Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:04, доклад
Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской (до 6 лет), отроческой (с 6 до 12), юношеской (с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет. Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики.
Ян Амос Коменский(1592-1670) – Основатель «Школы радости»
Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской (до 6 лет), отроческой (с 6 до 12), юношеской (с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет. Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики.
Он родился в моравской семье мельника, члена общины Чешских братьев – организации, противопоставлявшей себя католицизму. Первоначальное образование Ян получил в латинской школе, два года обучался в Херборнской академии, затем уехал в Германию и поступил в известный Гейдельбергский университет, где посещал лекции по математике, астрономии. Там он приступил к созданию энциклопедии «Театр всех вещей» и стал составлять словарь чешского языка. Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал в столице Голландии Амстердаме – уже в то время крупном портовом городе, центре культуры и образования.
На родину он вернулся зрелым 22-летним молодым человеком с желанием обучать детей по составленной им системе. Он стал руководителем школы в Пршерове, затем Фульнике и одновременно был священником общины Чешских братьев. В годы Тридцатилетней войны, которая началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, а вскоре переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов, Коменский вынужден был покинуть родные места, уехал в Польшу, где преподавал в местной гимназии.
В 1631 году Коменский издал
объемный труд «Открытая дверь языков».
Это был первый учебник латинского
языка для детей, который в
доступной и понятной форме объяснял
все трудности языка, содержал разнообразные
примеры. Эта книга за короткое время
стала популярной, ее перевели на 12
европейских языков, и в течение
многих будущих десятилетий она
оставалась основным учебником в
школах. Вскоре он написал учебники
по астрономии, физике и первое в
истории руководство для
Его имя вскоре стало известно во многих странах Европы. Со своими предложениями и идеями он побывал в Лондоне, Стокгольме. Многие желали видеть его у себя в качестве организатора педагогического образования, но Ян выбрал Венгрию, которая хотела осуществить у себя реформу школьного дела. В этой стране он попытался реализовать еще одну свою идею – пансифию – гармоничное познание мира, себя и Бога, или обучение всех всему.
Коменский рекомендовал преподавать древние языки, виды искусств, естествознание, медицину, географию, историю, химию. В поддержку своей идеи пансифии он выпустил новую книгу, которая называлась «Видимый мир в картинках» Она была построена по принципу наглядности и дожила до XVIII века, ее перевели также на русский язык. Стараясь вызвать у детей активный интерес к учебе, Коменский вносил в преподавание элемент игры, для этого он написал несколько пьес, которые вошли в его книгу «Школа – игра».
Судьба Коменского сложилась не очень счастливо. Его жена и дети погибли во время эпидемии чумы. В 1658 году, во время шведско-польской войны, он потерял все свое имущество, в том числе библиотеку, рукописи. Последние 14 лет своей жизни он провел в Амстердаме, городе юности, где издавал свои сочинения, выпустил в том числе капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором излагал свои идеи по реформе человеческого общества, призывал к гуманизму образования.
Песталоцци умер в 1827 году в своем имении. На зените своей славы у него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев, педагог А. Белл, Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции Александра I, который наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.
Одним из самых значимых проявлений признания педагогических достижений Песталоцци была награда Законодательного собрания революционной Франции – диплом почетного гражданина Франции, врученный ему 26 августа 1792 года. [1]
Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.
- принцип наглядности обучении для учащихся («Пусть будет для учащихся
золотым правилом: все, что только можно
предоставлять для восприятия чувствами,
а именно: видимое - для восприятиязрением,
слышимое - слухом, запахи - обонянием,
подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание
- путем осязания. Если какие-нибудь предметы
сразу можно воспринять несколькими чувствами,
пусть они сразу схватываются несколькими
чувствами»);
- принцип постепенности и систематичности
знаний («Все занятия должны бать распределены
таким образом, чтобы новый материал всегда
основывался на предшествующем и укреплялся
последующим» и: «Обучение «должно идти
от более общего к более частному»; «от
более легкого - к более трудному»; «от
известного - к неизвестному»; «от более
близкого к более далекому»);
- принцип сознательности и активности
учащихся при обучении;
- принцип упражнений и прочного овладения
знаниями и навыками («Правила должны поддерживать и закреплять
практику»).
- принцип природосообразности
Информация о работе Ян Амос Коменский(1592-1670) – Основатель «Школы радости»