Заикание как причина невроза у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 09:48, реферат

Краткое описание

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Оглавление

Введение ............................................................................................................3
Возможные причины возникновения патологического заикания.................5
Теоретические представления о механизме нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании.....................................................8
Развитие невротического заикания.................................................................10
Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы......11
Классификация заикания..................................................................................12
Степени и типы течения заикания...................................................................13
Заключение.........................................................................................................14
Литература..........................................................................................................16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

       У взрослых заикающихся появляются отрицательные эмоции под влиянием как реальных, так и ожидаемых и представляемых трудных речевых реакций. У них возникают эмоциональное напряжение, вегетативные нарушения, логофобия и связанное с этими явлениями вторичное ухудшение экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие заиканием на фоне невротических расстройств, а само речевое нарушение можно квалифицировать как невротическое заикание.

 

Развитие невротического заикания.

 

        Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех основных периодах.

        1. К первому периоду относятся те формы заикания, при которых имеется только начальная судорожность речевых движений и когда ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь переходит в следующий, второй период.

       2. Ко второму периоду болезни относятся те затянувшиеся случаи заикания, когда ребенок уже начинает замечать затруднения в своей речи и невольно начинает применять для преодоления этих затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают сопутствующие движения. Усиливается «нервность». Эта форма заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.

      3. В третьем периоде болезни, относящемся к подростковым и более поздним годам, на первый план выступают представления о трудности произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь под знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер больного, который приобретает астенические свойства.

        4. В четвертом периоде заикание в громадном большинстве случаев начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте заикание наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что было.

        Представленные периоды развития заикания в действительности, конечно, не так строго разграничены, переходы постепенны, явления одного периода вплетаются в другой.

Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы

 

        Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в том числе органическое. Е. Пишон выделяет две формы органического заикания:

               - первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциативных   волокон и страдает внутренняя речь;

               - вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований.

       У больных с заиканием при раннем органическом поражении центральной нервной системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную деятельность, двигательные навыки отстают в развитии в раннем детстве (сидение, стояние, ходьба), и на всю жизнь остается моторная неловкость. Поражение моторной сферы особенно затрагивает речевую систему. На фоне позднего развития речи у таких больных наблюдается множество различных нарушений в произнесении звуков.

       Заикание у детей с органическим поражением центральной нервной системы проявляется часто с самого начала становления речевой функции. Это становится понятным, если учесть, что речевая кинестезия является основой внутренней согласованности систем речедвигательного анализатора. Становление речи в описанных условиях препятствует формированию нормальных речедвигательных стереотипов, так как с самого начала отсутствуют правильные кинестетические ощущения. Последнее, вероятно, приводит к извращению афферентного синтеза и формированию анормальной программы действия.

       В тех случаях, когда нервные механизмы заикания идут по органо-функциональному пути, то изменение патологических взаимоотношений в функциональной системе речи должно осуществляться за счет выработки новых речеобразовательных механизмов.

 

Классификация заикания

 

       В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году.

       A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:

        > заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов,   участвующих в речи;

        > связанное с левшеством;

        > по подражанию;

        >сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

      По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание      Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей:

        > дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети   становятся мрачными, не принимают участия в играх;

        > дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

      По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др. Так, В. С. Кочергина выделяет:

        > детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;

        > детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;

        > детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются

неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы,

соматические заболевания, острые и хронические инфекции,          сердечно- сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;

        > детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

       В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания:

        > тоническая,

        > клоническая.

 

 

Степени и типы течения заикания

 

        Различают три степени заикания: легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются; средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

      Выделяются следующие типы течения заикания: постоянный— заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.; волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

 

 

Заключение

 

       Заикание - сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.

       Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание. В настоящее время механизмы заикания рассматриваются неоднозначно.

       Во-первых, оно трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голос, дыхание, артикуляция).

       Во-вторых, заикание трактуется тоже как сложное невротическое расстройство, но явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.

       В-третьих, заикание понимается как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

      В-четвертых, механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Этот механизм также еще недостаточно изучен.

        Возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания. Но в любом случае надо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство. Один подход - только физиологический, нейрофизиологический, психологический, психолингвистический - недостаточен для объяснения механизма заикания. Возможно, что единого механизма заикания нет, есть разное заикание у каждого заикающегося в разных ситуациях общения и деятельности. В этом случае целесообразно разрабатывать дифференцированные методики коррекционного воздействия на заикающихся.

       Перспективно в плане решения проблемы заикания создание в стране групп риска. Наблюдение ребенка от рождения до возраста, в котором возникает заикание, способствовало бы и оказанию ранней помощи только что начавшему заикаться, и изучению особенностей заикания в столь раннем возрасте. С этой проблемой тесно связана проблема разработки психологически обоснованных методик логопедической работы как с детьми раннего возраста, так и на протяжении всего дошкольного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998.

2. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.:

     Просвещение, 1977.

3. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 1974.  

    - №7.

4. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1990.

5. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство.

     - М.: Медицина, 1997.

6. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 1977. - №1

7. Шкловский В.М. Заикание. – Москва, 1994

 

 


Информация о работе Заикание как причина невроза у детей