Вместе
с тем, научная биография и
творческое наследие Е. И. Тихеевой как
целостная система до сих пор
не являлись предметом специального
научного изучения. Поэтому можно
сформулировать явно выраженные противоречия
между:
- признанием
вклада Е.И. Тихеевой в развитие
дошкольного образования и недостаточной
изученностью ее научной биографии
и творческого наследия;
- активной
включенностью Е.И. Тихеевой в
теорию и практику отечественного
образования конца ХIХ – начала ХХ
века и отсутствием концептуального анализа
ее педагогической системы в работах историко-педагогической
направленности;
- оценкой
роли Е.И. Тихеевой в оформлении
отдельных методик воспитания
и обучения детей дошкольного
возраста и отсутствием работ,
посвященных анализу собственно
ее авторского «метода игры
– труда».
С
этих позиций в качестве системы
детерминант, повлиявших на становление
и развитие мировоззрения Е. И. Тихеевой
в единстве культурологического
и биографического методологических
принципов выделяются закономерности
оформления собственно авторских педагогических
суждений под влиянием внешних и внутренних
факторов.
Выдержка
из работы «Анализируя теоретические
подходы Е.И. Тихеевой», применительно
к организации общественного дошкольного
и первоначального образования подрастающего
поколения, можно объективно выделить
системную характеристику работы различных
учебно-воспитательных учреждений, с точки
зрения описания (Запорожец, 1965).
- их
значения и роли в обществе
при выполнении основных социализирующих
функций при работе с детьми,
в том числе и посредством
организации общественных организаций
в условиях самого заведения;
- особенностей
взаимодействия внутри педагогического
коллектива, функциональных обязанностей
администрации и педагогов, сотрудников
и практикантов;
- ведущих
принципов организации учебно-воспитательного
процесса;
- требований
к педагогическому составу в
целом и личности каждого педагога,
его профессиональной культуре,
образовательному уровню и компетентности;
- особенностей
организации различных функциональных
помещений заведения и их оборудования;
- своеобразия
пребывания в учебно-воспитательном
учреждении ребенка, основных
этапов его адаптации, сбора
необходимых сведений и результативности
индивидуальной и коллективной
работы в различных возрастных
группах;
- организации
распорядка жизни (режима дня)
и расписания занятий для детей
различного возраста;
- системы
учебно-воспитательной работы с
детьми с точки зрения решения
основных задач, таких как:
развитие речи, наблюдательности, внешних,
социальных и эстетических чувств детей,
формирование их знаний, умений и навыков;
- рекомендаций
по ведению учета и контроля
за организацией педагогического процесса;
- требований
к наличию бытового и дидактического
инвентаря для реализации основных
образовательных, воспитательных
и развивающих функций, а также
необходимости создания педагогической
библиотеки и музея, как средства
методической подготовки воспитателей
и обобщения их инновационного
опыта.
Таким
образом, Е. И. Тихеевой были выделены и
оформлены ведущие компоненты целостной
системы учебно-воспитательной работы
с детьми. Одновременно она считала
возможным учитывать культурный
уровень русского общества, заниматься
культурным просвещением русского народа,
в том числе и с помощью
дошкольных учреждений. В частности,
она отмечала, что детские сады
должны пропагандировать основы своей
работы для ближайшего социального
окружения, возлагая на них ответственность
за подготовку и проведения самых
различных мероприятий для населения
с целью выяснения сущности и
значения дошкольного воспитания, роли
детского сада и его организации.
Подобная система, по ее мнению, позволяет
привлекать к участию в работе
детского сада население и формирует
определенное позитивное отношение
к этим новым типам образовательных
заведений.
Социально-педагогические
взгляды Е. И. Тихеевой.
Е.И.
Тихеева считала необходимым активизировать
социальную деятельную детских садов
за счет активного привлечения к участию
в их работе самих родителей. Совместная
с семьей работа ориентирует на единство
требований к детям и организованному
воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева,
учитывая историческую ситуацию, предлагала
создание родительских комитетов, проведение
ежемесячных родительских собраний, организацию
присутственных дней и подготовку открытых
мероприятий и праздников для родителей.
Все эти инновационные для своего времени
формы сотрудничества родителей и ДОУ
оказались достаточно перспективными,
о чем свидетельствует их наличие и в деятельности
современных детских садов.
В
качестве значимого системного компонента
своего «метода» Е. И. Тихеева выделяла
материальную обстановку детского сада.
С этой целью в своем авторском
ДОУ – детском саду по «методу
Тихеевой» она создавала для
активной практической деятельности детей
соответствующие уголки, так как
по ее мнению «для творческого проявления
личности нужно определенное место,
материалы и орудия». На этом основании
Е. И. Тихеева снабжала дошкольников
пособиями, материалами и орудиями
для игровой и трудовой деятельности,
подчеркивая, что «детей надо не только
снабжать предметами, но и обставить
их так, чтобы пользование …было
легко, удобно, целесообразно».
Она
отмечала, что воспитательный потенциал
вещественного мира огромен и
«представляет обильную пищу и глубоко
осмысленную работу органам внешних
чувств и через эти органы развивается
внутренний мир ребенка, обогащая его
глубокими, ценными знаниями и представлениями».
Именно поэтому Е. И. Тихеева считала
возможным развивать способности
детей на конкретном, наиболее близком
и интересном материале трех категорий:
природный, комплекс дидактических
пособий, обстановка домашней и общественной
жизни в их совокупности. Особое
внимание Е. И. Тихеева уделяет дидактическому
материалу, который рассматривала
как наиболее значимый и эффективный
фактор интеллектуального развития
ребенка, облегчающий естественное
развитие личности, ее приспособленность
к среде, расширяющий и корректирующий
опыт, стимулирующий к разумной самодеятельности.
Развивая данную идею, Е. И. Тихеевой была
предложена собственная классификация
дидактического материала и его
разделение на «естественный» и «искусственный».
Под «естественным дидактическим
материалом» она подразумевает
игрушки и предметы жизненного обихода,
овощи, плоды, цветы, растения, семена и
др., а к «искусственному» относит
картонный и деревянный материал,
построенный по принципу парности и
предназначенный для изучения различных
качеств и свойств предметов. Еще
одним значимым для дошкольников видом
материала она считала предметы и орудия
трудовой деятельности. В связи с этим
в своем детском саду ею была создана отдельная
комната «трудовых уголков» (столярный,
швейный, кухня, прачечная, домоводства,
строительный), которые использовались
для организации игр детей и обыгрывания
различных трудовых процессов и их ценности
для практической жизни.
В
целом, можно говорить, что именно
система требований к организации
окружающей ребенка среды, разработанная
Е. И. Тихеевой, представляла собой комплекс
характерных для периода реформирования
отечественной системы образования
после революции 1917 года подходов к
открытию государственных ДОУ с
набором минимального педагогического
оборудования, позволяющего обеспечить
организацию учебно-воспитательной
работы с детьми. Ее требования становятся
определяющими и концептуальными
для всей системы советского дошкольного
образования вплоть до начала 40-х
гг. и использовались также при
разработке новых проектов детских
садов в России. Целостность и концептуальность
педагогической позиции Е. И. Тихеевой
обеспечивались также разработанной ею
системой управления и организации работы
в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими
пособиями и программными материалами.
В частности, именно Е. И. Тихеевой были
предложены два вида планов-программ:
производственные, включающие содержательную
характеристику работы в целом, задачи
на год; а также педагогические, ориентирующие
на содержание текущего процесса воспитания
и обучения. Ведение годового плана должно
вестись в соответствии с намеченными
ключевыми организационными моментами,
но сроки их реализации необходимо намечать
предположительно. Комплекс занятия в
детском саду, по мнению Е. И. Тихеевой
должен находиться в строгом соотношении,
способствующем развитию всех способностей
ребенка. С целью реализации подобного
подхода она считала возможным заполнить
день пребывания ребенка в детском саду
активной деятельностью, которая должна
носить более или менее плановый характер,
поэтому рабочий день разделялся на две
половины: первую, до завтрака она предлагала
посвятить занятиям, которые носили определенный,
частично обязательный характер; вторая
половина дня должна была ориентироваться
на свободные индивидуальные и коллективные
игры, беседы и другие формы работы с детьми.
На сегодняшний день известно, что подобная
система планирования воспитательно-образовательной
работы с детьми дошкольного возраста
имела значительный педагогический потенциал.
Об этом свидетельствует ее активное использование,
в том числе и в современных ДОУ.
Заключение.
Свою
педагогическую теорию Е. И.Тихеева
не только активно внедряла в работу
экспериментальных учебно-воспитательных
учреждений, но и пропагандировала
посредством целого ряда детально теоретически
проработанных и практически
апробированных частных методик (методика
развития детской речи; методика математического
развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста; методика
ознакомления детей с природой и
экологического воспитания ребенка-дошкольника),
а также через способы организации самостоятельной
(игровой и трудовой) деятельности ребенка
с дидактическими материалами, которые
и составляют значительную часть ее педагогического
наследия и могут быть востребованы в
современных условиях с учетом их соответствующей
адаптации согласно требованиям технологии
«ретроинновации».
Наличие
подобных методических рекомендаций позволяет
констатировать факт реального воплощения
теоретических подходов автора в
конкретной работе, обладающей явно выраженным
позитивным прагматическим эффектом.
Поэтому подвергнутые в исследовании
детальному анализу частные методики
следует рассматривать как практическое
приращение к научной авторской
теории, своеобразный инструмент ее реализации
в практике работы с детьми дошкольного
возраста и значимый элемент целостного
педагогического наследия Е. И. Тихеевой.
Список
литературы.
- Возрастная
и педагогическая психология. / Под
ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.
- Воспитание
и обучение в детском саду.
/ Под ред. Запорожца А.В., Марковой
Т.А. – М.: Педагогика, 1976.
- Запорожец
А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1965.
- Ковальчук
Я.И. Индивидуальный подход в воспитании
ребёнка. – М.: Просвещение, 1981.
- Шульгина
Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой как педагогическая
система // Alma mater. Вестник высшей школы.
№11. М., 2006.
- Шульгина
Е.В. Общественно-педагогическая деятельность
Е.И.Тихеевой как составная часть
авторской педагогической системы
// Научные труды Московского гуманитарного
университета. Вып.58. М., 2005.
- Шульгина
Е.В. Педагогические условия формирования
самостоятельности старших школьников
в современной семье // Материалы
межвузовской научной конференции
«Профессиональное становление
специалиста в вузе». М.-Вологда,
2004.