Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 20:16, реферат

Краткое описание

Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой родного края, природы, трудом его жителей, и героическим прошлым нашего народа, его духовно – нравственными традициями.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе (поселке), усвоение принятых норм поведения, взаимоотношения, приобщения к миру и его культуре. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей «малой Родине» - месту, где родился человек.

Файлы: 1 файл

Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами.docx

— 20.57 Кб (Скачать)

Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами

краеведо-туристической деятельности.

   Основное  направление патриотического воспитания  – это ознакомление детей с  историей и культурой родного  края, природы, трудом его жителей, и героическим прошлым нашего  народа, его духовно – нравственными  традициями.

   Базовым  этапом формирования у детей  любви к Родине является накопление  социального опыта жизни в  своем городе (поселке), усвоение  принятых норм поведения, взаимоотношения, приобщения к  миру и его  культуре. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей «малой Родине» - месту, где родился человек.

   В  этой связи, необходимо помочь  детям полюбить и познать свой  край, а для ребят нашей группы, это поселок Троицкий, Губкинского  района, Белгородской области.

   В  результате поиска оптимальных  методов и приемов в работе  с детьми по данной теме, был  сделан вывод о необходимости  многоаспектного подхода к знакомству  детей дошкольного возраста с  родным поселком, краем. Основой  этого метода является:

  • доступность знаний, достоверность и научность;
  • соответствие сложности материала возрасту детей;
  • культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
  • краеведческий опыт;
  • экологическое воспитание.

   Для  реализации данного метода, использовали  интегрированный подход – включение  сведений о родном крае, его  истории и культуре во все  виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Осуществляя  нравственно – патриотическое  воспитание дошкольников на краеведческом  материале, поставили перед собой  следующие задачи:

  1. Формировать любовь к родному краю и интерес к его. прошлому и настоящему.
  2. Развивать эмоционально – целостное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке, сопричастности к этому.
  4. Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательностям, культуре, природе).
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении и отражать это в своей деятельности.

   Для  решения поставленных задач был составлен перспективный план на год разной тематики: «Где мы живем», «Природа и мы»  «Человек славен трудом», «Приобщение к народным истокам» и другие. Пополнили групповую комнату игровым материалом – сюжетно-ролевые и  настольные игры, отражающие социальную сферу предприятий нашего поселка.

 В группе оформили мини-музей «Родной край люби и знай», где собран материал: фотоальбомы, иллюстрации, буклеты о Белгородском крае, поселке, книги о нашей Родине, коллекция природных ископаемых нашего края.

Разработали цикл непосредственно образовательной деятельности ?? «Поселок, в котором мы живем», что помогло нам познакомить детей с достопримечательностями нашего поселка, его красивыми местами, зданиями, окружающей природой, больше  узнать о трудовой деятельности жителей.

   В работе с детьми по знакомству с родным поселком широко использовали такую форму работы, как краеведо-туристическая деятельность, так как узнать и полюбить поселок только по фотографиям невозможно. Дети побывали в библиотеке, почте, магазине, аптеке и так далее, познакомились с назначением этих общественных зданий и обязанностями тех, кто там работает; узнали историю своего поселка, откуда он взял название, почему образовался. Это позволило процесс познания провести в предметно-наглядной, активной форме, дети могли непосредственно видеть, слышать, осязать окружающий мир

   Основными формами краеведо-туристической деятельности дошкольников являются тематические прогулки, экскурсии, походы, где важно четко дозировать физические нагрузки.

   Темы и содержание конкретных маршрутов составляли, опираясь на базовую программу «Детство», возрастные особенности детей, место расположения детского сада. Для удобства  условно разделили их на три группы:

  • Тематические прогулки в лесопарк;
  • Экскурсии по поселку;
  • Экскурсии по памятным местам.

   Каждый  выход ребенок воспринимал в  три этапа:

  1. Сначала подготовка (рассматривание карты поселка, фотографии, иллюстраций, коллективное составление маршрута путешествия, его обсуждение: куда пойти, зачем, что мы там увидим, был ли кто-нибудь там раньше);
  2. Само путешествие (экскурсия, поход, целевая прогулка);
  3. Подведение итогов (беседа с детьми о том, что они видели, поняли, что запомнилось; творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и так далее).

   Важнейшим  условием эффективности краеведо-туристической  работы с дошкольниками является  понимание их родителями необходимости  гражданского воспитания и их  помощи педагогам в этой работе. А так же взаимодействие педагогов, ведущих разные предметы: эколога, музыкального работника, инструктора  по физкультуре и других.

   Активно  включать детей в процесс краеведо-туристической  работы помогает выполнение детьми, во время путешествий определенных  «должностей»: командира, знатока поселка, санитара, знатока леса, растений, улиц, транспорта…

   Готовим  детей к роли «знатока» заранее  и постепенно. Объясняя смысл  слов (знаток поселка, штурман, физорг…), определяли круг обязанностей  каждого знатока.

   Краеведческие.

  1. Знаток своего поселка.
  2. Знаток времен года.
  3. Знаток деревьев.
  4. Знаток кустарников.
  5. Знаток птиц.
  6. Знаток насекомых.
  7. Знаток животных.
  8. Знаток охраны природы.

   Туристические.

  1. Командир группы.
  2. Знаток маршрута (штурман).
  3. Знаток правил дорожного движения.
  4. Знаток игр.
  5. Знаток спорта.
  6. Санитар.

 

   Это для дошкольников ролевая  игра. Дети получают знаки различия  на время похода, каждому вручается  эмблема знатока.

   В предварительную подготовку  входит изучение «Правил туристят»: как вести себя на природе, в транспорте, чем можно помочь лесу и другие.

   Правила состоят из трех разделов: «Собираясь в поход», «В походе», «После похода». Содержание «Правил…» - советы, напутствия, подсказки не  только о том, как подготовиться  к походу, но и о том, как  запомнить и понять то, что  увидишь вокруг, как быть внимательным к другим участникам похода и к взрослым, как быть полезным в своей туристической группе.

   Вот некоторые из этих правил:

  • «В лес идем без палки и камня»;
  • «Никого в лесу не обижаем: ни муравья, ни лягушку, ни цветок»;
  • «В походе семеро одного ждут»;
  • «Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас».

   «Ты – настоящий знаток!» - говорят  дети тому, кто увидел и запомнил  много интересного и рассказал  об этом. В путешествии каждый  может проявить себя как краевед, турист, выполняя правила туристят и обязанности по своей должности. Итоги путешествия обсуждаются, дети решают, кто как справился со своими поручениями.

   Во второй половине дня, в беседах, играх, конкурсах «Знаток своего  поселка» дети повторяют, уточняют , систематизируют свой знания. Для этой цели используется мини-музей группы. Детям нравится смотреть фотоальбомы, вспоминать и рассказывать друг другу где они были и с кем, с удовольствием слушать рассказы сверстников, играть в путешествия по поселку.

   В результате краеведо – туристической деятельности у детей формируются умения наблюдать и логически размышлять над увиденным, фиксировать свои наблюдения в устных рассказах и рисунках, закрепляются и расширяются знания об окружающем.

      Система работы по данной теме  позволяет формировать у детей  стремление быть активными участниками  общественно полезных дел. С готовностью выполнять трудовые поручения, с уважением относиться к различным профессиям, беречь красоту своего участка, создавать эту красоту собственными руками, с удовольствием трудиться на огороде, цветнике, с любовью ухаживать за обитателями «живого уголка»,бережно относиться к природе, любить свой край.

 


Информация о работе Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности