Взгляды Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева на воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского. государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского завоевания.

Оглавление

Глава I Школа и педагогическая мысль в XVIII в. 3
Глава II Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова
2.1 Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова 4
2.2 Особенности его методики 6
Глава III Педагогические взгляды А. Н. Радищева 11
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

Колослвская.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

 По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться  на основе учета некоторых  педагогических условий: обучения  на родном языке, последовательности  изучения наук, их постепенного  усложнения, светскости образования,  единства и преемственности планов  средней и высшей школы. 

           Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.

 Ломоносов предлагал  использовать поощрения и наказания.  Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.

 Как метод и как  условие воспитания и обучения  Ломоносов расценивал порядок  и дисциплину. Соблюдение гимназистами  и студентами прочного распорядка  дня, чистоты в учебных помещениях  и общежитии, правил поведения  способствует воспитанию «нравов».

 В воспитании и образовании  Ломоносов считал важными такие  методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.

 В подготовке «просвещенного  юношества» особую роль Ломоносов  отводил учителю. Он боролся  за то, чтобы не допускать к  обучению детей тех иностранцев,  которые кроме своего «природного  языка» ничего не знают. Ученый  разработал требования к личности  и деятельности учителя, заложив  основы педагогической этики.  Он считал, что педагог, прежде  всего, должен любить Родину, быть  образцом нравственности для  учащихся: «Учители с учениками  не должны поступать ни гордо,  ни фамилиарно. Первое производит  к ним ненависть, второе —  презрение. Умеренность не даст  места ни тому, ни другому, и,  словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».

В работе учителя над методикой  преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для  урока, опираться на научные достижения.

 Занимаясь проблемой  организации руководства школой, деятельности учителей и учеников  в ней, Ломоносов пришел к  выводу, что во главе школы  должен стоять только педагог.  Инспектор и ректор обязаны  помогать учителям, «осматривать  прилежание учеников и учителей»,  следить за осуществлением учебного  процесса, постоянно посещать классы, общежитие. Руководителям школ  следовало уважительно обращаться  к учителям, не допускать к  ним грубого отношения. Как  педагог, Ломоносов понимал значение  и высоко ценил «дружбу и  единение» в коллективе, которые  способствовали получению хороших  результатов в процессе обучения  и воспитания.

  Ломоносов первым  из ученых обратился к проблеме  терминологии в науке. Он явился  основателем научного языка русской  педагогики. Имея прекрасную лингвистическую  подготовку, обладая энциклопедическими  знаниями, владея иностранными языками,  ученый создал своеобразный стиль  научного изложения. 

Ломоносов довольно часто  применял в педагогических работах  терминологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого  отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому, чтобы язык науки был доступным  для широких слоев населения. Ломоносов ввел в научное употребление такие понятия и термины, как  воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он модернизировал многие понятия церковно-книжного происхождения. Часть терминов была заимствована из уставов западноевропейских учебных  заведений: академия, куратор, аудитор  и т. п. Разнообразными педагогическими  понятиями Ломоносов обозначал  разделы науки, методы обучения и  воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей. 

ГЛАВА III

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ А. Н. РАДИЩЕВА

 

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) является родоначальником русского революционного просветительства. Он не только мужественно встал на защиту интересов крепостного крестьянства, но и поднялся до понимания необходимости революционной борьбы с царизмом. Радищев оправдывал крестьянскую войну, возглавленную Пугачевым, он разрабатывал теорию народной революции и считал восстание народа единственным способом освобождения России от крепостничества и самодержавия.

В. И. Ленин называл Радищева гордостью русского народа.

А. Н. Радищев придавал большое  значение правильно поставленному  воспитанию. В своей книге “Путешествие из Петербурга. в Москву Радищев нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Он показал, как из-за крепостнических порядков притупляются их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям. Он страстно негодовал против существующего в России неравенства в образовании и развитии детей.

Целью воспитания Радищев  считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем  произведении “Беседа о том, что  есть сын отечества Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. Радищев считал, что настоящим патриотом может быть только революционер, борющийся с самодержавием.

Выдвигая перед воспитанием  революционную задачу — формирование “сына отечества”, Радищев коренным образом расходился с официальной  царской педагогикой в понимании  патриотизма. В то время как в. казенных учреждениях (кадетских корпусах, институтах, школах, воспитательных домах) старались готовить из детей верных слуг самодержавия, и церкви, лжепатриотов, защищающих эксплуататорский строй, Радищев ставил вопрос о воспитании истинного патриота, борющегося с самодержавием, не жалеющего своей жизни в том случае, если эта жертва “принесет крепость и славу отечеству”. Настоящий сын отечества ненавидит от всей души “раболепствование, коварство, ложь, вероломство, сребролюбие... зверство и борется с носителями этих пороков.

Критикуя русских (Бецкой) и западноевропейских педагогов (Руссо  и др.), которые выступали в  это время с требованием изолировать  детей от окружающей жизни, революционер Радищев подчеркивал: “Человек рожден для общежития... Да, человеки не разыдутся, как звери”. Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов, людей, думающих только о своих личных интересах, не способных участвовать в переустройстве общества, быть идейными борцами.

А. Н. Радищев вносил в  педагогическую теорию революционность  и материализм. Он утверждал, что  человек является частью природы, существом  материальным, что умственное развитие ребенка происходит вместе с ростом детского организма, “разверзение сил умственных в человеке,— говорил он,— следует во всем силам телесным”.

Указывая на наличие у  всех детей природных данных к  развитию и воспитанию, Радищев вместе с тем считал, что формирование личности человека определяется не его  природой; а обстоятельствами жизни, социальными условиями, в которых  он находится. В отличие от Бецкого  он не считал, что можно изменить общество путем воспитания. Наоборот, утверждал, что только в разумном обществе можно правильно организовать воспитание.

Радищев стоял за такую  организацию воспитания, которая  способствовала бы развитию в ребенке  общественных интересов, стремлений к  общему благу; говорил, что в развитии полноценной человеческой личности большую роль играет активное участие  воспитанника в борьбе со всем косным во имя лучшего будущего. Он утверждал, что характер человека формируется  его деятельностью на общее благо, постоянным противодействием несправедливым законам, косным порядкам, невежеству корыстных людей.

А. Н. Радищев был зачинателем  новой, революционной морали, основанной на ненависти к угнетателям, стремлении бороться с ними во имя счастья  простого народа.

Настаивая на необходимости  прививать детям истинную любовь к родине, к народу, А. Н. Радищев  решительно выступал против свойственного  дворянам пренебрежительного отношения  к отечественной культуре, против их чрезмерного увлечения французским  языком. Он считал, что истинный патриот  должен в совершенстве знать родной язык, что честь и достоинство  настоящего гражданина требуют от него решительной борьбы с теми, кто не верит в силы своего народа.

Намечая широкий круг общеобразовательных  знаний, которыми должен овладеть человек, Радищев многозначительно умалчивал  о религии. Он считал, что самодержавие и церковь вместе, “союзно”, как он говорил, угнетают общество, что религия притупляет человеческие способности, парализует волю людей к борьбе.

Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы  скрыть от общества произведения Радищева, вытравить память о нем в сознании русских людей. Однако гневный голос  великого патриота, мужественно звавшего на революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием, был услышан  передовыми русскими людьми. Его произведения, запрещенные правительством, тайно  распространялись в рукописях.

Огромна роль А. Н. Радищева в развитии общественной мысли и  педагогической теории в России, в  развитии русского революционного движения и передовой педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Белявский, М. Ломоносов и основание московского университета - М.: Издательство МГУ, 1955.
  2. Бобровникова, В. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова -  М.: 1961.
  3. Вавилов, С.  Михаил Васильевич Ломоносов - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961.
  4. Ишлинский, М. Павлова, А. М.В. Ломоносов – великий русский ученый - М.: Педагогика, 1986.
  5. Ломоносов, М. О воспитании и образовании (Сост. Буторина Т.С.) -  М.: 1991.
  6. Перевалова, Л. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова -  М.: 1964.
  7. Уткина, Н. Михаил Васильевич Ломоносов - М.: Мысль, 1986.
  8. Макогоненко, Г. Радищев и его время. – М.,1969.
  9. Шторм Георгий. Потаённый Радищев // Новый мир. – 1964.
  10. Валицкая А.П.Эстетическая концепция А.Н.Радищева // Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. – М., 1983

 

 

 


Информация о работе Взгляды Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева на воспитание