Возможности предмета технология: интеграция основного и дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 11:32, научная работа

Краткое описание

Проблема: Уроки технологии, как важный ресурс обучения детей в условиях рыночной экономики.
Условия возникновения проблемы: В условиях модернизации современного образования происходит незаметное вытеснение предмета «Технология» из программы общего среднего образования.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

«Возможности предмета технология:

интеграция  основного  и дополнительного  образования»

    

Иванова А. В.

МКОУ « Воробьевская  СОШ», Воробьевский район ,

Воронежская область

            

Проблема:  Уроки   технологии, как  важный ресурс  обучения  детей   в условиях рыночной  экономики.

 Условия возникновения  проблемы:    В условиях модернизации  современного образования    происходит  незаметное вытеснение предмета «Технология» из программы общего среднего образования.

  На поверку выходит  несоответствие желаемого (значимость  предмета, понимание ценности технологического образования),  и невозможности достижения  необходимого результата ( из-за сокращение часов  школьной программы.)

Главная цель учителя:  Превратить  пассивного слушателя  своего ученика в  субъект своего внимания,  « чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок;   ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности, т.е. субъектом» (по  ФГОС)

Актуальность и перспективность опыта: 

Технология - это   безграничная область познания мира в целом, которая в интеграции со многими  школьными предметами и областями знаний через собственную деятельность может привести  к  новым открытиям  и, в конечном  счете, изменить окружающую действительность. 

 Теоретически  процесс модернизации школы  не просто привлекателен – он необходим, однако  механизм его внедрения не прост. Хотя если  верить  великому  ученому века А. Эйнштейну «все великое просто» и нужно лишь применить воображение, чтоб решить  самую трудную задачу.

 Одно из требований к условиям реализации стандарта являются  кадры, материально-техническая база и информационное сопровождение.

 Школьный учитель – проводник всех нововведений и проектов  в деле обучения и воспитания. Ему отводится  важная роль развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка. 

 Однако до сих пор в отдельных школах предмет технология   ведут  совместители, и  лишь сравнительно   недавно специалистов начали готовить  в педуниверситетах, но возникла новая проблема -  уменьшение  учебной нагрузки этой категории учителей, как, впрочем, и других предметов.

      Преподаватели технологи  должны быть универсалами во  многих сферах  жизни,  они должны  быть мастерами  очень  многих дел: рукоделия, экономики, ведения дома, предпринимательства , быть учеными- конструкторами, психологами, дизайнерами, модельерами. В этом вопросе  большую роль играет самообразование и открытый доступ  к информационным технологиям. Процесс саморазвития  самого педагога стал актуален как никогда.

  Кабинеты технологии (мастерские творчества), я бы так их назвала,  требуют    технологического  оборудования, и это в основном швейное оборудование, оно непременно играет важную роль в обеспечении занятости детей и  формирование УУД. Над созданием благоприятной рабочей обстановки в кабинете обслуживающего труда, мне пришлось  трудиться немало времени,  чтобы создать  особый микроклимат творчества . Материальная база пополнена не только оборудованием, бытовой  и информационной техникой, но и собран достаточный  методический  и раздаточный материал, имеются пособия изготовленные  руками учащихся.

  Третий год  наша школа работает в условиях инновационной площадки   по направлению  деятельности «введение  ФГОС ООО». Для методического  сопровождении я использую  линию учебников «Технология  (обслуживающий труд) » под редакцией   О.А.Кожиной.    

  Деятельность педагога , ориентированная на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка,   никогда не ставилась мной под сомнение, и для меня эксперимент не показался большим новшеством, скорее наоборот появилась ощущение раскрепощенности в деятельности.

  Творчество вместе с детьми  всегда был и остается главным приоритетом моего преподавания. Однако  творчество требует много  времени,  И полагаю, здесь  неуместен   подход - каждый урок - новая тема. Ограничение времени приводит в спешке, сводит  результат к нулю.

  Темпераменты и работоспособность индивидуальны  у каждого ребенка,  а отстающих и неуспевающих на нашем предмете просто не должно быть.   Успешность захватывает, побуждает  детей  мастерить новое  своими руками. 
         Помню,  что   ручной труд  развивает мозг лучше любого другого  вида деятельности и на уроках технологии, возможно и должно работать руками. Классические уроки для занятий творчеством не подходят  к преподаванию этого предмета.   Методики группового  и коллективного  метода  обучении конечно способствуют  успешному осуществлению образовательной деятельности, однако для меня приоритетным остается индивидуальный подход к каждому ребенку, именно он является главным условием развития  таланта, зерна которого  могут развиться, прорасти  и дать свои результаты  в будущем.   В настоящее время  я стараюсь уйти от формальной  передачи информации, к чему зачастую ранее сводилось  преподавание в школе.  Привычное «образовывать», заменяется    выполнением конкретных  практических заданий.   

 Следуя  крылатому  выражению, что труд создал человека,  на своих занятиях  я не просто  излагаю   материал о красивом цветке,  а  вместе с детьми   мы выращиваем декоративные комнатные  растения,  которые благоухают в нашей школе,  так дети через труд учатся  ценить истинную красоту  природы  и в целом, саму жизнь. Считаю,    с  таким  практическим преобразующим подходом   необходимо относиться   к вопросу образования в школе, и результат бы поразил  воображение самого скептически настроенного оппонента.

  Программы   по кулинарии,  обработке материалов, культуре ведения дома и рукоделию  позволяют на занятиях не просто познакомить  детей с разными видами работ: лоскутным шитьем, мягкой игрушкой , батиком, бисероплетением , вышивкой,  вязанием крючком и спицами, но и  выполнять  очень интересные творческие задания. 

  Дифференцированный подход  в обучении, и индивидуальная работа по выполнению проектных работ  позволяют достичь хороших  результатов.. Эти методы  работы с детьми  считаю  целесообразными,  как в плане творческого развития  ребенка, так и в плане их практической значимости ; из отходов производства   мы делаем поделки, сувениры, украшения для дома, полезные предметы быта, разрабатываем  презентации  пошагового изготовления изделий и проводим мастер-классы по изготовлению  одежды, участвуем в небольших соцпроектах по благоустройству  школы.   Предмет технология самобытен, увлекателен, интегрирован со всеми предметами,   и ежегодно подрастающие таланты приобщаются к копилке знаний о народном творчестве и рукоделии.

Результативность реализации  выполнения требований ФГОС к результатам личностного,  социального развития и межличностных отношений стало возможным, благодаря социальным сетям интернет, так как появилась  интересная тенденция создания  учениками собственных  сайтов, с рекламой своих изделий.      Отдельные  девочки получают заказы на изготовление   вязаных изделий, заколок,  других украшений. Одна из увлеченных творчеством девочек,  работает с полимерной глиной, делает  красивую бижутерию  по своему каталогу и  продает  сверстникам. Ее сайт «Зимняя вишня» привлек внимание  фирмы. Сейчас Рогозина Алина учащаяся 11 класса выставляет   видеоролики  своих мастер- классов и получает за это гонорар.  Таким образом,  предмет технология  способствует формированию ценностно-смысловых установок в деятельности;  социальных компетенций и способностей ставить цели и строить жизненные планы

  Предмет технология невозможно  представить  без  внеклассной деятельности. Более восьми лет веду  кружок  «Декоративное  цветоводство в школе », он  появился  в связи с потребностью в  обустройстве школы, озеленением ее территории.  

Мы выращиваем  комнатные растения, составляем цветочные композиции, украшаем ими  школьные рекреации. И пустынные школьные коридоры преобразились. Маленькие опыты и наблюдения на протяжении долгого времени позволили получить сделать выводы о том,  какие растения наиболее благоприятны для разведения в  наших условиях (Рисунок 1,2).                            

Цветоводство стало любимым занятием для девочек, Ежегодно мы проводим конкурс «Мой любимый цветок» ; пятиклассницы  приносят высаженные в школе,  и подросшие за лето в домашних условиях  растения . Делают видео- презентации своих работ , многие девочки увлеклись ландшафтным дизайном для дома и выходя из школы, все чаще   выбирают  профессии дизайнера, так решаются  важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Традиционно мы проводим выставки  лучших  проектов, которые  украшают  школьные коридоры, столовую,  кабинеты.  В 2014 году работы  детей  нашей школы заинтересовали  участников и гостей    международного фестиваля  «Русь песенная, Русь мастеровая». 

Вывод о значимости технологического образования делают   сейчас те люди, которые  в поисках собственного трудоустройства и при сильном желании выжить,  пытаются заняться  собственным делом и  предпринимательством. Значимость предмета в решении поставленных ФГОС задач  состоит в приобретении опыта разнообразной практической , созидательной, преобразующей, творческой деятельности; в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства.  Поэтому сокращение количества часов на старшей ступени образования по предмету  влечет нежелательные  последствия для профессиональной ориентации школьников.

Литература

1. Методические рекомендации по введению нового федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования  по предмету « Технология». Л.И. Хатунцева, Н.Ф. Бабина, Г.В. Басаргина, Н.А. Гальмук, Л.А. Белозорова, С.Н. Кашкин.  – Воронеж ; -ВОИПК и ПРО, 2013, 64с.

2.Образовательные технологии ,Обеспечивающие  достижение требований  ФГОС  к результатам  деятельности  образовательной школы:   методическое  пособие / Авт. Сост.:Г.М.Анохина .., Т.Н. Дубовицкая, Е.А Лукина Ю.А.Савинков ; под общ. ред.д.т.н. Ю.А. Савинкова.- ; -ВОИПК и ПРО, 2013, 64с.

 

 

 

 


Информация о работе Возможности предмета технология: интеграция основного и дополнительного образования