Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 16:32, реферат
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского. государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского завоевания.
Глава I Школа и педагогическая мысль в XVIII в. 3
Глава II Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова
2.1 Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова 4
2.2 Особенности его методики 6
Глава III Педагогические взгляды А. Н. Радищева 11
Список использованных источников 14
По мнению Ломоносова,
учебные планы должны
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.
Ломоносов предлагал
использовать поощрения и
Как метод и как
условие воспитания и обучения
Ломоносов расценивал порядок
и дисциплину. Соблюдение гимназистами
и студентами прочного
В воспитании и образовании
Ломоносов считал важными
В подготовке «просвещенного
юношества» особую роль
В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.
Занимаясь проблемой
организации руководства
Ломоносов первым
из ученых обратился к
Ломоносов довольно часто
применял в педагогических работах
терминологию греко-латинского происхождения.
Педагогические термины ученого
отличались точностью, обобщенностью,
логичностью. Он стремился к тому,
чтобы язык науки был доступным
для широких слоев населения.
Ломоносов ввел в научное употребление
такие понятия и термины, как
воспитание (воспитатель, воспитывающиеся),
гимназия (гимназический дом, гимназисты),
занятия, знания, класс, каждый год (имея
в виду учебный год), лекции, обучать
(обучение, обучающиеся), познание, учение,
урок и др. Он модернизировал многие
понятия церковно-книжного происхождения.
Часть терминов была заимствована из
уставов западноевропейских учебных
заведений: академия, куратор, аудитор
и т. п. Разнообразными педагогическими
понятиями Ломоносов обозначал
разделы науки, методы обучения и
воспитания, этические качества личности
преподавателей, молодых людей.
ГЛАВА III
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. Н. РАДИЩЕВА
Александр Николаевич Радищев (1749—1802) является родоначальником русского революционного просветительства. Он не только мужественно встал на защиту интересов крепостного крестьянства, но и поднялся до понимания необходимости революционной борьбы с царизмом. Радищев оправдывал крестьянскую войну, возглавленную Пугачевым, он разрабатывал теорию народной революции и считал восстание народа единственным способом освобождения России от крепостничества и самодержавия.
В. И. Ленин называл Радищева гордостью русского народа.
А. Н. Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. В своей книге “Путешествие из Петербурга. в Москву Радищев нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Он показал, как из-за крепостнических порядков притупляются их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям. Он страстно негодовал против существующего в России неравенства в образовании и развитии детей.
Целью воспитания Радищев считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем произведении “Беседа о том, что есть сын отечества Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. Радищев считал, что настоящим патриотом может быть только революционер, борющийся с самодержавием.
Выдвигая перед воспитанием
революционную задачу — формирование
“сына отечества”, Радищев коренным
образом расходился с официальной
царской педагогикой в
Критикуя русских (Бецкой)
и западноевропейских педагогов (Руссо
и др.), которые выступали в
это время с требованием
А. Н. Радищев вносил в педагогическую теорию революционность и материализм. Он утверждал, что человек является частью природы, существом материальным, что умственное развитие ребенка происходит вместе с ростом детского организма, “разверзение сил умственных в человеке,— говорил он,— следует во всем силам телесным”.
Указывая на наличие у всех детей природных данных к развитию и воспитанию, Радищев вместе с тем считал, что формирование личности человека определяется не его природой; а обстоятельствами жизни, социальными условиями, в которых он находится. В отличие от Бецкого он не считал, что можно изменить общество путем воспитания. Наоборот, утверждал, что только в разумном обществе можно правильно организовать воспитание.
Радищев стоял за такую организацию воспитания, которая способствовала бы развитию в ребенке общественных интересов, стремлений к общему благу; говорил, что в развитии полноценной человеческой личности большую роль играет активное участие воспитанника в борьбе со всем косным во имя лучшего будущего. Он утверждал, что характер человека формируется его деятельностью на общее благо, постоянным противодействием несправедливым законам, косным порядкам, невежеству корыстных людей.
А. Н. Радищев был зачинателем новой, революционной морали, основанной на ненависти к угнетателям, стремлении бороться с ними во имя счастья простого народа.
Настаивая на необходимости
прививать детям истинную любовь
к родине, к народу, А. Н. Радищев
решительно выступал против свойственного
дворянам пренебрежительного отношения
к отечественной культуре, против
их чрезмерного увлечения
Намечая широкий круг общеобразовательных знаний, которыми должен овладеть человек, Радищев многозначительно умалчивал о религии. Он считал, что самодержавие и церковь вместе, “союзно”, как он говорил, угнетают общество, что религия притупляет человеческие способности, парализует волю людей к борьбе.
Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, вытравить память о нем в сознании русских людей. Однако гневный голос великого патриота, мужественно звавшего на революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием, был услышан передовыми русскими людьми. Его произведения, запрещенные правительством, тайно распространялись в рукописях.
Огромна роль А. Н. Радищева в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ