Виды обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 12:05, реферат

Краткое описание

Дидактика- «теория обучения» это раздел педагогической науки об обучении. Основоположником дидактики является Ян Амос Коменский, его определением понятия дидактики было «кого учить, чему учить, как учить».
Основными категориями дидактики являются- обучение, преподавание, учение.Объектом дидактики — обучение.

Оглавление

I. Введение……………………………………………………………………………………………….3
• Актуальность темы……………………………………………………………………………...3
• Цель работы…………………………………………………………………………………………3
• Задачи………………………………………………………………………………………………….3
• Предмет и объект исследования………………………………………………………..3
II. Виды обучения и их характеристика…………………………………………………..4
III. Заключение………………………………………………………………………………………….10
IV. Вопросы к аудитории…………………………………………………………………………..13
V. Список литературы………………………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 164.95 Кб (Скачать)

Проблемное обучение. Его характерные особенности и причины возникновения уже обсуждались. ПбО отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения» («Я знаю, как сделать!»). Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение. Название происходит от позаимствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина «программа», обозначающего систему последовательных действия (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО — улучшение управления учебным процессом. Возникшее в начале 60-х гг. на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс. У истоков ПО стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, И.И. Тихонов, А.Г. Молибог, A.M. Матюшкин, В.И. Чепелев и многие другие.

Особенности ПО заключаются в следующем:

  1. учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
  2. учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  3. каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
  4. при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
  5. при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  6. каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  7. результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
  8. педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный

 

Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Оказалось, что компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач — предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д. В развитых странах, где компьютеры в обучении широко применяются уже не одно десятилетие, определились главные направления эффективного использования ЭВМ. В их числе два важнейших: 1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и др.), ориентированное на результат процесса; 2) развитие общих когнитивных способностей — решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

«Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.»

А. Маслоу

В заключении подведем итог с помощью нижеприведенной таблицы которую можно перечертить и переписать:

 

 

Виды обучения

Методы обучения

Функции

Деятельность ученика

Достоинства / Недостатки

1) 
Объяснительно- 
-иллюстратив- 
ное обучение

1) Рассказ 
2) Чтение книг 
3) Прослушивание записей 
4) Показ образцов деятельности

1) Передача обучаемым систематического и обобщенного опыта  
2) Организация усвоения информации и её успешное восприятие 
Развитие психических процессов, с помощью которых учащийся осознает информацию (воля, внимание, память)

1) Восприятие знаний 
2) Осознание знаний 
3) Запоминание

Достоинства: 
1) Экономия времени 
2) Экономия материальных затрат педагога 
3) Развитие воли, внимания, памяти 
4) Последовательность знаний 
5) Системность подачи и усвоения знаний 
Недостатки: 
1) Малая активность учащихся 
2) Нет индивидуализации обучения

2) Проблемное 
обучение

1) Рассуждающее изложение (анализ  материала, создание проблемных  ситуации, беседа) 
2) Эвристические задания (познава-

тельные) 
3) Исследовательские задания

1) Развитие познавательной самостоятельности  и творческой способности учащихся 
2) Формирование диалектико-материалестического мышления 
3) Воспитание навыков творческого усвоения и изменения знаний

1) Активная творческая деятельность  
2) Самостоятельное добывание знаний  
3) Практическая деятельность 
4) Поисковая деятельность

Достоинства: 
1) Учит мыслить логически, научно, творчески, развивает самостоятельность 
2) Делает учебный материал более доказательным и основательным 
3) Вызывает эмоциональное отношение к знаниям. Развитие воли, внимания, памяти 
Недостатки: 
1) Большие затраты времени 
2) Темп передачи информации зависит от индивидуальной работы ученика 
3) Проблемное обучение не универсально

3) Программированное 
обучение

1) Объяснительно-иллюстративные методы 
2) Практические методы и упражнения 
3) Работа с книгой 
4) Видео 
5) Частично-поисковый 
6) Исследовательский 
7) Активный

1) Обеспечение управления всеми  этапами познавательной деятельности  учащегося 
2) Закрепление знаний 
3) Контроль

1) Активное изучение материала 
2) Самостоятельная проверка собственных знаний 
3) Творческая активность

Достоинства: 
1) Индивидуализация обучения 
2) Создание особых средств мотивации обучения в виде пошагового подкрепления 
3) Развивает инициативность, активность, самостоятельность, уверенность 
Недостатки: 
1) Исключение упражнений творческого характера 
2) Трудность прочтения программных учебников 
3) Вероятность подглядывания


 

Таким образом, разобравшись в данной теме я могу сделать вывод, что в работе совершен анализ всех видов обучения, их структурные компоненты, функции и характеристики. Данная тема является актуальной, нуждается во внимательном изучении, знании, и представляет главную составляющую процесса обучения.

Повторим главные термины, используемые в данной работе:

Дидактика- «теория обучения» это раздел педагогической науки об обучении.

Обучение- это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. А вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Преподавание – это упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечения информирования, воспитания.

Учение- процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности.

Цель- то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Вид обучения- это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Знания- совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Умения- овладениями способами применения усвоенных знаний на практике.

Навыки- умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к аудитории:

  1. Какие три категории являются основой дидактики?
  2. Что является видом обучения?
  3. Какие виды обучения существуют? Перечислите виды обучения.
  4. Какое обучение является традиционным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов;

Педагогика. Учеб. для вузов / И.П.Подласый

Основы психологии / Л.Д.Столяренко

Бабанский Ю.К. Оконь В.В. Введение в общую дидактику., М., 1990.

http://vaniorolap.narod.ru/seminar_theme11_app1.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%FB_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%FF

http://i-educator.ru/vopros35#more-165

http://www.rae.ru/monographs/73-2713

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды обучения