как неотторжимая ее часть, в свою очередь, природа неотделима от человека.

В повести  «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), в романе «Буранный полустанок»  художественная палитра обогащается  еще и ненавязчивым подчинением  реализму (реализму самой чистой пробы) мифа, легенд, «преданий старины глубокой». Эти и другие фольклорные элементы всегда несут многозначный смысл, воспринимаются то как символы, то как аллегории, то как психологические параллели, придают произведениям многоплановость и углубленность, содержанию — многозначность, а изображению стереоскопичность. Творчество писателя вцелом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из самых величественных эпох - сказание, создаваемое одним из самых активных и страстных ее деятелей.

Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества, его многовековой истории, запечатленной в мифах и сказаниях, гарантию его светлого будущего. Жизнь — человеческое бытие — свобода — революция — строительство социализма — мир — будущее человечества — вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается «все вперед! и — выше!». Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной. Он — человек дела и человек напряженной мысли — пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее. Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.

Благодаря своей способности концентрироваться  на глобальных идеях, Чингиз Айтматов склонен и во внелитературной деятельности либо затевать, либо принимать активное участие в проектах планетарного масштаба. Например, уже много лет назад он и социолог Института проблем управления АН СССР Рустем Хаиров обратились к тогдашнему генсеку Андропову (1983) с предложением о создании комитета по встрече III-го тысячелетия. Неожиданно это предложение было принято. Постепенно Айтматов подвигнул на это дело и прогрессивную мировую общественность, организова в в 1986 году Иссык-кульский форум, на который собрались представители ЮНЕСКО, футурологи, писатели и художники. И поговорили о необходимости воспитания нового планетарного мышления, благодаря чему человечество смогло бы избежать тотального катаклизма - военного, экологического, экономического etc. И когда колесики завертелись вовсю, когда уже можно было начинать пожинать лавры и стричь купоны, Айтматов смиреннейшим образом передает бразды правления грандиозным тайм-шоу Марату Гельману.

«Мое направление – реалистическая проза эпического повествования . Я  не вижу в себе автора фантастических произведений , бестселлеров и детективов . У меня свой путь.» - так характеризовал Айтматов свое творчества

Во вторник  около шести часов вечера  10 июня 2008 года появилась информация о том что состояние известного писателя ухудшилось . 79 летний Айтматов был госпитализирован Нюрнбергскую клинику в середине мая  с дягнозом восполение легких и почек . Спустя два часа писатель умер. 14 июня он был похоронен в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит » в пригороде Бишкека.

У Чингиза Айтматова была жена Мария Урматова и четверо детей , Двое сына от первого брака Санжар и Аскар. Аскар экс-министр иностранных дел Киргизии. Сын Эльдар и дочь Ширин от второго брака. И еще у писателя были четверо внуков  от детей первого брака. Все книги и авторские права Чингиза Айтматова остались по наследству второй жены Марии и младшему сыну Эльдару.

Чингизу Айтматовому оставить детям даже нечего. Он жил очень скромно и предпочитал духовные ценности. Великий писатель и его супруга проживали в небольшом 4-ех комнатном домике , предоставленным Айтматову государством. Самое ценное что внем есть ,- работы писателя , а так же сувениры , подарки и награды за его бесконечный труд. Все , что зарабатывал писатель вкладывал своим детям. За что они и получили высшее образование за рубежом. В конце мая 2008 года совет министров культуры тюркоязычных стран решили выдвинуть известного писателя на Нобелевскую премию . К сожалению премию он таки не получил. Похороны писателя прошли по мусульманским обычаям , тело завернуто в саван , извекли из гроба и положили в могилу.

СОБАЛЕЗНОВАНИЯ  ГЛАВ ГОСУДАРСТВ  
 
"Чингиза Айтматова больше нет с нами, но на все времена осталось его мудрое слово, осталась добрая и светлая память об этом великом творце", - пишет глава российского государства Дмитрий Медведев.  
 
 
 
"Утрата безмерна и огромна. Киргизский народ потерял одного из лучших своих сыновей. Мир потерял мессию, который жил по часам всемирной истории", - сказал президент республики Киргизии. 
 
 
 
 
 
«Выражаю Вам, в Вашем лице всему братскому народу Киргизстана, а также родным и близким Чингиза Торекуловича Айтматова мои глубокие соболезнования в связи с внезапной кончиной патриарха мировой литературы, славного сына киргизского народа, большого друга Казахстана, гордости всего тюркского мира «- говорится в телеграмме  Н. Ә. Назарбаева.

Неповторимый , патриотичный , добрый , великодушный , талантлевый писатель всех времен навсегда останется в наших сердцах


Информация о работе Чингиз Айтматов