Воспитание ребенка младшего школьного возраста в неблагополучной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Существующие противоречия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую очередь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ………………………………………….….6
1.1. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка..6
1.2. Классификация неблагополучных семей и их характеристики……...12
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………….…23
2.1. Работа по выявлению неблагополучных семей……………………….23
2.2. Описание форм и методов, применяемых
в работе с неблагополучными семьями…………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..32

Файлы: 1 файл

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Описание форм и методов, применяемых в работе с неблагополучными семьями

 

Под неблагополучной семьёй в научной литературе понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети.

Разработка  плана работы с семьей, направленной на корректировку отношения к ребенку, происходила с  учетом типа внутрисемейного воспитания. Для вовлечения родителей в жизнь детей, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы с родителями использовались следующие активные формы работы:

1. Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп”;

2. “Вечер вопросов и ответов”;

3. Беседа-лекция на тему “О Вас и для Вас родители»;

4. «Стенд для родителей»;

5.  Патронаж;

6.   Организация субботника;

7.   Организация праздника.

Использовались методики «Столкновение мотивов», «Спросить и угадать», методика Д.Б. Годовиковой.

Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп” проходила по следующему плану:

1. Решение педагогических ситуаций.

2. “Отгадай-ка”.

3. Игра со зрителями.

4. Экспресс-опрос.

5. Узнай своего ребенка.

Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии, также были предложены ситуации, которые можно было решить только совместно с детьми. Подобные занятия позволяют лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, обратить внимание на недостатки в воспитании, принять дополнительные коррекционные меры воздействия, направить действия родителей в нужное русло.

«Вечера вопросов и ответов»  представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера в нашем случае было обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. На мой взгляд, подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем.

“Вечер вопросов и ответов” проведенный в классе был построен следующим образом. Темой была выбрана актуальная проблема общения детей и взрослых в семье. Заранее, анонимно были собраны интересующие родителей вопросы. На “Вечере...” родители услышали развернутые ответы.

Были также предложены «Памятки для родителей».

Были организованы совместные лектории на темы: «О Вас и для Вас родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка, знают ли они нас?»  В результате чего часть родителей осознали нехватку ласки и понимания к своим детям. Для устранения этой  проблемы во взаимоотношениях с их детьми, они обратились за помощью и консультацией.

Патронаж – одна из форм работы с неблагополучной семьёй,  представляющая собой посещения на дому с  диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводился со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций.

- контрольные (оценка состояния семьи и ребенка,  динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций).

Методики «Столкновение мотивов», «Спросить и угадать», методика Д.Б. Годовиковой позволили выявить уровень сформированности когнитивного компонента. Оказалось, что у большинства детей из неблагополучных семей познавательная активность достигает среднего уровня, высокий же уровень составляет 16,7% обследованных детей.

Завершающим этапом работы было проведение праздника «Моя талантливая семейка». Мероприятие получились очень интересным и увлекательным. Семьи, принимавшие участие,  а также гости праздника получили много положительных эмоций. Дети с родителями исполняли песни, танцевали, рассказывали стихи о своей семье. Все участники показали свои таланты. Праздник получился не только развлекательными, но и познавательными. Дети высказывали свое мнение, как они понимают, что такое «мир семьи».

После осуществления коррекционной работы с неблагополучными семьями по плану коррекционно-педагогической работы была продиагностирована динамика изменений социализации неблагополучных семей. Определение результативности проделанной работы носит относительный характер, отслеживается тенденция изменений, которая может развиваться с подъемами и спадами. Из шести неблагополучных семей:

-2 семьи  почти полностью ликвидировали признаки неблагополучия (встали на учет, осознали ошибки семейного воспитания);

-1 семья осознала  и приняла факт неблагополучия своей семьи, готова к взаимодействию для ликвидации признаков неблагополучия в семье;

-2 семьи прислушались к рекомендациям и советам, касающимся психологического климата в семье и стали периодически обращаться за помощью в виде индивидуальных консультаций;

-1 осталась при своем мнении, считая, что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией ребенка.

Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса  к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу. Эти данные подтверждают, что разработанный план коррекционно-педагогической работы действует и что при его реализации есть положительные результаты.

Семейное неблагополучие, как правило, отягощено ни одним, а несколькими факторами. Помощь, направленная лишь на один фрагмент не решает проблемы, а ведет к ее сдвигу в другую сторону. Следовательно, комплексный подход является одним из главных условий эффективности работы с неблагополучными семьями. Обобщив  научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на воспитание ребенка, можно выделить следующие этапы работы учителя с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через образовательное учреждение и представить в виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям используя разработанный план коррекционно-педагогической работы. Самое главное - не останавливаться на достигнутом, а, совершенствуя и повышая квалификацию самих работников дошкольных учреждений, внедрять все новые и новые активные формы в работу с родителями в школьные учреждения.

Таким образом, в исследовании была подтверждена выдвинутая гипотеза, реализована его цель, решены поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное  влияние на развитие и становление ребенка как личности. Но отрицательное влияние на развитие ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи  не занимаются воспитанием своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением.

В данной работе гипотеза подтвердилась: эффективные формы и методы коррекционно-педагогической работы, способствуют улучшению условий воспитания в неблагополучной семье.

В ходе исследования было выявлено, что дети из неблагополучных семей предоставлены сами себе и кто как не педагогический состав школы должен помочь им. Анализируя поведение и поступки воспитанника, его взаимоотношения с окружающим миром, особое внимание следует обратить на мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ребенка. Это позволит установить, что, например, замкнутость, пассивность, безучастность могут оказаться следствием подавленности личности. Злостные нарушения дисциплины, а порой просто хулиганские поступки нередко свидетельствуют о душевной травме, об ожесточении ребенка. При анализе ряда поступков обнаруживаются эгоизм, неспособность сопереживать, крайний индивидуализм.

Помощь неблагополучным семьям оказывают в учреждении образования специалисты (социальные педагоги, учителя и др.). Проблемы неблагополучной семьи решаться быстрее, если они будут этому содействовать.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Бордовская., Н.В. Реан, А.А.Педагогика.  Учебник для вузов  СПб:  Издательство  “ Питер”, 2000. - 304 с.

2.                  Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. – 320 с.

3.                  Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

4.                  Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6. – 110 с.

5.                  Ганишина,  И. С.  Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 288 с.

6.                  Дружинин В. Теоретическая типология моделей семьи// Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия "Психология семейных отношений") Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2002. – 335 с.

7.                  Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.«возрастная психология». Курс лекций  Ростов-на-Дону. 2002. - 146 с.

8.                  Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

9.                  Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.

10.             Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

11.             Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

12.             От личности родителей к личности ребенка // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 220 с.

13.             Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 550 с.

14.             Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. – 90 с.

15.             Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 345 с.

16.             Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000. – 340 с.

17.             Целуйко, В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / Под ред. В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-Фактория; М.; АСТ МОСКВА: Хранитель, 2008. -  430 с.

18.             Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.

19.             Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

20.             Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 230 с.

 

 

 



Информация о работе Воспитание ребенка младшего школьного возраста в неблагополучной семье