Возникновение европейских университетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 11:51, реферат

Краткое описание

В XII веке появляются города. Вместе с их расцветом, связанным с развитием торговли, промышленности (скажем скромнее - ремесел), появляются интеллектуалы, как одни из мастеров, которые водворились в них под влиянием разделения труда. Ранее действительной специализации людей отвечало разве что подразделение специальных классов: те, кто молится, - клирики; те, кто защищает, - дворяне; те, кто работает, - крестьяне. Обрабатывающий землю серв был одновременно и ремесленником.

Оглавление

Введение

1. Предпосылки возникновение университетов ____________________5

2. Университеты на начальном этапе развития_____________________7

2.1. Возникновение университетов

3. Эволюция университетов в среднее века________________________9

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по Истории педагогики и образования.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

                                                 РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «История педагогики и образования»

На тему: «Возникновение европейских университетов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. Д2331у заочного отделения с применением дистанционных технологий Кринина Ольга Юрьевна

 

 

 

 

 

                                                            Чистополь – 2013

 

 

 

Содержание 
 
Введение 
 
1. Предпосылки возникновение университетов ____________________5 
 
2. Университеты на начальном этапе развития_____________________7 
 
2.1. Возникновение университетов 
 
3. Эволюция университетов в среднее века________________________9 
 
Заключение  
 
Список литературы 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 

В XII веке появляются города. Вместе с их расцветом, связанным с развитием торговли, промышленности (скажем скромнее - ремесел), появляются интеллектуалы, как одни из мастеров, которые водворились в них под влиянием разделения труда. Ранее действительной специализации людей отвечало разве что подразделение специальных классов: те, кто молится, - клирики; те, кто защищает, - дворяне; те, кто работает, - крестьяне. Обрабатывающий землю серв был одновременно и ремесленником. Благородный воин был в одно и то же время собственником, судьей, управляющим. Клирики - прежде всего монахи - нередко исполняли сразу все эти обязанности. Духовная работа была лишь одной из сфер их деятельности. Она не была самоцелью, но подчинялась общему порядку их жизни, отданной богу. Живя в монастырях, они могли по случаю становиться преподавателями, учеными, писателями. Но это было чем-то преходящим, вторичным для личности монаха. Даже те из них, в ком угадывались интеллектуалы грядущих столетий, еще не были таковыми.  
        Прекрасные манускрипты эпохи были предметами роскоши. Время, уходившее на переписку, на совершенство письма, на украшение их со всем возможным великолепием для дворца, для нескольких светских церковных магнатов, говорит о минимальной скорости оборота книг в те времена. Более того, эти книги создаются не для того, чтобы их читали. Они осядут в сокровищницах церквей или богатых частных лиц. Это, прежде всего экономические, а не духовные ценности.  
        Монахи, трудолюбиво их переписывающие в scriptoria своих монастырей, лишь в малой степени интересуются их содержанием. Для них важнее потраченные усилия, время, усталость от переписки. В соответствии с тогдашним пристрастием к установленным оценкам добрых дел и прегрешений, позаимствованным из судопроизводства варваров церковью раннего средневековья, монахи измеряли числом страниц, строк, букв выкупленные годы пребывания в чистилище либо, наоборот, сетовали на то, что пропущенная по недосмотру буква увеличит им срок этого пребывания.  
       Совершать нечто новое, стать новыми людьми - так восприняли себя интеллектуалы XII века. Из их уст, из-под их пера для обозначения современных им авторов часто выходит слово moderni . Они были новыми, современными и умели ими быть. Но такими новыми, которые не оспаривали древних, напротив, они подражали им, питались ими, взгромождались им на плечи. "От тьмы невежества к свету науки не поднимешься, коли не перечтешь с живейшей любовью труды Древних", - пишет Пьер де Блуа. - "Пусть лают собаки, пусть свиньи хрюкают! От сего не стану меньшим сторонником Древних. От них все мои помыслы, заря каждого дня найдет меня за их изучением".  
 
Цель работы: Рассмотреть возникновение университетов в Западной Европе и их эволюцию в 14 - 17-ом веках. 
Задачи работы: 
· Изучить предпосылки возникновения университетов. 
· Описать учебный курс университетов и организацию учебы.  
· Ознакомиться с эволюцией данных учебных заведений. 
 

 

1. Предпосылки  возникновение университетов 
 

          Школы при монастырях, естественно, были, прежде всего "внутренними" и предназначались главным образом для молодых монахов и тех, кто готовит себя к монашеской жизни, хотя некоторые монастыри имели также "внешние" школы. В XI веке некоторые монастырские школы, например школа в Беке, привлекала учеников из разных мест. Кафедральные школы также были клерикальными, то есть занимались обучением клириков, принадлежавших к религиозным орденам. В XII веке некоторые из этих школ были знаменитыми центрами учености - например, Шартрская и Парижская. Исследования в области права и медицины сначала сосредотачивались в Италии.  
        В некоторых итальянских городах, например в Павии, существовали городские школы права, но в XII веке всех их затмила Школа в Болонье. Здесь в первой половине века выступал Ирнерий с лекциями и комментариями к кодексу Юстиниана. И именно здесь камальдолийский монах Грациан создал кодекс канонического права, который облегчил обучение квалифицированных правоведов и юристов для нужд Церкви. Если говорить о медицинских исследованиях, то первый важный центр находился в Салерно. В XI веке монах Константин из Монте-Кассино перевел с арабского языка на латинский некоторые трактаты Гиппократа и Галена, и именно в Салерно зародилось и получило развитие профессиональное обучение врачей, основанное на греко-арабской медицине. Впоследствии выдающуюся роль стали играть другие медицинские центры, такие, как Монпелье во Франции. Но в конце XI века главным центром медицинских исследований был Салерно. В первой половине XII века процветала школа в Оксфорде, где Роберт Пуллен, впоследствии кардинал, читал лекции по теологии; потом он перебрался в Париж. Правовед Вакарий Ломбардский, который в середине века приехал в Йорк, впоследствии преподавал в Оксфорде. Что касается Парижа, то на протяжении XII века парижские школы постепенно выдвигались на передний план и уже привлекали учителей и учеников из других городов. Болонья, Париж и Оксфорд стали впоследствии знаменитыми университетами.[3]  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Университеты  на начальном этапе развития 
 

2.1. Возникновение  университетов 
        Мы видели, что в XII веке существовали школы, привлекавшие студентов не только из близлежащих местностей или из той страны, где располагалась школа, но и из-за границы. Кроме того, в школах часто преподавали люди разных национальностей. Такого рода центры образованности были известны в средние века как stadium generale . Некоторые из этих школ, организованных на более или менее интернациональной основе, приходили в упадок и прекращали свое существование.[5]  
         Другие стали университетами. Термин "университет" (universitas) поначалу означал совокупность профессоров и студентов, учащих и учащихся в определенном центре. Исходное употребление этого термина, следовательно, не соответствовало его современному смыслу. Мог быть "университет" преподавателей, или "университет" студентов, или же тех и других, объединенных в сообщество. С течением времени, однако, некоторые центры учености, имевшие факультеты теологии, права или медицины, стали университетами в другом смысле: они имели хартии, уставы и устоявшиеся формы управления, а их профессора имели право учить повсеместно. Например, профессора права в Болонье присягали в том, что не оставят университета ради более удобных или лучше оплачиваемых постов. Однако это местное ограничение не распространялось на общее право.  
         Если говорить о старейших средневековых университетах, то дарование грамоты папской, императорской или королевской властью не всегда означало, конечно, что здесь раньше не было учреждения, которое с полным на то правом можно было назвать университетом. И в таких случаях, безусловно, трудно установить точную дату основания университета.  
        Парижский университет вырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери, и хотя датой его основания часто называют 1215 год, когда его уставы были утверждены папским легатом Робертом де Курконом, ясно, эти уставы существовали и прежде. Университет Оксфорда обрел своего канцлера, видимо, в 1214 году, университет Кембриджа - несколько позднее. Говорят, что университет Кембриджа образовался в результате исхода студентов из Оксфорда в 1209 году. Однако не исключено, что здесь и прежде существовала школа или школы. Процветающая медицинская школа в Монпелье стала университетом в начале XIII века, тогда как университет в Тулузе был учрежден папской властью в 1220 году. В Испании в 1220 году властью короля был основан университет в Саламанке.[2]  
        Ниже приведены даты возникновения некоторых европейских университетов: 
1220 г. - университет в Монпелье (привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).  
1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).  
1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.  
1229г. - Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).  
                К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском, например, в середине 14 века обучалось около 3 тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском-904человек... 

3. Эволюция  университетов в среднее века 
 
        Античный период не закончился взятием Рима, ибо параллельно в Восточной Римской империи остались функционировать известные высшие школы в Константинополе, Александрии, Афинах, Антиохии, Анкаре, Эфесе, некоторые из которых сохранились и после отхода части византийских земель к арабам. Но в Западной Европе после ее захвата варварами практически исчезла грамотность и в дальнейшем пришлось заново возрождать всю просветительскую систему.                                                                                                                 Посему часто возникновение европейских университетов начинают рассматривать с раннего средневековья, приписывая державному гению Карла Великого выдвижение идеи всеобщего образования и свершение первой «культурной революции». Ведь более чем за десять лет до официального объявления созданной им в 800 г. грандиозной империи знаменитым капитулярием, названным Т.Грановским «великой хартией европейской цивилизации», он декларировал повсеместное создание монастырских школ. С принятием христианства по этому же пути пойдет и Киевская Русь, добившаяся поголовной грамотности населения.  
        Первый же университет в Западной Европе -- Болонский, -- с которого возникла эпидемия распространения высших школ, как в Италии, так и за ее пределами, появился только в 1088 году. Речь шла, прежде всего, о восстановлении античных традиций в просвещении, начавшемся, конечно, с Эмилии-Романьи и ее центра, Болоньи, находящейся вблизи от Равенны, подхватившей после раздела Римской империи державный скипетр Рима. Сравнительно быстрое развитие городов способствовало созданию благоприятного климата для функционирования университетов как факторов формирования государственных структур и социальных институтов. Вот почему такое превалирующее значение имели гуманитарные факультеты, связанные, прежде всего, с юриспруденцией. Кроме этого, вплоть до изобретения книгопечатания именно университетская кафедра была зачастую единственным источником культурной информации, а библиотеки, по сути, являлись коллективной памятью многих поколений, создавая благоприятную среду для свободомыслия.  
       На виртуальном графике глоссарии средневековых университетов XII--XIII века дают почти вертикальный всплеск. Уже в Болонском университете к началу XIII века обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы, а у знаменитого профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади.[2]  
       Фактически средневековые университеты были профессиональными цехами зарождавшейся с началом развития капитализма интеллигенции, активно востребованной растущими городами. Это принципиально отличало их от фактически гуманитарных кружков античности, когда не существовало необходимости в массовой подготовке выпускников вследствие глобального доминирования сельского хозяйства. Городская же культурная среда, подпитывавшая новый тип высшей школы, не только формировалась в координатах разделения векторов светской и духовной власти, сформированной в рамках новой универсальной религии -- христианства, но и становления производственных цехов. 
        Татаро-монгольское нашествие с 40-х годов XIII века несколько затормозило первичный шквал образования европейских университетов, новый пик, возникновения которых приходится на середину следующего века. При этом обескровленные Столетней войной (1337--1453 гг.) Англия и Франция оказываются несколько на периферии этого процесса, уступая лидерство Центральной Европе, особенно Германии. Последняя входила в состав Священной Римской империи, включавшей не только немецкие земли, но и чешские. Смещение ренессансных тенденций на Восток Европы при отсутствии сильной централизованной власти, обусловившей, в частности, раздробление Германии на множество самостоятельных княжеств, нуждавшихся в поддержании престижа, обусловило высокую кучность вновь образованных университетов: Пражского (1348), Краковского (1364), Венского и Женевского (1365), Гейдельбергского (1386), Кельнского (1388), Будского (1389), Эрфуртского (1390), Лейпцигского (1409), Ростокского (1419)[5].  
        К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов. Именно в это время университеты постепенно освобождаются от цеховой структуры -- ведь в средние века термин «universitas» означал не столько совокупность наук, сколько всякую корпорацию людей, объединенных общими интересами и независимым правовым статусом. С этого времени начнет формироваться современное представление об университете как об академическом учебном заведении, аккумулирующем в своем ведомстве фундаментальные науки различных направлений в противоположность «институтам», ориентированным на узкую специализацию. Однако последние образуются только в XIХ веке. А до этого, начиная с XV столетия, будет происходить отмирание схоластических направлений университетского образования и постепенное, особенно в век Просвещения, привлечение новейших достижений естествознания. При этом не только возникают новые университеты -- в Мадриде (1508), Кенигсберге (1544), Вильнюсе (1579), Эдинбурге (1583), Галле (1694), Геттингене (1737), Москве (1755), Штутгарте (1781), Дерпте -- Тарту (1802), Казани (1804), Харькове (1805), Берлине (1810), Варшаве (1818), Санкт-Петербурге (1819), Киеве (1834), Бухаресте (1864), -- но и изменяется их структура, ориентированная на практические нужды общества[4].  
        Вместе с тем активное развитие мануфактурного производства, банковского дела и торговли вызвало явный крен высших школ в прагматику. К концу 17-ого века мировоззрение многих ученых, казалось бы, наиболее подготовленных к восприятию всей совокупной человеческой мудрости, оказалось все чаще ограниченным сферой узкоспециальных знаний. Научно-технический авангардизм тяжестью своих доспехов стал заслонять человеческий облик общества, лишая культуру прежних приоритетов.

 
                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  На протяжении всей человеческой жизни происходило становление и развитие всего того, что человек сам создавал для своих нужд, что облегчало, а может и развивало в нем некоторые качества. Это касается и предметов быта, орудий труда, учреждений муниципального и образовательного характера. Университеты также прошли свой специфический путь развития и становления. Начав как база для теологического образования, они превратились в крупнейшие центры учености и подготовки высококвалифицированных кадров для нужд государства, промышленности и армии. Только благодаря высококвалифицированным кадрам возможны качественные изменения во всех отраслях человеческой деятельности. Сегодня университет - это собственный мир со своей жизнью, со своими проблемами. В университетах всегда формировалось мнение на общественную жизнь, с которым приходилось и приходится считаться руководителям стран. История помнит примеры студенческих демонстраций, имевших различное влияние.  
        Неудивительно, что университет для средневековой Европе оказался принципиально новым явлением. Термин «университет» (от лат. universitas - совокупность, общность) первоначально обозначал любое объединение (корпорацию) людей, связанных общими интересами и имеющих особый правовой статус. И лишь в конце XIV века этот термин стал использоваться применительно к академическим корпорациям, то есть к объединениям преподавателей, отделившимся от церковных и монастырских школ. 
        С одной стороны, университет представлял собой традиционную корпорацию цехового типа (universitas), объединявших людей по типу занятий. В то же время, университетская организация занимала необычное для такого рода корпораций положение - ей были приданы своего рода республиканские черты: все полноправные «граждане» имели право избирать и быть избранными на различные университетские должности.  
         По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. 
        Именно по этим причинам, древнейшими европейскими университетами считаются: Болонский, возникший в конце XI века, и Парижский, появившийся в XII веке. Названные университеты, хотя и сформировались почти одновременно, отличались по своему внутреннему устройству и олицетворяли собой два основных типа университетов средневековой Европы. Первый (Болонский) университет возник как главный в Западной Европе центр по изучению римского права. Он вырос на основе городской светской школы (школы «глоссаторов») и был организацией студентов. Это означало, что студенческие гильдии присвоили себе право руководить всей университетской жизнью.  
         В средневековой Европе особенно славился Парижский университет. Недаром в те времена бытовала поговорка: «В Италии - папство, в Германии - император, во Франции - университет». Он насчитывал порядка семи тысяч человек, в число которых входили не только преподаватели и студенты, но и обсуживающий персонал (книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамена, перьев, чернильного порошка, аптекари, трактирщики и ростовщики, ссужавшие деньгами школяров и преподавателей). В отличие от Болонского университета, здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. В 1215 г. в Парижском университете завершилась борьба за автономию против епископа. Парижские магистры получали поддержку римского папы, впрочем, за это они были вынуждены заплатить частью своих академических свобод (они были обязаны участвовать в борьбе папы и единой церкви с ересью). Теологический факультет Парижского университета стал как бы ответственным за официальную доктрину церкви.  
        В 13 веке возникает и Оксфордский университет . Как и Парижский, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледже ( от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.  
        Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает и масса других университетов.  
 

Список литературы 

1. Жак Ле Гофф "Интеллектуалы в средние века"  
 
2. Коплстон Фредерик Чарльз "История средневековой "философии"  
 
3. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003 
 
4. Пистрак М.М. педагогика. - М., 1994. - 158 с. 
 
5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://priroda.ru/

 

 


Информация о работе Возникновение европейских университетов