Ушинский. Человек как предмет воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, реферат

Краткое описание

К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.
Идея народности воспитани

Файлы: 1 файл

Ушинский.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Ушинский обосновал  с точки зрения психологии важнейшие  дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. 

Он изложил  в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики - теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы "возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения"; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. 

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного  члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. 

Важнейшим средством  нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость  теснейших связей между воспитанием  и обучением, доказывал важнейшее  значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. 

Одни из средств  нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал  от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. 

К.Д. Ушинский придавал важное значение формированию у детей  привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей. Он говорил, что привычки укореняются повторением какого-нибудь действия; что нельзя торопиться при укоренении привычек, ибо закреплять сразу много привычек - значит заглушать один навык другим; что следует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей. 

Чтобы искоренить какую-нибудь привычку, надо употреблять  одновременно два средства:

1) по возможности  удалять всякий повод к действиям,  происходящим от вредной привычки;

2) в то же  время направлять деятельность  детей в другую сторону. 

При искоренении  дурной привычки надо вникнуть, отчего она появилась, и действовать  против причины, а не против ее последствий. 

В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе  – "одному из могущественных агентов  в воспитании человека". Природные  явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды. 

Эстетическое  воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием  детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя  их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей  эстетическим и педагогическим требованиям. "Украшайте, - говорил Ушинский, - комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку". 

Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как  одного из средств эстетического  воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив. 

Ценным занятием с точки зрения эстетического  воспитания и общего умственного  развития детей считал он и рисование. 

Эстетически воспитывают  детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д.Ушинским в "Родном слове", служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. 

О семейном воспитании. 

Для большинства  населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В  ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. "Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание". 

Чтобы выполнить  эту ответственную обязанность  и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей. 

Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего  школьного возраста Ушинский отводил  матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о  них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. 

Воспитательной  деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, "вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии". 

Ушинский хотел  видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие "Родное слово" (год I) и "Руководство к преподаванию по "Родному слову" он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.

Информация о работе Ушинский. Человек как предмет воспитания