Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:50, доклад
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Значение подвижных игр
Подвижная игра — одно из важных средств
всестороннего воспитания детей дошкольного
возраста. Характерная ее особенность
— комплексность воздействия на организм
и на все стороны личности ребенка: в игре
одновременно осуществляется физическое,
умственное, нравственное, эстетическое
и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового
характера и вызываемые ею положительные
эмоции усиливают все физиологические
процессы в организме, улучшают работу
всех органов и систем. Возникающие в игре
неожиданные ситуации приучают детей
целесообразно использовать приобретенные
двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее
благопрятные условия для развития физических
качеств. Например, для того чтобы увернуться
от «ловишки», надо проявить ловкость,
а спасаясь от него, бежать как можно быстрее.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять
с интересом и притом много раз одни и
те же движения, не замечая усталости.
А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии
с правилами, которые обязательны для
всех участников. Правила регулируют поведение
играющих и способствуют выработке взаимопомощи,
коллективизма, честности, дисциплинированности.
Вместе с тем необходимость выполнять
правила, а также преодолевать препятствия,
неизбежные в игре, содействует воспитанию
волевых качеств — выдержки, смелости,
решительности, умения справляться с отрицательными
эмоциями.
В подвижных играх ребенку приходится
самому решать, как действовать, чтобы
достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная
смена условий заставляет искать все новые
и новые пути решения возникающих задач.
Все это способствует развитию самостоятельности,
активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять
свои представления об окружающей действительности.
Выполняя различные роли, изображая разнообразные
действия, дети практически используют
свои знания о повадках животных, птиц,
насекомых, о явлениях природы, о средствах
передвижения, о современной технике.
В процессе игр создаются возможности
для развития речи, упражнения в счете
и т. д.
Физкультурные занятия, подвижные
игры и физические
упражнения на прогулке
"Физкультурные занятия в помещении
включают упражнения на развитие равновесия,
лазания, метания в цель и другие виды
движения, а также упражнения статистического
характера, способствующие развитию выносливости
и силы: висы с опорой на одну или обе ноги,
непродолжительное удержание позы в неподвижном
состоянии и т.д. Однако их применение
должно быть строго регламентировано
в связи с тем, что дети быстро утомляются".
[З.А. Веселас.1985 г.]
"В конце физкультурных занятий осваиваются
упражнения на расслабление, которые предупреждают
утомление, успокаивают функциональные
системы организма. Известно, что лучше
всего организм восстанавливается, когда
заторможенные центры энергично включаются
в деятельность, а активно действующие
- переходят в пассивное состояние. Лучшим
положением тела для этого процесса является
горизонтальное, когда все функции снижены,
расслаблены конечности и позвоночник,
и ребенок не затрачивает энергии для
сохранения вертикального положения".
[З.А. Веселас. 1985 г.]
Медленный темп упражнений на расслабление,
выполняемых без напряжения и с большой
амплитудой, музыкальное сопровождение,
спокойная обстановка способствует восстановлению
организма в более короткий срок. Выполнение
этих же упражнений с закрытыми глазами
дает еще более положительный эффект.
"При физической нагрузке, в результате
которой пульс ребенка учащается на 90
– 100 %, такая заключительная часть ведет
к восстановлению организма уже к концу
1-2-ой минут после занятия". [Э.И. Ариговская.
1968 г.]
При выборе формы и типа занятий должны
учитываться различные способы организации
детей: индивидуальный, поточный, сменный,
фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно
комплексное использование различных
способов. Так на одном и том же занятии
при обучении прыжку в длину с места можно
рекомендовать все способы.
Однако в программе предусмотрены движения
(лазания, удержание равновесия, прыжки
в длину и высоту с разбега), выполнение
которых следует организовать индивидуально
или поточно, с тем, чтобы воспитатель
мог обеспечить страховку детей.
"Зимой занятия на воздухе проводят
в облегченной одежде, состоящей из 3-4
слоев. В жаркие, солнечные дни дети могут
заниматься без маечки, босиком, но в легком
головном уборе". [М.Ф. Литвинова. 1986
г.]
Подготовленным к занятиям должна быть
и площадка или пересеченная местность.
"Физкультурные занятия обычно организуются
в первой половине дня. Если они проходят
на воздухе, то их можно место в режиме
дня в разные сезоны года различно. Летом
– в начале первой прогулки, когда температура
воздуха не достигла наивысшей величины".
[Е.М. Минский. 1984 г.]
В холодный период занятия целесообразны
в конце первой прогулки, перед обедом,
что позволяет детям переодеться в физкультурный
костюм один раз, перед занятием, и снижает
возможность заболеваний, так как после
физической нагрузки, вспотев, дети не
остаются на воздухе.
В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное
занятие, цель которого - выявить степень
усвоения детьми программного материала.
В те дни, когда запланировано физкультурное
занятие, проводятся физические упражнения
и подвижные игры длительностью 10 – 15
минут. Во время второй прогулки их нужно
планировать ежедневно. Одежда детей в
этом случае лишь облегчается, они не переодеваются
в физкультурную форму.
Содержание подвижных игр физических
упражнений во время прогулки материал
по развитию движений, освоенных на предыдущих
занятиях. Закрепляются двигательные
умения и навыки, предусмотренные программой.
Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры,
в сочетании с которыми используются любые
движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде,
метание, прыжки, элементы игр в футбол,
баскетбол, бадминтон, городки.
На прогулках, как правило, вначале организуются
физические упражнения, а затем игра. "Например,
сначала прыжки в игровой форме "с кочки
на кочку", а затем игра "Найди свой
домик". При сочетании подвижных игр
со спортивными упражнениями порядок
их проведения может быть обратным - вначале
игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые
ребята" и другие), а затем - ходьба на
лыжах, катание на санках, езда на велосипеде"
[Т.И. Осокина 1978 г.]
В содержание подвижной игры могут быть
включены различные движения.
В игре "Поезд" дети "приезжают"
в лес; а там бегают, прыгают и т.д.
Не рекомендуется включать, особенно во
вторую прогулку, общеразвивающие упражнения,
их достаточно много в недельном цикле,
и они не вызывают такого, интереса, как
игры.
Физкультурный досуг,
физкультурные праздники, дни здоровья
Физкультурный досуг продолжительностью
30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц
во второй половине дня. Он включает в
свое содержание уже знакомые детям подвижные
игры, эстафеты, разнообразные движения.
Досуг может иметь тематическую направленность,
например "Спортландия", "Доктор
Айболит" и т.д. Иногда полезно его провести,
объединив детей разного возраста. В этом
случае одна разновозрастная группа занимается
на площадке старшей группы с ее воспитателем,
а вторая – на площадке младшей группы
с воспитателем младшей. "Детям даются
дифференцированные задания с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей.
Например, в игре "Не оставайся на земле"
старшие получают задание влезть на канаты,
шесты, а младшие - на скамейки, пеньки".
[С.М.Иванов 1970 г.]
Физкультурные праздники, в которых участвуют
несколько групп одного или разного возрастов,
проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются
различным сезонам года или могут носить
тематический характер: "Мама, папа,
я - дружная семья". Как правило, они
проводятся на воздухе и имеют продолжительность
1-1,5 часа.
"Один раз в квартал планируются дни
здоровья. Лучшее место для их проведения
- лес, поляна, луг, где организуются игры,
развлечения, соревнования в беге, метании,
прыжках". [Т.П. Лескова. 1983 г.]
В программу включается и пеший туризм.
Зимой дети могут выйти в лес на лыжах.
Во все периоды года дни здоровья сопровождаются
эстафетами, подвижными и спортивными
играми (футбол, хоккей, бадминтон).
В дни организации физкультурного досуга,
праздника, дня здоровья физкультурные
занятия в режиме дня не планируются.