Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:02, творческая работа
презентация, 10 слайдов. Жизнь, творчество, высказывания современников.
ЧИНГИЗ ТУРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ
Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время».
Герой социалистического
труда (1978), академик АН Киргизской ССР,
лауреат Гос . премии (1968, 1977, 1983), Лауреат
в 1963 году Ленинской премии, кавалер ордена
Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича
Ельцина, экс-главный редактор журнала
«Иностранная литература».
В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге,
где и проживает в настоящее время в качестве
посла республики Киргизия.
Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои — рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.
В повестях «Джамиля» (1958), «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.
Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную — от первого лица, от «я».
С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками — то ли блюстителями старых нравов и обычаев (законов адата), то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести «Прощай, Гульсары !», с самодурами и подлецами вроде Ороэ-кула в «Белом пароходе».
В «Джамиле» и «Первом учителе» писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм. Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно, если употребить знаменитое ленинское слово, духоподъемно, сам, полнясь радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в «Джамиле» и «Первом учителе». (Так когда-то рассказывал о жизни М. Горький в «Сказках об Италии»). За это критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все романтические элементы.
Писатель
все шире и глубже захватывает
жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные
ее тайны, не обходя острейших вопросов,
порожденных двадцатым
Айтматов обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба. Если в своих ранних вещах, скажем, в повести «Первый учитель», писатель сосредотачивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах «Плаха» и «И дольше века длится день», имевших шумный успех в конце 70-х - 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин
«Многая мудрость рождает печаль», — говорили древние. Не миновало это и Чингиза Айтматова. Начиная с повести «Прощай, Гульсары !», при всем, я бы сказал, воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.
Усложняются,
естественно, и принципы повествования.
Рассказ от автора порой совмещается
посредством несобственно-
В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), в романе «Буранный полустанок» художественная палитра обогащается еще и ненавязчивым подчинением реализму (реализму самой чистой пробы) мифа, легенд, «преданий старины глубокой». Эти и другие фольклорные элементы всегда несут многозначный смысл, воспринимаются то как символы, то как аллегории, то как психологические параллели, придают произведениям многоплановость и углубленность, содержанию — многозначность, а изображению стереоскопичность. Творчество писателя вцелом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из самых величественных эпох - сказание, создаваемое одним из самых активных и страстных ее деятелей.
Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества, его многовековой истории, запечатленной в мифах и сказаниях, гарантию его светлого будущего. Жизнь — человеческое бытие — свобода — революция — строительство социализма — мир — будущее человечества — вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается «все вперед! и — выше!». Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной. Он — человек дела и человек напряженной мысли — пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее. Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.
Благодаря
своей способности
«Мое направление –
Во вторник около шести часов вечера 10 июня 2008 года появилась информация о том что состояние известного писателя ухудшилось . 79 летний Айтматов был госпитализирован Нюрнбергскую клинику в середине мая с дягнозом восполение легких и почек . Спустя два часа писатель умер. 14 июня он был похоронен в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит » в пригороде Бишкека.
У Чингиза Айтматова была жена Мария Урматова и четверо детей , Двое сына от первого брака Санжар и Аскар. Аскар экс-министр иностранных дел Киргизии. Сын Эльдар и дочь Ширин от второго брака. И еще у писателя были четверо внуков от детей первого брака. Все книги и авторские права Чингиза Айтматова остались по наследству второй жены Марии и младшему сыну Эльдару.
Чингизу Айтматовому оставить детям даже нечего. Он жил очень скромно и предпочитал духовные ценности. Великий писатель и его супруга проживали в небольшом 4-ех комнатном домике , предоставленным Айтматову государством. Самое ценное что внем есть ,- работы писателя , а так же сувениры , подарки и награды за его бесконечный труд. Все , что зарабатывал писатель вкладывал своим детям. За что они и получили высшее образование за рубежом. В конце мая 2008 года совет министров культуры тюркоязычных стран решили выдвинуть известного писателя на Нобелевскую премию . К сожалению премию он таки не получил. Похороны писателя прошли по мусульманским обычаям , тело завернуто в саван , извекли из гроба и положили в могилу.
СОБАЛЕЗНОВАНИЯ
ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
"Чингиза Айтматова больше нет с нами,
но на все времена осталось его мудрое
слово, осталась добрая и светлая память
об этом великом творце", - пишет глава
российского государства Дмитрий Медведев.
"Утрата безмерна и огромна. Киргизский
народ потерял одного из лучших своих
сыновей. Мир потерял мессию, который жил
по часам всемирной истории", - сказал
президент республики Киргизии.
«Выражаю Вам, в Вашем лице всему братскому
народу Киргизстана, а также родным и близким
Чингиза Торекуловича Айтматова мои глубокие
соболезнования в связи с внезапной кончиной
патриарха мировой литературы, славного
сына киргизского народа, большого друга
Казахстана, гордости всего тюркского
мира «- говорится в телеграмме Н. Ә.
Назарбаева.
Неповторимый , патриотичный , добрый , великодушный , талантлевый писатель всех времен навсегда останется в наших сердцах