Вклад Елизаветы Михайловны Тихеевой в методику развития речи у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:01, реферат

Краткое описание

Для понимания сущности педагогического наследия Е.И. Тихеевой, с точки зрения ее исторической идентичности, особую значимость приобретают исследования Е.А. Гребенщиковой, Г.П. Ларионовой, Л.Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, Л.К. Савиновой, Ф.Ф. Сватикова, И.В. Чувашева, где предлагается характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России.

Оглавление

1.Введение.
2. Научная биография и творческое наследие Е. И. Тихеевой.
3.Методика развития речи.

4. Теория дошкольного воспитания.

5.Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой.

6.Заключение.

7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Вклад Елизаветы Михайловны Тихеевой в методику развития речи у дошкольников..docx

— 34.82 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем, научная биография и  творческое наследие Е. И. Тихеевой как  целостная система до сих пор  не являлись предметом специального научного изучения. Поэтому можно  сформулировать явно выраженные противоречия между:

    - признанием  вклада Е.И. Тихеевой в развитие  дошкольного образования и недостаточной  изученностью ее научной биографии  и творческого наследия;

    - активной  включенностью Е.И. Тихеевой в  теорию и практику отечественного  образования конца ХIХ – начала ХХ века и отсутствием концептуального анализа ее педагогической системы в работах историко-педагогической направленности;

    - оценкой  роли Е.И. Тихеевой в оформлении  отдельных методик воспитания  и обучения детей дошкольного  возраста и отсутствием работ,  посвященных анализу собственно  ее авторского «метода игры  – труда».

    С этих позиций в качестве системы  детерминант, повлиявших на становление  и развитие мировоззрения Е. И. Тихеевой в единстве культурологического  и биографического методологических принципов выделяются закономерности оформления собственно авторских педагогических суждений под влиянием внешних и внутренних факторов.

    Выдержка  из работы «Анализируя теоретические подходы Е.И. Тихеевой», применительно к организации общественного дошкольного и первоначального образования подрастающего поколения, можно объективно выделить системную характеристику работы различных учебно-воспитательных учреждений, с точки зрения описания (Запорожец, 1965).

    - их  значения и роли в обществе  при выполнении основных социализирующих  функций при работе с детьми, в том числе и посредством  организации общественных организаций  в условиях самого заведения; 

    - особенностей  взаимодействия внутри педагогического  коллектива, функциональных обязанностей  администрации и педагогов, сотрудников  и практикантов;

    - ведущих  принципов организации учебно-воспитательного  процесса;

    - требований  к педагогическому составу в  целом и личности каждого педагога, его профессиональной культуре, образовательному уровню и компетентности;

    - особенностей  организации различных функциональных  помещений заведения и их оборудования;

    - своеобразия  пребывания в учебно-воспитательном  учреждении ребенка, основных  этапов его адаптации, сбора  необходимых сведений и результативности  индивидуальной и коллективной  работы в различных возрастных  группах; 

    - организации  распорядка жизни (режима дня)  и расписания занятий для детей  различного возраста;

    - системы  учебно-воспитательной работы с  детьми с точки зрения решения  основных задач, таких как:  развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;

    - рекомендаций  по ведению учета и контроля за организацией педагогического процесса;

    - требований  к наличию бытового и дидактического  инвентаря для реализации основных  образовательных, воспитательных  и развивающих функций, а также  необходимости создания педагогической  библиотеки и музея, как средства  методической подготовки воспитателей  и обобщения их инновационного  опыта. 

    Таким образом, Е. И. Тихеевой были выделены и  оформлены ведущие компоненты целостной  системы учебно-воспитательной работы с детьми. Одновременно она считала  возможным учитывать культурный уровень русского общества, заниматься культурным просвещением русского народа, в том числе и с помощью  дошкольных учреждений. В частности, она отмечала, что детские сады должны пропагандировать основы своей  работы для ближайшего социального  окружения, возлагая на них ответственность  за подготовку и проведения самых  различных мероприятий для населения  с целью выяснения сущности и  значения дошкольного воспитания, роли детского сада и его организации. Подобная система, по ее мнению, позволяет  привлекать к участию в работе детского сада население и формирует  определенное позитивное отношение  к этим новым типам образовательных  заведений.

    Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой.

    Е.И. Тихеева считала необходимым активизировать социальную деятельную детских садов за счет активного привлечения к участию в их работе самих родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева, учитывая историческую ситуацию, предлагала создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий и праздников для родителей. Все эти инновационные для своего времени формы сотрудничества родителей и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие и в деятельности современных детских садов.

    В качестве значимого системного компонента своего «метода» Е. И. Тихеева выделяла материальную обстановку детского сада. С этой целью в своем авторском  ДОУ – детском саду по «методу  Тихеевой» она создавала для  активной практической деятельности детей  соответствующие уголки, так как  по ее мнению «для творческого проявления личности нужно определенное место, материалы и орудия». На этом основании  Е. И. Тихеева снабжала дошкольников пособиями, материалами и орудиями для игровой и трудовой деятельности, подчеркивая, что «детей надо не только снабжать предметами, но и обставить  их так, чтобы пользование …было  легко, удобно, целесообразно».

    Она отмечала, что воспитательный потенциал  вещественного мира огромен и  «представляет обильную пищу и глубоко  осмысленную работу органам внешних  чувств и через эти органы развивается  внутренний мир ребенка, обогащая его  глубокими, ценными знаниями и представлениями». Именно поэтому Е. И. Тихеева считала  возможным развивать способности  детей на конкретном, наиболее близком  и интересном материале трех категорий: природный, комплекс дидактических  пособий, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности. Особое внимание Е. И. Тихеева уделяет дидактическому материалу, который рассматривала  как наиболее значимый и эффективный  фактор интеллектуального развития ребенка, облегчающий естественное развитие личности, ее приспособленность  к среде, расширяющий и корректирующий опыт, стимулирующий к разумной самодеятельности. Развивая данную идею, Е. И. Тихеевой была предложена собственная классификация  дидактического материала и его  разделение на «естественный» и «искусственный». Под «естественным дидактическим  материалом» она подразумевает  игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, растения, семена и  др., а к «искусственному» относит  картонный и деревянный материал, построенный по принципу парности и  предназначенный для изучения различных  качеств и свойств предметов. Еще одним значимым для дошкольников видом материала она считала предметы и орудия трудовой деятельности. В связи с этим в своем детском саду ею была создана отдельная комната «трудовых уголков» (столярный, швейный, кухня, прачечная, домоводства, строительный), которые использовались для организации игр детей и обыгрывания различных трудовых процессов и их ценности для практической жизни.

    В целом, можно говорить, что именно система требований к организации  окружающей ребенка среды, разработанная  Е. И. Тихеевой, представляла собой комплекс характерных для периода реформирования отечественной системы образования  после революции 1917 года подходов к  открытию государственных ДОУ с  набором минимального педагогического  оборудования, позволяющего обеспечить организацию учебно-воспитательной работы с детьми. Ее требования становятся определяющими и концептуальными  для всей системы советского дошкольного  образования вплоть до начала 40-х  гг. и использовались также при  разработке новых проектов детских  садов в России. Целостность и концептуальность педагогической позиции Е. И. Тихеевой обеспечивались также разработанной ею системой управления и организации работы в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими пособиями и программными материалами. В частности, именно Е. И. Тихеевой были предложены два вида планов-программ: производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год; а также педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения. Ведение годового плана должно вестись в соответствии с намеченными ключевыми организационными моментами, но сроки их реализации необходимо намечать предположительно. Комплекс занятия в детском саду, по мнению Е. И. Тихеевой должен находиться в строгом соотношении, способствующем развитию всех способностей ребенка. С целью реализации подобного подхода она считала возможным заполнить день пребывания ребенка в детском саду активной деятельностью, которая должна носить более или менее плановый характер, поэтому рабочий день разделялся на две половины: первую, до завтрака она предлагала посвятить занятиям, которые носили определенный, частично обязательный характер; вторая половина дня должна была ориентироваться на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми. На сегодняшний день известно, что подобная система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста имела значительный педагогический потенциал. Об этом свидетельствует ее активное использование, в том числе и в современных ДОУ.

    Заключение.

    Свою  педагогическую теорию Е. И.Тихеева  не только активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, но и пропагандировала посредством целого ряда детально теоретически проработанных и практически  апробированных частных методик (методика развития детской речи; методика математического  развития детей дошкольного и  младшего школьного возраста; методика ознакомления детей с природой и  экологического воспитания ребенка-дошкольника), а также через способы организации самостоятельной (игровой и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими материалами, которые и составляют значительную часть ее педагогического наследия и могут быть востребованы в современных условиях с учетом их соответствующей адаптации согласно требованиям технологии «ретроинновации».

    Наличие подобных методических рекомендаций позволяет  констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в  конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской  теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного  возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е. И. Тихеевой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы. 

  
  1.  Возрастная  и педагогическая психология. / Под  ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.
 
  
  1.  Воспитание  и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой  Т.А. – М.: Педагогика, 1976.
 
  
  1. Запорожец А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1965.

 

  1. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1981.
 
  
  1. Шульгина  Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006.
 
  
  1. Шульгина  Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И.Тихеевой как составная часть  авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного  университета. Вып.58. М., 2005.
 
  
  1. Шульгина  Е.В. Педагогические условия формирования самостоятельности старших школьников в современной семье // Материалы  межвузовской научной конференции  «Профессиональное становление  специалиста в вузе». М.-Вологда, 2004.

Информация о работе Вклад Елизаветы Михайловны Тихеевой в методику развития речи у дошкольников