Биография Людвига Эрхарда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 18:04, реферат

Краткое описание

Эрхард получил среднее образование в Фюрте и Нюрнберге, в Первую мировую войну воевал в гаубичной артиллерии. В 1918 году он получил ранение — перелом левого плеча со значительной атрофией левой руки. После семи операций был поставлен диагноз, он был признан негодным к физической работе. Это был основной фактор, препятствовавший Эрхарду в ближайшее время заниматься предприятием его отца. Ранение было вторым сильным ударом по здоровью Эрхарда: в трёхлетнем возрасте он перенёс полиомиелит, после чего у него пожизненно осталась деформированной правая нога.

Файлы: 1 файл

Эрхард.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

   Л. Эрхард понимал, что «замена плановой экономики свободным рыночным хозяйством сопряжена с неимоверными трудностями», ибо весьма непросто «при вышедшей из естественного равновесия экономике сразу, без перехода, дать простор свободному рынку».

   Стабилизация  финансовой и денежно-кредитной  системы явилась лишь необходимой  предпосылкой успеха. Поставить на ноги рухнувшую экономику с помощью одной денежной реформы и финансовых упражнений было бы немыслимо.

   «Противники рыночного хозяйства, – говорил  Эрхард, – прямо-таки с беспардонной назойливостью стремятся внушить  народу, что экономические и социальные успехи... достигнуты исключительно  благодаря валютной реформе и другим счастливым обстоятельствам, но отнюдь не осуществленному мною повороту курса экономической политики. Конечно, во время валютной реформы было важно использовать все открывшиеся тогда возможности, однако всякому непредубежденному человеку ясно, что решающий счастливый поворот был результатом комбинации двух компонентов – валютной реформы и политики рыночной экономики».

   Помимо  этого успех экономической реформы  был достигнут благодаря следующим обстоятельствам:

   1) тщательная подготовка, разработка и обсуждение плана (хомбургского – по имени города, где работала комиссия специалистов) продолжались около двух лет;

   2) несмотря на разрушения военного  времени в стране сохранилась мощная производственно-техническая база;

   3) Германия получила существенную финансовую и ресурсную поддержку со стороны США и ряда западных держав;

   4) подъему производства способствовал  неудовлетворенный, быстро растущий спрос населения;

   5) существенную роль сыграло устойчивое  управление; экономический курс проводился последовательно, своевременно корректировался.

   Реформа, проведенная Эрхардом, занимавшим пост министра экономики, а затем канцлера, вошла в учебные руководства и рассматривается как образец искусного выбора момента для реализации решений, пример эффективного использования средств и методов преобразований.

   В результате реформаторской деятельности Людвига Эрхарда были достигнуты следующие результаты:

   1. Денежная реформа, проведенная  с целью избавления от обесцененных  денег и создания твердой валюты, явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма и укрепления германской экономики, закон свободных цен «отпускал на свободу цены», при формировании цен учитывалась в первую очередь покупательная способность большинства населения.

   2. Большое внимание уделялось развитию мелкого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. На предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции, сокращалась безработица.

   3. В большом объеме велась застройка разрушенных городов, что сокращало безработицу, поддерживало население.

   4. Важным элементом экономической  политики Эрхарда было укрепление  ФРГ на мировом рынке - за  счет проводимых антикризисных  реформ - удалось втрое увеличить  экспорт.

   5. Развитие науки, научно-технический прогресс способствовал развитию и укрепления экономики Германии.

 

    Задание № 2

   Основные  положения теории общественного выбора

   Теория  общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.3

   До  возникновения теории общественного  выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно ее реализующим.

   Теория  общественного выбора опирается  на три основные предпосылки:

  • Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

   Сторонники  этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным . Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

   Сторонники  теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) — это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

   Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

   Практика  взаимной поддержки депутатов путём «торговли голосами» называется логроллингом. Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» — закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение (принятие), к нему добавляют всё новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

   Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные  расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к  усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.

   Существуют  экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

   Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень — разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т. п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует «конституцией экономической политики». Второй уровень — практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

   Критерием справедливости и эффективности  политической системы должно послужить  распространение правил экономической  игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

   Профессиональные  экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью ее участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

   Помимо  экономистов важность изучения процедуры  принятия политических решений в  условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в конце 1960-х в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society).

   Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство  как созданное людьми с целью  достижения через него своих собственных  целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

 

    Список используемой литературы

1.Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 2006

2. Жид  Ш., Рист Ш. История экономических учений // Пер. с франц.- М.: Экономика 1995

3.Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: Секреты “экономического чуда”. М., 2007

4. История  экономических учений: Учеб./ Под.  ред. А.Г. Худокомова. М.: Инфа-М, 2004

5.Людвиг Эрхард. Благосостояние для всех (электронная книга). // http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/erhapd/erhsod.htm

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 - М.: Республика, 2005.  
 

Информация о работе Биография Людвига Эрхарда