Воспитательные системы и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного образования. В конце ХХ века российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, чувства, поведение
Сознание вступающего в жизнь поколения, естественно, подвержено всем этим противоречиям и сомнениям. Снижается роль моральных норм и критериев, идет ломка сложившихся нравственных ценностей, обесценивание человеческой жизни, рост преступности, сиротства, сексуального насилия, резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Воспитательная система образовательного учреждения: сущность и основные компоненты
§ 1. Что такое воспитательная система
§ 2. Основные компоненты системы воспитания
§3. Развитие воспитательной системы
Глава 2. Принципы технологии моделирования и построения воспитательной системы
§1. Методика создания воспитательной системы
§2. Методика разработки концепции воспитательной системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курс. раб. пед..doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Таковы основные этапы развития воспитательной системы, разработанные В.А. Караковским, Л.И. Новиковой и другими учеными и практиками [23].

Любая воспитательная система в своем развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность [13, 14 20].

Таким образом, воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Любая воспитательная система в своём развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями, целью и результатом функционирования любой системы, показатели её совершенства является развивающаяся личность.

 

Глава 2. Принципы технологии моделирования и построения воспитательной системы

§1. Методика создания воспитательной системы

 

Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденции развития ее системы [13].

Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы, т.е. смоделировать "конечный продукт" - личность выпускника. Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания всех участников педагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками, группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данного образовательного учреждения. В результате вырабатывается его обобщенный образ.

Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научнообоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными; воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др. [13,14].

Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и урок. Познавательная деятельность - основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всего происходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностно значимой для каждого ребенка. Известно, что с 10 - 11 лет наиболее привлекательным для подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательной системы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.

Включать урок в воспитательную систему школы можно, во-первых, усиливая его воспитательную значимость (через содержание учебного материала, через методы организации на уроке, через личность учителя);

во-вторых, обогащая урок элементами внеучебной деятельности: дидактических игр, викторин, приглашением интересных людей на урок и др. Гармонизации учебной и внеучебной деятельности может способствовать также использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных, "аукциона знаний" и др. [7, 8, 10].

Таким образом, с одной стороны, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны - сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным, а целостность - важнейший признак любой системы [13, 14].

Стадии технологического процесса:

  1. Создание инициативной группы;
  2. Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего образовательного учреждения, его воспитательной системы;
  3. Поиск сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей;
  4. Установление контактов с научно-методическими центрами района и области или отдельными учеными и методистами;
  5. Ознакомление педагогов с воспитательными системами, основами проектирования образа выпускника;
  6. Разработка программы построения модели воспитательной системы;
  7. Диагностика учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды;
  8. Актуализация и стимулирование деятельности педагогов, учащихся и родителей по формированию образа учебного заведения;
  9. Интеграция индивидуальных и групповых представлений членов школьного сообщества в коллективный образ учебного заведения;
  10. Создание творческих групп и их деятельность по уточнению и разработке деталей образа школы;
  11. Конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения;
  12. Мысленный эксперимент, связанный с реализацией модельных представлений, и апробация отдельных элементов воспитательной системы;
  13. Обсуждение в школьном сообществе моделей и программы построения воспитательной системы;
  14. Научно-методическая и управленческая экспертиза модели воспитательной системы и программы ее построения, утверждение документов на педсовете и общешкольной конференции;
  15. Целеполагание и планирование работы школы;
  16. Организация жизнедеятельности школы;
  17. Анализ и контроль [11, 16, 19].

§2. Методика разработки концепции воспитательной системы

 

Модель воспитательной системы образовательного учреждения - это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители [24].

Этапы создания модели воспитательной системы:

1) Разработка исходной концепции;

2) Создание образа школы, в рамках которой будет строится система (прогнозирование условий);

3) Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов); оформляется как определенный документ [24].

Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденции развития ее системы.

Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы, т.е. смоделировать "конечный продукт" - личность выпускника. Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания всех участников педагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками, группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данного образовательного учреждения. В результате вырабатывается его обобщенный образ [5, 13, 16, 22, 23].

Содержание воспитания на теоретическом уровне может быть представлено в виде концепций, моделей содержания и программ воспитания [3].

Конструирование модели воспитательной системы направлено на воплощение сформированного образа учебного заведения в одну из форм воспитательной системы образовательного учреждения. Чаще всего коллективы избирают такую модель, как концепция (концептуальная модель). В философском энциклопедическом словаре, толковом словаре русского языка термин " концепция " объясняется как "система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Следовательно, можно дать следующее определение концепции воспитательной системы: это комплекс взаимосвязанных ведущих идей школьного сообщества, отражающих его представления об индивидуально - групповых, ценностно-ориентационных, функционально - деятельностных, отношенческо - коммуникативных и диагностико - результативных характеристиках воспитательной системы [19, 21].

При разработке концепции воспитательной системы образовательного учреждения необходимо четко сформулировать цель создания воспитательной системы, т.е. смоделировать "конечный продукт" - личность выпускника.

Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научнообоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными; воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.

Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и урок. Познавательная деятельность - основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всего происходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностно значимой для каждого ребенка. Известно, что с 10 - 11 лет наиболее привлекательным для подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательной системы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.

Включать урок в воспитательную систему школы можно:

во-первых, усиливая его воспитательную значимость (через содержание учебного материала, через методы организации на уроке, через личность учителя);

во-вторых, обогащая урок элементами внеучебной деятельности: дидактических игр, викторин, приглашением интересных людей на урок и др. Гармонизации учебной и внеучебной деятельности может способствовать также использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных, "аукциона знаний" и др.

Таким образом, с одной стороны, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны - сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным, а целостность - важнейший признак любой системы [5, 13, 19, 22, 23].

Концепция должна одновременно исходить из социального заказа общества образовательному учреждению, учитывать степень реализации образовательным учреждением его ведущих функций, опираться на внешние и внутренние возможности образовательного учреждения в решении стоящих перед ним проблем. В концепции должны быть отражены особенности и возможности ее воспитанников (социальный статус семей) [17, 26].

Приступая к разработке концепции воспитания, необходимо ответить на следующие основные вопросы:

1. С какими концепциями воспитания вы уже знакомы?

2. Зачем нужна новая концепция?

3. Какие проблемы в сфере воспитания остаются не решенными в вашем учреждении?

4. Какие внутренние и внешние противоречия мешают конструктивно решать эти проблемы?

5. Какие из них могут быть сняты или решены педагогическими средствами?

6. Какой позитивный опыт организации воспитания существует в практике работы вашего учреждения? Что из него необходимо сохранить?

7. Что нового хотелось бы внести в существующую практику воспитания (идеи, подходы, принципы, содержание, формы, методы и др.)?

8. Где вы и ваши коллеги могли бы обеспечить преобразование системы воспитания?

9. Какие именно ресурсы (научные, организационные, административные, кадровые, методические, финансовые) вами могут быть привлечены для изменения ситуации воспитания?

Только после обстоятельных ответов на перечисленные вопросы имеет смысл приступать к концептуальным разработкам.

В учебных заведениях концепции состоят из нескольких разделов [3, 13, 14, 20].

I. Исходное состояние воспитательной системы.

1. Основные параметры образовательного учреждения.

2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

1. Теоретико - методологические основы системы.

2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

3. Механизм функционирования системы:

функции воспитательной системы;

системообразующие виды деятельности и системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса;

педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений;

управление и самоуправление системой;

внутренние и внешние связи системы;

кадровое, организационно - нормативное, научно - методическое, психологическое и финансово - материальное обеспечение функционирования системы.

4. Этапы построения системы.

5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы [16, 19].

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания.

Информация о работе Воспитательные системы и их развитие