Вклад К.Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки
Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение вклада К. Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки. Задачами курсовой работы являются: 1) рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность К. Д. Ушинского. 2) изучить идею народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского. 3) определить основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Вклад К. Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки...4 1.1 Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского…………..4 1.2 Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского……..7 1.3 Основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского……...10 Заключение……………………………………………………………………….15 Список использованных источников…………………………………………...16
Предметно-цикловая комиссия
дошкольных и музыкальных дисциплин
Демьянова Юлия Александровна
студентка группы 1.1
заочная форма обучения
ВКЛАД К. Д. УШИНСКОГО
В РАЗВИТИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
Курсовая работа
по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование
Работа выполнена
с оценкой: _______________
Руководитель:
преподаватель
В. Ф. Таранова
«______» _______ _______ г.
Белгород 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вклад К. Д. Ушинского
в развитие отечественной педагогической
науки...4
1.1 Жизнь и педагогическая
деятельность К. Д. Ушинского…………..4
1.2 Идея народности воспитания
в педагогике К. Д. Ушинского……..7
1.3 Основы теории дошкольного
воспитания К. Д. Ушинского……...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16
ВВЕДЕНИЕ
В каждой сфере человеческой
деятельности есть имена и личности знаковые,
не только вызывающие уважение и поклонение,
но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным
компасом, по которому можно проверять
правильность избираемого пути. В русской
теории и практике образования это К. Д.
Ушинский, педагог-демократ, основоположник
отечественной науки, в частности дошкольной
педагогики; он внес огромный вклад в развитие
педагогической мысли.
В связи с актуализацией национальных
ценностей в сфере воспитания, переосмыслением
концептуальных основ педагогики представляется
значимым изучение творческого наследия
К. Д. Ушинского.
К. Д. Ушинский обосновал идею
народного воспитания, послужившую основой
для создания оригинальной русской педагогики.
Его учение о роли родного языка в умственном
и нравственном воспитании и обучении
детей, о народной школе, его теория дошкольного
воспитания детей оказали огромное влияние
не только на современное, и на последующие
поколения педагогов многонациональной
России.
Целью курсовой работы является
изучение вклада К. Д. Ушинского
в развитие отечественной педагогической
науки.
Задачами курсовой работы являются:
1) рассмотреть жизнь и педагогическую
деятельность К. Д. Ушинского.
2) изучить идею народности воспитания
в педагогике К. Д. Ушинского.
3) определить основы теории
дошкольного воспитания К. Д. Ушинского.
Методами исследования курсовой
работы являются: метод теоретического
анализа педагогической литературы по
исследуемой проблеме, включающий цитирование,
реферирование; систематизация и обобщение
фактов.
1. ВКАД К. Д. УШИНСКОГО
В РАЗВИТИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
1.1 Жизнь и педагогическая
деятельность К. Д. Ушинского
Педагогика – это наука о сущности,
закономерностях, принципах, методах и
формах обучения и воспитания человека
[12].
В истории отечественной педагогической
науки особое место занимает К. Д. Ушинский
– знаменитый педагог, реформатор школы,
создатель множества научных педагогических
трудов, известных и в России и за рубежом.
Его научные взгляды о теории обучения
и воспитания до сих пор востребованы
и нередко цитируются в различных научных
и научно-популярных изданиях [13]. У каждой
науки есть свой исток, для отечественной
педагогики таким истоком было творчество
К. Д. Ушинского [10].
Родился К. Д. Ушинский в Туле
19 февраля 1824 г. В 1840 г. окончил Новгород-Северскую
гимназию и поступил в Московский университет
на юридический факультет. В студенческие
годы он серьезно интересовался литературой,
театром, мечтал о распространении грамотности
среди народа [6].
В 1846 г. Константин Дмитриевич
Ушинский был назначен исполняющим обязанности
профессора камеральных, административных
и экономических наук в Ярославском юридическом
лицее [2]. Но различие в педагогических
взглядах с руководством лицея привело
к его отставке в 1849 г. [13] .
Общественно-педагогическое
движение 60-х гг. способствовало оформлению
педагогического призвания К. Д. Ушинского.
Работая в 1854-1859 гг. инспектором классов
Гатчинского сиротского института, он
провел ряд мероприятий по улучшению в
нем учебно-воспитательной работы [2].
В 1857-1858 гг. Ушинский поместил
в «Журнале для воспитания» статьи: «О
пользе педагогической литературы», «О
народности в общественном воспитании»,
«Три элемента школы» и др., которые прославили
его имя [9].
С 1859 г. по 1862 г. К. Д. Ушинский
работал в качестве инспектора классов
Смольного института благородных девиц,
в котором также провел коренные реформы:
объединил самостоятельно существовавшие
отделения для дворянских и мещанских
девиц; ввел преподавание учебных предметов
на русском языке; открыл педагогический
класс, в котором воспитанницы получали
подготовку для работы в качестве воспитательниц;
пригласил в институт талантливых преподавателей;
ввел в практику работы совещания и конференции
педагогов и др. [2]. В 1861 г. Константином
Дмитриевичем была составлена хрестоматия
по русскому языку «Детский мир» в двух
частях.
К. Д. Ушинский редактировал
в 1860-1861 гг. «Журнал министерства народного
просвещения», совершенно изменив его
программу, превратив в научно-педагогический
журнал. В нем он поместил несколько своих
педагогических статей: «Труд в его психическом
и воспитательном значении», «Родное слово»,
«Проект учительской семинарии» [9].
Прогрессивная деятельность
К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала
большое недовольство у придворных, руководивших
учреждением. К. Д. Ушинского стали обвинять
в атеизме, в том, что он собирается воспитывать
из дворянок «мужичек». Он был уволен из
института. Тогда же ему было предложено
выехать за границу под предлогом изучения
постановки начального и женского образования
и составления учебника по педагогике.
Командировку К. Д. Ушинский рассматривал
как замаскированную ссылку.
В 1864 г. он написал и издал учебную
книгу «Родное слово» (Годы I, II) и «Руководство
к «Родному слову» для учителей и родителей».
В 1867 г. К. Д. Ушинский написал главное свое
произведение «Человек как предмет воспитания.
Опыт педагогической антропологии», явившееся
ценным вкладом в педагогическую науку.
Тяжелая болезнь, напряженная
общественно-педагогическая работа подорвали
силы талантливого педагога и ускорили
его смерть. К. Д. Ушинский скончался 22
декабря 1870 г., похоронен вблизи Киева
[2].
К. Д. Ушинского справедливо
называют основоположником отечественной
научной педагогики. Он впервые в России
систематизировал научно-педагогические
знания и оформил педагогику как науку
[7].
Стержнем педагогической системы
К. Д. Ушинского были: демократизация образования,
идея народности воспитания [4]. Он показал,
что знать человека во всех отношениях
– это значит изучить его физические и
психические особенности. Константин
Дмитриевич мечтал о таком времени, когда
педагог будет не только учителем, но и
психологом.
Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому,
– формирование активной и творческой
личности, подготовка человека к физическому
и умственному труду как высшей форме
человеческой деятельности.
Проблемы нравственного воспитания
представлены у Константина Дмитриевича
как общественно-исторические. В нравственном
воспитании он отводил одно из главных
мест патриотизму, который исключает шовинизм,
требует воспитания гражданского долга
– «высказать смелое слово истины» против
гнета и насилия. Его система нравственного
воспитания ребенка исключала авторитарность,
она строилась на силе положительного
примера, на разумной деятельности ребенка.
Он требовал от учителя развития активной
любви к человеку, создания атмосферы
товарищества.
Новой педагогической идеей
К. Д. Ушинского была постановка перед
учителем задачи научить учеников учиться:
«...Следует передать ученику не только
те или иные познания, но и развить в нем
желание и способность самостоятельно,
без учителя, приобретать новые познания»
– считал он.
К. Д. Ушинский утвердил принцип
воспитывающего обучения – единство обучения
и воспитания: «Воспитание должно действовать
не на одно увеличение запаса знаний, но
и на убеждения человека» [14].
Важное значение К. Д. Ушинский
придавал воспитанию у детей любви к родному
языку как лучшему, выражению народности,
воспитанию уважения к труду. Он выступал
против «забавляющей педагогики» и рассматривал
учение как серьезный труд, требующий
усилий и напряжения воли. Ушинский разработал
стройную дидактическую систему, детально
рассмотрев структуру урока. Он выдвинул
и обосновал целый ряд методических приемов
и правил обучения, в том числе разработал
звуковой аналитико-синтетический метод
обучения чтению, заменив принятый буквослагательный
метод. Много сделал К. Д. Ушинский для
совершенствования содержания и методики
начального обучения и для подготовки
учительских кадров.
К. Д. Ушинский – великий
русский педагог, обладающий не только
глубоким всесторонним общим и педагогическим
образованием, но и одаренный от природы
самобытным творческим талантом [3].
1.2 Идея народности
воспитания в педагогике К. Д. Ушинского
Центральной идеей всей педагогической
системы К. Д. Ушинского является идея
народности воспитания, которая раскрыта
им в работах:
«О народности в общественном воспитании»,
«О нравственном элементе в русском воспитании»,
«Вопросы о народных школах», «Общий взгляд
на возникновение наших народных школ»
и др.
Требование народности воспитания,
народности школы выступало у Константина
Дмитриевича и как требование демократизации
образования, признание творческой силы
трудового народа и его прав на образование,
приведение школы в соответствие с потребностями
развития страны и привлечение
общества к управлению школьным делом,
в чем он видел центральную социально-педагогическую
задачу эпохи [11].
Под народностью К. Д. Ушинский
понимал своеобразие каждого народа, обусловленное
его историческим развитием, географическими,
природными условиями [9]. При этом народность
не означала ни самозамкнутости и изолированности
от чужих культур (славянофильство), ни
механического перенесения к себе чужих
достижений (западничество).
Основные положения идеи народности
в воспитании Константина Дмитриевича
Ушинского сводятся к следующему.
Единой для всех системы воспитания
не существует, у каждого народа своя особенная
национальная система воспитания. В деле
общественного воспитания подражание
одного народа другому выведет непременно
на ложную дорогу. Поэтому невозможно
заимствовать у другого народа систему
воспитания.
Есть одна только общая для
всех прирожденная наклонность, на которую
всегда может рассчитывать воспитание
– это то, что называется народностью.
Чувство народности является самым прочным
среди других. Человек может забыть имя
своей родины, но сохранить в себе черты
своего народа.
Каждый народ имеет свой идеал
человека, который определяется его общественной
жизнью и развивается вместе с ним. Этот
идеал народа соответствует его характеру,
определяется прошлым народа, его историей,
которую он сам творил, и условиями общественной
жизни; он воплощается в воспитании.
Драгоценным наследием для
всех является опыт воспитания у других
народов. Но как нельзя устроить жизнь
по образцу другого народа, так же невозможно
и воспитывать по чужой педагогической
системе. И хотя чужой опыт воспитания
принадлежит всем, народное воспитание
отражает жизнь своего народа. Может быть
заимствована «рациональная сторона»
– отдельные педагогические идеи, но в
практике любого народа они перерабатываются
творчески и преломляются в духе данного
народа.
Народность является общей
закономерностью воспитания у любого
народа, определяет цели воспитания и
содержание педагогических идей. Если
воспитание хочет быть действенным, оно
должно быть народным.
Не следует смешивать науку,
которая является общей для всех народов,
с воспитанием.
Необходимо развитие общественного
мнения, общественной инициативы в деле
воспитания; успешное решение проблем
национального воспитания возможно тогда,
когда они станут семейными вопросами
для каждого члена общества.
Воплощение идеи народности
возможно при наличии народной школы,
участие в организации которой должен
принять сам народ, руководствуясь при
этом своими потребностями. В образовательной
политике Министерства просвещения XIX
в. проводилось навязывание школы сверху
соответствующими циркулярами.
Однако К. Д. Ушинский понимал
то, что простой народ забит, невежественен,
беден и безграмотен в своей массе, по
этой причине многие крестьяне не видят
нужды в школах. И поэтому без экономического
улучшения положения народа не возможен
подъем образования; но в то же время, хорошо
поставленное народное образование будет
влиять на поднятие уровня экономической
жизни. Итак, для того чтобы школы были
народными, они должны быть вручены самому
народу, отвечать его запросам и потребностям.
Но государство обязано обеспечить народу
высокий уровень жизни, чему в свою очередь
будет способствовать образование народа.
«Важным являлся вопрос о том,
чему учить в народной школе. В школе, создаваемой
на началах народности, необходимо основательное
знание России, знание, проникнутое любовью
к ней. Из всего объема имеющихся сведений
о мире можно выделить необходимые, полезные
и приятные; необходимые сведения должны
быть положены в основу изучения других.
Такими необходимыми знаниями для каждого
человека являются: умение читать, писать
и считать, знание основ своей религии
и знание своей родины. Подлинная народность
в воспитании и образовании выражается
и проявляется в родном языке. Родной язык
– это лучшее средство развития, познания
и самопознания. Родной язык есть основа
обучения; вместе с языком усваиваются
и духовные ценности, созданные предшествующими
поколениями, познается вся окружающая
жизнь, история России. Родное слово связывает
ребенка со своим народом. Язык будит мысль,
развивает логику мышления», – считал
К. Д. Ушинский.