Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 08:08, контрольная работа

Краткое описание

Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

I.Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики……………..4
II.Вальдорфская система образования………………………………………9
III.Возникновение вальдорфской педагогики……………………………...12
IV.Вальдорфская педагогика в России……………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика ГОТОВОЕ.docx

— 41.52 Кб (Скачать)

     ГОУ ВПО

     ЛИПЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

     Контрольная работа по педагогике

     на  тему: «Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера» 
 
 
 
 

     Выполнил:

     Студентка V курса

     ОЗО ФИЯ группы Н-5

     Шипилова  Елена Александровна 

     Проверил:

     Егорова Елена Анатольевна 
 
 
 

     2011

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики……………..4
  2. Вальдорфская система образования………………………………………9
  3. Возникновение вальдорфской педагогики……………………………...12
  4. Вальдорфская педагогика в России……………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

 

     

     Введение

     Вальдорфские  школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности  каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится  ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной  школе закладывается солидный фундамент  знания и опыта, на котором будет  базироваться образование в средней  школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

     Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.  
 

 

     

  1. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики

     Рудольф Штайнер (1861—1925), без сомнения, является одним из самых интересных, удивительных и одновременно спорных явлений  духовной жизни ХХ столетия: он —  редактор и издатель естественнонаучных трудов Гёте, все значение которых  было им впервые открыто и сделано  плодотворным для культуры; автор  значительных трудов в области философии  и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном  искусстве, создано новое искусство  движения — эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства  является пионером экологического сельского  хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако наибольшую известность его имя  получило в связи с широким  распространением педагогических учреждений — прежде всего детских садов  и школ — работающих на основе созданной  им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его  жизни.

     Основание Первой вальдорфской школы — плод движения за трехчленность социального организма

     Выступая  перед рабочими фабрики Вальдорф-Астория, Р. Штайнер ярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние социальные реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Рабочие фабрики — это была сигаретная фабрика Вальдорф-Астория — обратились к директору фабрики Эмилю Мольту с просьбой помочь создать такую школу, о которой говорил Р. Штайнер, для своих детей. Э. Мольт обратился к Р. Штайнеру с просьбой взять на себя педагогическое руководство будущей школой. Р. Штайнер с готовностью согласился. Это было 25 апреля 1919 года.

     Далее следует стремительное развитие событий: уже 13 мая было получено разрешение на основание новой школы от министра культуры Хаймана, в июне Р. Штайнер читает лекции о народной педагогике. Новая педагогика должна быть основана на «подлинной антропологии», которая в состоянии целостно описать развитие человека, равно учитывая как телесный, так и душевно-духовные аспекты. В августе он проводит интенсивные семинары с двенадцатью учителями — будущими коллегами Первой вальдорфской школы. 7 сентября школа была уже открыта сразу с восьмью классами и 256 учениками.

     Поразительно  то, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Создается впечатление, что Р. Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить годами вынашиваемые им педагогические идеи. Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Р. Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:

     • специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени  и служит духовно-душевному развитию ученика;

     • принцип классного учителя, который  «ведет» свой класс с первого  по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с  родителями «выстраивает» весь учебный  процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для  ребенка младшей и средней  школы учитель важней предмета;

     • возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов  мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;

     • особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также  на рукоделие и ремесла; в учебный  план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;

     • совместное обучение мальчиков и  девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа — есть школа для всех;

     • отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;

     • терапевтический аспект педагогики; введение «гигиенической организации  преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются  «эпохами» — в течение 3—4 недель один предмет на первом сдвоенном  уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала  в течение «эпохи».

     • связанная с терапевтическим  аспектом интеграция врача в жизнь  школы; последний участвует в конференциях и преподает;

     • преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;

     • еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;

     • коллегиальное самоуправление школы  учителями;

     • совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания;

     Все эти инновации Р. Штайнер выдвинул как требования к современной  школе, а также практически осуществил их в Первой вальдорфской школе. Также им, совместно с учителями, был разработан ряд новых импульсов в методике и дидактике преподавания отдельных дисциплин. Само собой разумеется, что традиционному преподаванию естественных наук — математики, физики, биологии, химии — уделяется также очень серьезное место. Преподавание естественнонаучных дисциплин в вальдорфской школе, опирающееся на подход к естествознанию Гёте, вызывает в последние годы особый интерес со стороны государственной системы образования ФРГ в связи с общим кризисом науки, проблемами гуманизации школы, а также экологическим воспитанием. 

     Р. Штайнер интенсивно участвует в  жизни школы, регулярно проводит конференции, участвует в обсуждении трудных учеников. Насколько конкретно  было это участие, мы можем увидеть  на следующих примерах. В одном  классе был мальчик, вызывавший общее  беспокойство. Р. Штайнер посоветовал  дать ему задание самому сшить  себе новые башмаки. В результате этой работы трудности, испытываемые подростком и учителями, были в существенном преодолены. По поводу другого ученика  с отклонениями в поведении Р. Штайнер посоветовал учителю  задавать тому каждый день вопрос и  спрашивать на другой день ответ. «Удивительно, что тот факт, что его спрашивали каждый день, подействовал оздоравливающе на всю душевную жизнь мальчика, — вспоминает классный учитель, — у него появилась уверенность в себе, которая медленно начала возрастать». Каролина Хайдебрант, которая в своих воспоминаниях приводит множество подобных примеров, отмечает, что в первое время, когда речь заходила о трудных учениках, Р. Штайнеру было достаточно просто сказать, где сидит ребенок, и он тотчас знал, о ком идет речь. Другая учительница, пожаловавшаяся Р. Штайнеру на то, что ей трудно каждый день вспоминать перед сном всех учеников своего класса, то есть 30 детей, вспоминает, как Р. Штайнер возразил ей на это: «А как же я имею перед собой каждый день всю школу?» Р. Штайнер на своем личном примере показал, что значит искусство воспитания на основе познания человека. 

 

     

  1. Вальдорфская система образования

     В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять  инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

     Преподавание  в вальдофских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

     Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика; древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

     В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые  люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие  качества как доверие, сочувствие, способность  к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с  родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию  является подходом по истине экологическим.

Информация о работе Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера