Вклад К.Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вклада К. Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки.
Задачами курсовой работы являются:
1) рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность К. Д. Ушинского.
2) изучить идею народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.
3) определить основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вклад К. Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки...4
1.1 Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского…………..4
1.2 Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского……..7
1.3 Основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского……...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.26 Кб (Скачать)

Департамент образования Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский педагогический колледж»

 

Предметно-цикловая комиссия дошкольных и музыкальных дисциплин

 

Демьянова Юлия Александровна

 

студентка группы 1.1

 

заочная форма обучения

 

 

 

 

 

 

ВКЛАД К. Д. УШИНСКОГО В РАЗВИТИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

 

Курсовая работа

 

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

с оценкой: _______________

Руководитель:

преподаватель

В. Ф. Таранова

«______» _______ _______ г.

 

 

 

 

 

Белгород 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Вклад К. Д. Ушинского  в развитие отечественной педагогической науки...4

1.1 Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского…………..4

1.2 Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского……..7

1.3 Основы теории дошкольного  воспитания К. Д. Ушинского……...10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, не только вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным компасом, по которому можно проверять правильность избираемого пути. В русской теории и практике образования это К. Д. Ушинский, педагог-демократ, основоположник отечественной науки, в частности дошкольной педагогики; он внес огромный вклад в развитие педагогической мысли.

В связи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания, переосмыслением концептуальных основ педагогики представляется значимым изучение творческого наследия К. Д. Ушинского.

К. Д. Ушинский обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Целью курсовой работы является изучение вклада К. Д. Ушинского    в развитие отечественной педагогической науки.

Задачами курсовой работы являются:

1) рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность К. Д. Ушинского.

2) изучить идею народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

3) определить основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского.

Методами исследования курсовой работы являются: метод теоретического анализа педагогической литературы по исследуемой проблеме, включающий цитирование, реферирование; систематизация и обобщение фактов.

 

 

1. ВКАД К. Д. УШИНСКОГО В РАЗВИТИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

1.1 Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского

 

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека [12].

В истории отечественной педагогической науки особое место занимает К. Д. Ушинский – знаменитый педагог, реформатор школы, создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях [13]. У каждой науки есть свой исток, для отечественной педагогики таким истоком было творчество К. Д. Ушинского [10].

Родился К. Д. Ушинский в Туле 19 февраля 1824 г. В 1840 г. окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. В студенческие годы он серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа [6].

В 1846 г. Константин Дмитриевич Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее [2]. Но различие в педагогических взглядах с руководством лицея привело к его отставке в 1849 г. [13] .

Общественно-педагогическое движение 60-х гг. способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы [2].

В 1857-1858 гг. Ушинский поместил в «Журнале для воспитания» статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др., которые прославили его имя [9].

С 1859 г. по 1862 г. К. Д. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц; ввел преподавание учебных предметов на русском языке; открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц; пригласил в институт талантливых преподавателей; ввел в практику работы совещания и конференции педагогов и др. [2]. В 1861 г. Константином Дмитриевичем была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в двух частях.

К. Д. Ушинский редактировал в 1860-1861 гг. «Журнал министерства народного просвещения», совершенно изменив его программу, превратив в научно-педагогический журнал. В нем он поместил несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии» [9].

Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. К. Д. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок «мужичек». Он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Командировку К. Д. Ушинский рассматривал как замаскированную ссылку.

В 1864 г. он написал и издал учебную книгу «Родное слово» (Годы I, II) и «Руководство к «Родному слову» для учителей и родителей». В 1867 г. К. Д. Ушинский написал главное свое произведение «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», явившееся ценным вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г., похоронен вблизи Киева [2].

К. Д. Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики. Он впервые в России систематизировал научно-педагогические знания и оформил педагогику как науку [7].

Стержнем педагогической системы К. Д. Ушинского были: демократизация образования, идея народности воспитания [4]. Он показал, что знать человека во всех отношениях – это значит изучить его физические и психические особенности. Константин Дмитриевич мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом.

Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Константина Дмитриевича как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга – «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.

Новой педагогической идеей К. Д. Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» – считал он.

К. Д. Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения – единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека» [14].

Важное значение К. Д. Ушинский придавал воспитанию у детей любви к родному языку как лучшему, выражению народности, воспитанию уважения к труду. Он выступал против «забавляющей педагогики» и рассматривал учение как серьезный труд, требующий усилий и напряжения воли. Ушинский разработал стройную дидактическую систему, детально рассмотрев структуру урока. Он выдвинул и обосновал целый ряд методических приемов и правил обучения, в том числе разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению, заменив принятый буквослагательный метод. Много сделал К. Д. Ушинский для совершенствования содержания и методики начального обучения и для подготовки учительских кадров.

К. Д. Ушинский – великий русский педагог, обладающий не только глубоким всесторонним общим и педагогическим образованием, но и одаренный от природы самобытным творческим талантом [3].

 

1.2 Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского

 

Центральной идеей всей педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности воспитания, которая раскрыта им в работах:         «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» и др.

Требование народности воспитания, народности школы выступало у Константина Дмитриевича и как требование демократизации образования, признание творческой силы трудового народа и его прав на образование, приведение школы в соответствие с потребностями развития страны и привлечение общества к управлению школьным делом, в чем он видел центральную социально-педагогическую задачу эпохи [11].

Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями [9]. При этом народность не означала ни самозамкнутости и изолированности от чужих культур (славянофильство), ни механического перенесения к себе чужих достижений (западничество).

Основные положения идеи народности в воспитании Константина Дмитриевича Ушинского сводятся к следующему.

Единой для всех системы воспитания не существует, у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. В деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу. Поэтому невозможно заимствовать у другого народа систему воспитания.

Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание – это то, что называется народностью. Чувство народности является самым прочным среди других. Человек может забыть имя своей родины, но сохранить в себе черты своего народа.

Каждый народ имеет свой идеал человека, который определяется его общественной жизнью и развивается вместе с ним. Этот идеал народа соответствует его характеру, определяется прошлым народа, его историей, которую он сам творил, и условиями общественной жизни; он воплощается в воспитании.

Драгоценным наследием для всех является опыт воспитания у других народов. Но как нельзя устроить жизнь по образцу другого народа, так же невозможно и воспитывать по чужой педагогической системе. И хотя чужой опыт воспитания принадлежит всем, народное воспитание отражает жизнь своего народа. Может быть заимствована «рациональная сторона» – отдельные педагогические идеи, но в практике любого народа они перерабатываются творчески и преломляются в духе данного народа.

Народность является общей закономерностью воспитания у любого народа, определяет цели воспитания и содержание педагогических идей. Если воспитание хочет быть действенным, оно должно быть народным.

Не следует смешивать науку, которая является общей для всех народов, с воспитанием.

Необходимо развитие общественного мнения, общественной инициативы в деле воспитания; успешное решение проблем национального воспитания возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общества.

Воплощение идеи народности возможно при наличии народной школы, участие в организации которой должен принять сам народ, руководствуясь при этом своими потребностями. В образовательной политике Министерства просвещения XIX в. проводилось навязывание школы сверху соответствующими циркулярами.

Однако К. Д. Ушинский понимал то, что простой народ забит, невежественен, беден и безграмотен в своей массе, по этой причине многие крестьяне не видят нужды в школах. И поэтому без экономического улучшения положения народа не возможен подъем образования; но в то же время, хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни. Итак, для того чтобы школы были народными, они должны быть вручены самому народу, отвечать его запросам и потребностям. Но государство обязано обеспечить народу высокий уровень жизни, чему в свою очередь будет способствовать образование народа.

«Важным являлся вопрос о том, чему учить в народной школе. В школе, создаваемой на началах народности, необходимо основательное знание России, знание, проникнутое любовью к ней. Из всего объема имеющихся сведений о мире можно выделить необходимые, полезные и приятные; необходимые сведения должны быть положены в основу изучения других. Такими необходимыми знаниями для каждого человека являются: умение читать, писать и считать, знание основ своей религии и знание своей родины. Подлинная народность в воспитании и образовании выражается и проявляется в родном языке. Родной язык – это лучшее средство развития, познания и самопознания. Родной язык есть основа обучения; вместе с языком усваиваются и духовные ценности, созданные предшествующими поколениями, познается вся окружающая жизнь, история России. Родное слово связывает ребенка со своим народом. Язык будит мысль, развивает логику мышления», – считал К. Д. Ушинский.

Информация о работе Вклад К.Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки