Биография Лоренц фон Штейна

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:27, биография

Краткое описание

Лоренц фон Штейн (Лоренц фон Штейн (нем. Lorenz von Stein) (18 ноября 1815 — 23 сентября 1890)) - знаменитый немецкий юрист, государствовед и экономист (1815—1890), родом из Шлезвига. Изучал философию и юриспруденцию в кильском и йенском университетах. Заинтересовавшись учениями французских социалистов, Штейн в начале 1840-х гг. отправился в Париж для изучения социалистического движения и здесь познакомился с Консидераном, Кабе и Луи Бланом. Результатом исследований Штейн была его книга: "Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs" (1842). Это был первый опыт исторического изучения социализма и научной его критики. Штейн дает точное определение нового в то время понятия социализма, настаивая на строгом различении между социализмом и коммунизмом.

Файлы: 1 файл

Штейн.docx

— 24.08 Кб (Скачать)

Практическая работа №2. Биография Лоренц фон Штейна

 

Лоренц фон  Штейн (Лоренц фон Штейн (нем. Lorenz von Stein) (18 ноября 1815 — 23 сентября 1890))  - знаменитый немецкий юрист, государствовед и экономист (1815—1890), родом из Шлезвига. Изучал философию и юриспруденцию в кильском и йенском университетах. Заинтересовавшись учениями французских социалистов, Штейн в начале 1840-х гг. отправился в Париж для изучения социалистического движения и здесь познакомился с Консидераном, Кабе и Луи Бланом. Результатом исследований Штейн была его книга: "Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs" (1842). Это был первый опыт исторического изучения социализма и научной его критики. Штейн дает точное определение нового в то время понятия социализма, настаивая на строгом различении между социализмом и коммунизмом. Установив связь между учением социализма и переживаемым историческим моментом вообще и развитием пролетариата в частности, Штейн указал на то, что социальное движение современной французской жизни не принадлежит одной Франции; основания его в такой же мере содержатся и в немецкой жизни, и в жизни всякого народа, стоящего на той же ступени культурного развития; раньше или позже это движение проявится во всей Западной Европе, и революция в будущем может быть лишь социальной. Признавая несбыточность утопических учений социалистов того времени, Штейн отмечает, что задача, поставленная социализмом, "соответствует самым благородным идеалам человеческого сердца, самым сокровенным его чаяниям и упованиям". Дополнением к первой книге Штейн о социализме служит его сочинение: "Die socialistischen u. kommunistischen Bewegungen seit der 3-ten franz ö sischen Revolution" (Лейпциг и Вена, 1848). Оба эти сочинения были переработаны и расширены в 3-томном замечательном труде: "Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage" (Лейпциг, 1850; 2-е изд., 1855). В 1846 г. Штейн сделался профессором в кильском университете, но в 1851 г. лишен был кафедры за то, что по шлезвиг-голштинскому вопросу, вместе с другими 9 профессорами, высказался против Дании. В 1855 г. он был приглашен в венский университет. Его лекции охватывали собой всю совокупность государственных наук, впервые приведенных в стройную, глубоко продуманную систему. Штейн оставался украшением венского университета в продолжение 30 лет, и в 1885 г., когда ему минуло 70 лет — предельный профессорский возраст в Австрии, — вышел в отставку.

Крупнейшим, открывающим новый фазис в  развитии социальных наук трудом Штейн  является его учение о государстве  и обществе и о государственном  управлении, изложенное им в обширном сочинении "Die Verwaltungslehre" (7 т., Штутгарт, 1865—68) и сокращенно в "Handbuch der Verwaltungslehre und des Verwaltungsrechtes mit Vergleichung der Litteratur und Gesetzgebung von Frankreich, England und Deutschl a nd" (1870; 2-е изд., 1876; 3-е. изд., 1888). Учение Штейн сложилось под влиянием философии Гегеля, с одной стороны, и французских социалистических доктрин — с другой. У Гегеля Штейн заимствует диалектический метод и формальное противоположение общества государству; следуя методу Гегеля, Штейн стремится вывести из абстрактного понятия государства все разнообразие задач и деятельности правительственной власти. С социалистами сближает Штейна понимание сущности экономического строя. Не без влияния на Штейн оказались и труды первых представителей исторической экономической школы в Германии —Гильдебранда и Книса и, в особенности, знаменитый труд Гнейста: "Das heutige englische Verfassungs- und Verwaltungsrecht"; несмотря на отвлеченно-философское направление ума Штейн и пристрастие его к систематике и методологии, он снабжает свои труды обширными историко-экономическими очерками. Эти очерки, основанные на сравнительно-историческом анализе специальных и правовых институтов главнейших западноевропейских государств, в особенности Англии, Франции и Германии, составляют одно из главнейших достоинств труда Штейн По учению Штейн, начало общественной организации кроется в ограниченности сил индивида, в невозможности удовлетворения его потребностей одними личными силами; отсюда стремление подчинить себе других лиц и приспособить их для своих эгоистических целей; общественный строй всегда, поэтому, приводит к зависимости слабых от сильных, неимущих от богатых, т. е. к неравенству и несвободе; в основе самой общественной организации кроется противоречие между идеальным назначением личности и возможностью ее существования и преуспеяния, ввиду ограниченности ее сил. Это противоречие призвано разрешить государство — высшая форма общежития. Государство — коллективный индивид, возвысившийся до личности, до самосознания. Задача государства — способствовать материальному и духовному развитию каждого из образующих его индивидов. Для осуществления этой задачи воля государства, как высшей формы личности, должна соответствовать воле составляющих его индивидов, не становясь орудием господствующего общественного класса или партии; следовательно, воля государства может быть выражена органом, стоящим вне борьбы общественных классов и глубоко понимающим идею государства и его задачи. Идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Выполнение этой задачи должна взять на себя монархическая верховная власть, как стоящая над обществом и борьбой его классов. Из своего определения понятия государства Штейн выводит свое учение об управлении (Verwaltungslehre). Так как государство есть коллективный индивид, возвысившийся до самосознания, то деятельность его, во-первых, может быть выражена путем самоопределения и, во-вторых, может иметь объектом вешний мир, совокупность составляющих его индивидов. Самоопределение воли государства составляет содержание законодательной власти, воздействие на вешний мир — содержание правительственной власти, управления (Verwaltung). В управлении, по Штейн, сосредоточиваются все задачи государства, вся деятельность исполнительной власти (Vollziehende Gewalt), распадающаяся на три отрасли: государственное хозяйство, правосудие и внутреннее управление (Innere Verwaltung). Каждая из этих трех отраслей имеет двоякую задачу: установление условий, содействующих благоприятному развитию отдельных лиц и ограждение их от угрожающих им опасностей, не устранимых личными усилиями. Для выполнения этих задач органы исполнительной власти пользуются правом издавать основанные на законе предписания и распоряжения и правом непосредственного устранения угрожающих опасностей, путем принуждения; таким образом исполнительная власть распадается на распорядительную и принудительную. Деятельность исполнительной власти регулируется так называемым административным правом в широком смысле слова (Verwaltungsrecht). Анализу исторического развития административного права под заглавием: "Die Lehre von der Vollziehenden Gewalt, ihre Recht und ihr Organismus" Штейн посвящает весь первый том своего вышеназванного труда. На низших ступенях правового развития государства оба вида выражения государственной воли — закон и административное распоряжение — слабо различаются; в государствах же, стоящих на высшей ступени развития, закон есть сама государственная воля, получившая выражение через народное представительство, между тем как распоряжение выражает лишь волю исполнительной власти; отсюда следует, что административное распоряжение имеет силу лишь постольку, поскольку оно совпадает с общей государственной волей, т. е. с законом. Из подчиненности административного распоряжения закону Штейн выводит ответственность министров, которой он посвящает обширный сравнительно-исторический очерк, различая две формы ответственности министров — политическую и судебную. Системе административного управления Штейн противопоставляет систему самоуправляющихся общественных единиц (провинции, округа, города и общины) и систему общественного союзного строя вообще (Vereinswesen), выражающегося в разнообразных свободных общественных организациях и корпорациях: сословных, классовых, промышленных, коммерческих и т. д. Штейн подробно останавливается на вопросе об огромном значении для достижения культурных задач государства самоуправляющихся организаций и свободных союзных учреждений, а равно на разграничении деятельности исполнительной власти и работы свободных общественных организаций. Чем совершеннее организована государственная власть, тем больше простора дается деятельности общественных организаций. Остальные шесть томов посвящены чрезвычайно детальной разработке так называемого учения о внутреннем управлении, рассматриваемом в отношении трех сфер жизни личности: 1) личной жизни человека в тесном смысле; 2) хозяйственной жизни и 3) общественной жизни. В сферу личной жизни, по Штейн, входят заботы о физической жизни человека (население, народное здоровье и продовольствие), и о духовной жизни человека (народное образование); к хозяйственной жизни Штейн относит вопросы, связанные с собственностью, промышленностью, путями сообщения, денежным и кредитным обращением; наконец, в общественную сферу входят интересы, связанные с различными союзными организациями (семьей, профессиональными корпорациями и т. д.). В большом труде Штейн последний отдел остался незаконченным, но в "Handbuch'e" он представлен в сжатом виде. Ни в одной части труда Штейн не замечается в такой степени некоторая искусственность его систематизации, как в вышеизложенном делении внутреннего управления на 3 сферы.

Таково, в  общих чертах, учение Штейн о государстве  и об управлении, оказавшее глубокое влияние на все последующее развитие государственных наук. Несмотря на справедливо указанные недостатки учения Штейн об управлении — схематичность  и формальность его положений, резкое противоположение общества и государства, не соответствующее условиям живой  действительности и новейшим взглядам социологии, — он имеет много  сторонников. Крупным вкладом в  науку является и его учебник финансового права, который отличается своим философским изложением и обширными историческими обзорами; Штейн дает обстоятельную разработку теории налогов и государственного кредита. Кроме вышеуказанных, Штейн принадлежит ряд трудов по разнообразным вопросам права, народного хозяйства, политики и общественной жизни (хороший учебник политической экономии, очерки железнодорожного права, о ростовщичестве, о юридическом и сельскохозяйственном образовании, о сельскохозяйственной экономии, о женском вопросе, об истории государственного устройства и финансов Японии и многое др.). Главнейшие из отдельно напечатанных сочинений: "Geschichte des franz ösisch en Strafrechtes und Prozesses

Немецкой  школе (Л. Штейн, А. Шеффле) принадлежит заслуга признания за государством его экономических функций, осуществление которых требует взимания налогов. Представители ее впервые четко высказали полное признание производительного характера государственных услуг, отказ от понимания налога как убытка общества. Они считали, что специфические продукты и услуги, которые доставляет государство и которые удовлетворяют особым нуждам человеческой жизни, составляют то, что так неопределенно называют государственными издержками, государственными расходами. Блага, которые доставляются государством, не могут быть подведены под понятие меновых благ, а следовательно, не могут оплачиваться меновой ценностью, если же некоторые и могут быть оценены, то по определенному тарифу: речь идет о пошлинах. Но поскольку блага, доставляемые государством, должны быть оплачены, то для этой оплаты пойдет другое мерило соразмерности: это налог.

Учение о правовом государстве  приводит к появлению новых теорий, а именно: теории жертвы (основатели — Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели — Э. Селигман, Р. Стурм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.


Информация о работе Биография Лоренц фон Штейна