Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:27, биография
Лоренц фон Штейн (Лоренц фон Штейн (нем. Lorenz von Stein) (18 ноября 1815 — 23 сентября 1890)) - знаменитый немецкий юрист, государствовед и экономист (1815—1890), родом из Шлезвига. Изучал философию и юриспруденцию в кильском и йенском университетах. Заинтересовавшись учениями французских социалистов, Штейн в начале 1840-х гг. отправился в Париж для изучения социалистического движения и здесь познакомился с Консидераном, Кабе и Луи Бланом. Результатом исследований Штейн была его книга: "Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs" (1842). Это был первый опыт исторического изучения социализма и научной его критики. Штейн дает точное определение нового в то время понятия социализма, настаивая на строгом различении между социализмом и коммунизмом.
Практическая работа №2. Биография Лоренц фон Штейна
Лоренц фон Штейн (Лоренц фон Штейн (нем. Lorenz von Stein) (18 ноября 1815 — 23 сентября 1890)) - знаменитый немецкий юрист, государствовед и экономист (1815—1890), родом из Шлезвига. Изучал философию и юриспруденцию в кильском и йенском университетах. Заинтересовавшись учениями французских социалистов, Штейн в начале 1840-х гг. отправился в Париж для изучения социалистического движения и здесь познакомился с Консидераном, Кабе и Луи Бланом. Результатом исследований Штейн была его книга: "Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs" (1842). Это был первый опыт исторического изучения социализма и научной его критики. Штейн дает точное определение нового в то время понятия социализма, настаивая на строгом различении между социализмом и коммунизмом. Установив связь между учением социализма и переживаемым историческим моментом вообще и развитием пролетариата в частности, Штейн указал на то, что социальное движение современной французской жизни не принадлежит одной Франции; основания его в такой же мере содержатся и в немецкой жизни, и в жизни всякого народа, стоящего на той же ступени культурного развития; раньше или позже это движение проявится во всей Западной Европе, и революция в будущем может быть лишь социальной. Признавая несбыточность утопических учений социалистов того времени, Штейн отмечает, что задача, поставленная социализмом, "соответствует самым благородным идеалам человеческого сердца, самым сокровенным его чаяниям и упованиям". Дополнением к первой книге Штейн о социализме служит его сочинение: "Die socialistischen u. kommunistischen Bewegungen seit der 3-ten franz ö sischen Revolution" (Лейпциг и Вена, 1848). Оба эти сочинения были переработаны и расширены в 3-томном замечательном труде: "Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage" (Лейпциг, 1850; 2-е изд., 1855). В 1846 г. Штейн сделался профессором в кильском университете, но в 1851 г. лишен был кафедры за то, что по шлезвиг-голштинскому вопросу, вместе с другими 9 профессорами, высказался против Дании. В 1855 г. он был приглашен в венский университет. Его лекции охватывали собой всю совокупность государственных наук, впервые приведенных в стройную, глубоко продуманную систему. Штейн оставался украшением венского университета в продолжение 30 лет, и в 1885 г., когда ему минуло 70 лет — предельный профессорский возраст в Австрии, — вышел в отставку.
Крупнейшим,
открывающим новый фазис в
развитии социальных наук трудом Штейн
является его учение о государстве
и обществе и о государственном
управлении, изложенное им в обширном
сочинении "Die Verwaltungslehre" (7 т., Штутгарт, 1865—68) и сокращенно
в "Handbuch der Verwaltungslehre und des Verwaltungsrechtes mit
Vergleichung der Litteratur und Gesetzgebung von Frankreich, England
und Deutschl a nd" (1870; 2-е изд., 1876; 3-е. изд., 1888).
Учение Штейн сложилось под влиянием философии
Гегеля, с одной стороны, и французских
социалистических доктрин — с другой.
У Гегеля Штейн заимствует диалектический
метод и формальное противоположение
общества государству; следуя методу Гегеля,
Штейн стремится вывести из абстрактного
понятия государства все разнообразие
задач и деятельности правительственной
власти. С социалистами сближает Штейна
понимание сущности экономического строя.
Не без влияния на Штейн оказались и труды
первых представителей исторической экономической
школы в Германии —Гильдебранда и Книса и, в особенности, знаменитый
труд Гнейста: "Das heutige englische Verfassungs- und
Verwaltungsrecht"; несмотря на отвлеченно-философское направл
Таково, в
общих чертах, учение Штейн о государстве
и об управлении, оказавшее глубокое
влияние на все последующее развитие
государственных наук. Несмотря на
справедливо указанные
Немецкой школе (Л. Штейн, А. Шеффле) принадлежит заслуга признания за государством его экономических функций, осуществление которых требует взимания налогов. Представители ее впервые четко высказали полное признание производительного характера государственных услуг, отказ от понимания налога как убытка общества. Они считали, что специфические продукты и услуги, которые доставляет государство и которые удовлетворяют особым нуждам человеческой жизни, составляют то, что так неопределенно называют государственными издержками, государственными расходами. Блага, которые доставляются государством, не могут быть подведены под понятие меновых благ, а следовательно, не могут оплачиваться меновой ценностью, если же некоторые и могут быть оценены, то по определенному тарифу: речь идет о пошлинах. Но поскольку блага, доставляемые государством, должны быть оплачены, то для этой оплаты пойдет другое мерило соразмерности: это налог.
Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно: теории жертвы (основатели — Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели — Э. Селигман, Р. Стурм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.