Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:35, контрольная работа
Воспитание – для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. По мудрому выражению В.Г. Белинского, «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». А об общечеловеческом значении воспитания – еще у Я.А. Коменского: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира»
Введение…………………………………………………………………………….......3
1. Воспитание как социально организованный процесс интеграции человеческих ценностей……………………………………………………………………………….6
1.1. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания…………………6
2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса…………..10
Заключение……………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………...15
6
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Воспитание как социально
организованный процесс интеграции человеческих
ценностей………………………………………………………
2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса…………..10
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Введение
Воспитание – для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. По мудрому выражению В.Г. Белинского, «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». А об общечеловеческом значении воспитания – еще у Я.А. Коменского: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира».
Вот почему воспитание
Издревле слово «воспитание»
обозначало «вскармливание».
Задаваясь целью поставить воспитание (как «духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты.
Таким
образом, издревле и до наших
дней воспитанию придается
В течение многих лет массовая
практика в качестве
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Так в контексте современной социокультурной ситуации можно выделить следующие проблемы воспитания:
Первая проблема связана с негативным социальным контекстом, размывающим нравственные основания жизни российского общества и его подрастающего поколения. В ситуации стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокультурных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы, и население России оказалось в мировоззренческом вакууме. Это разрушило концептуальные основы сложившейся за десятилетия системы воспитания, повлекло за собой резкую смену образа жизни и моделей социального поведения, принятых в обществе. На фоне отсутствия концептуальных оснований произошло ослабление воспитывающей функции школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на «чистое» обучение. Нравственные ценности, которые декларировали образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных жизненных ситуаций и потому оказалось невостребованными подрастающим поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях жесточайшей конкуренции и выживания. Более того, в социальном мире произошла жесткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко нравственными и людьми с кланово- социальными потребностями, диктующими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведения через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ.
Вторая проблема связана с принципиальными изменениями модели и механизма социализации детей и подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья и школа вырабатывают нормы, а молодежь эти нормы присваивает и следует предписанным этими нормами поведению. Сегодня молодежь активно включается в процессы социализации как ее равноправный участник. Она конституирует себя в процессах взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и TV, с семьей и школой посредством не-формальных (не-оформленных) способов воспитания. Смысло-порождение, смысло-образование, смысло-оправдание этой жизни и в этой жизни в большей части происходит вне института школы.
Третья проблема связана с необходимостью изменения стереотипов понимания сущности воспитания. В течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумевала воспроизводство соответствующих форм социального бытия через формирование внешней стороны жизнедеятельности человека. В ситуации резкой смены образа жизни и социального поведения, принятого в обществе, многие стереотипы, к которым привыкли родители, педагог, дети, оказались неэффективными. Все больше обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, право быть самим собой, - то, что раньше не входило в круг педагогических целей и ценностей, а развивалось стихийно. В этом контексте возникла потребность вести речь не о формировании набора характеристик должного набора качеств, а о возможности с помощью педагогического влияния обеспечить ребенку человеческий выбор в проблемных ситуациях.
Четвертая проблема вытекает из размытости и неопределенности методологических и концептуальных подходов к воспитанию. Очевидно, что в условиях культурного многообразия не может быть единой теории воспитания и главным становится диалог между разными воспитательными парадигмами. Фактически речь идет о методологическом плюрализме в рамках гуманитарно-системного подхода, который означает, что в поисках модели воспитательной системы педагог может обращаться к различным гуманитарным теориям и концепциям воспитания. Кроме того, необходимо опираться на новые продуктивные идеи, которые можно положить в основание системы воспитания.
Пятая проблема связана с узкой специализацией педагогического работника (в т.ч. и воспитателя, как реализатора «чистой» технологии). При множественности проявлений человека каждого учителя должен интересовать вектор внутреннего развития ребенка. В идеале – это духовность, которая проявляется в разных жизненных ролях – семьянина, труженика и гражданина. Сегодня воспитание – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, что требует профессионального образования.
1. Воспитание как социально организованный процесс интеграции человеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Конфуций (551 — 479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение. Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, помощь, подвижничество.
В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в Ведах, Библии, Коране. В Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, четыре определяют отношение человека к Богу, а шесть — отношения между людьми. Ввиду своей обобщенности заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Вот они: чти отца твоего и мать твою; не убей; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего.
Христианство дополнило их учением о любви к ближнему, изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности называются: верность поставленной цели, способность к состраданию, участливость, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в достижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, справедливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициативность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость, радостное восприятие жизни, готовность уповать на Бога, целеустремленность, способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, мудрое отношение к своему достоянию, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость, поклонение Богу.
Универсальной ценностью,
является свобода. В принятой
Генеральной ассамблеей ООН в
1948 г. «Всеобщей декларации прав
человека» первая статья
Проблема ценностей
привлекает все большее
Иной набор ценностей у авторов «Прогностической концепции целей и содержания образования»: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и в мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь, гуманистическая направленность научнотехнического прогресса. Авторы понимают, что «разумеется, перечень не исчерпан и система открыта».