Ян Амос Коменский(1592-1670) – Основатель «Школы радости»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:04, доклад

Краткое описание

Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской (до 6 лет), отроческой (с 6 до 12), юношеской (с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет. Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики.

Файлы: 1 файл

к шк Коменского.docx

— 17.40 Кб (Скачать)

Ян  Амос Коменский(1592-1670) – Основатель «Школы радости»

Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской (до 6 лет), отроческой (с 6 до 12), юношеской (с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет. Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики.

Он родился в моравской  семье мельника, члена общины Чешских  братьев – организации, противопоставлявшей  себя католицизму. Первоначальное образование  Ян получил в латинской школе, два года обучался в Херборнской академии, затем уехал в Германию и поступил в известный Гейдельбергский университет, где посещал лекции по математике, астрономии. Там он приступил к созданию энциклопедии «Театр всех вещей» и стал составлять словарь чешского языка.  Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал в столице Голландии Амстердаме – уже в то время крупном портовом городе, центре культуры и образования.

На родину он вернулся зрелым 22-летним молодым человеком с  желанием обучать детей по составленной им системе. Он стал руководителем школы  в Пршерове, затем Фульнике и одновременно был священником общины Чешских братьев. В годы Тридцатилетней войны, которая началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, а вскоре переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов, Коменский вынужден был покинуть родные места, уехал в Польшу, где преподавал в местной гимназии.

В 1631 году Коменский издал  объемный труд «Открытая дверь языков». Это был первый учебник латинского языка для детей, который в  доступной и понятной форме объяснял все трудности языка, содержал разнообразные  примеры. Эта книга за короткое время  стала популярной, ее перевели на 12 европейских языков, и в течение  многих будущих десятилетий она  оставалась основным учебником в  школах. Вскоре он написал учебники по астрономии, физике и первое в  истории руководство для семейного  воспитания и обучения детей –  «Материнская школа».

Его имя вскоре стало известно во многих странах Европы. Со своими предложениями и идеями он побывал  в Лондоне, Стокгольме. Многие желали видеть его у себя в качестве организатора педагогического образования, но Ян выбрал Венгрию, которая хотела осуществить  у себя реформу школьного дела. В этой стране он попытался реализовать  еще одну свою идею – пансифию – гармоничное познание мира, себя и Бога, или обучение всех всему.

Коменский рекомендовал преподавать  древние языки, виды искусств, естествознание, медицину, географию, историю, химию. В  поддержку своей идеи пансифии он выпустил новую книгу, которая называлась «Видимый мир в картинках» Она была построена по принципу наглядности и дожила до XVIII века, ее перевели также на русский язык. Стараясь вызвать у детей активный интерес к учебе, Коменский вносил в преподавание элемент игры, для этого он написал несколько пьес, которые вошли в его книгу «Школа – игра».

Судьба Коменского сложилась  не очень счастливо. Его жена и  дети погибли во время эпидемии чумы. В 1658 году, во время шведско-польской войны, он потерял все свое имущество, в том числе библиотеку, рукописи. Последние 14 лет своей жизни он провел в Амстердаме, городе юности, где издавал свои сочинения, выпустил в том числе капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором излагал свои идеи по реформе человеческого общества, призывал к гуманизму образования.

Песталоцци умер в 1827 году в своем  имении. На зените своей славы у  него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев,  педагог А. Белл,  Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции   Александра I, который    наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.

Одним из самых значимых проявлений признания педагогических достижений Песталоцци была награда Законодательного собрания революционной Франции  – диплом почетного гражданина Франции, врученный ему 26 августа 1792 года. [1]

Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии  торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.

 

- принцип наглядности обучении для учащихся («Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятиязрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»); 
 
- принцип постепенности и систематичности знаний («Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим» и: «Обучение «должно идти от более общего к более частному»; «от более легкого - к более трудному»; «от известного - к неизвестному»; «от более близкого к более далекому»); 
 
- принцип сознательности и активности учащихся при обучении; 
 
- принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками («Правила должны поддерживать и закреплять практику»).

- принцип природосообразности


Информация о работе Ян Амос Коменский(1592-1670) – Основатель «Школы радости»