Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:45, практическая работа
план урока в православной воскресной школе.
Сретение Господне. Повторение о Библии.
Класс вовлекается в диалог.
Вопрос: Давайте вспомним, о ком был наш прошлый разговор?
(О мудрецах, пришедших поклонится родившемуся Богомладенцу Исусу Христу.)
Вопрос: Мудрецы… А как их еще называют?
(Волхвы)
Вопрос: А где жили эти три мудреца, в этой ли самой еврейской земле, где родился Спаситель?
(Нет в трех разных странах, далеко от Спасителя и далеко друг от друга).
Учитель:
Но ведь тогда, две тысячи лет назад не было ни газет, ни телевидения, ни радио, как же они так далеко могли узнать о рождении Исуса Христа? Да вот еще перебью сама себя другим вопросом, а если бы все это современное тогда было бы, допустил бы Бог, чтобы о Его рождении печатали бы в газетах, показывали бы телепередачи, устраивали бы рекламные компании, шумели?
Отступление, связано с неоднократными беседами о страстях тщеславия и гордыни на других уроках.
Нет, у Спасителя не было желания выпячивать себя, добиваться славы, у Него была только любовь к людям, которым надо спасение.
Вопрос: А вообще-то люди любят быть известными, получать от других знаки уважения, признания, быть в центре внимания?
А вы сами это любите?
Наблюдения детей.
Вопрос: А делает ли это стремление к первенству, к показыванию себя человека сильным или, наоборот, ослабляет?
(Человек отдает очень много сил, чтобы удивить окружающих, оставить в их душах след, но люди похвалят, а отойдя, тут же забудут, и выходит, что усилия того тщеславца были вложены ни во что. Их просто подобрали бесы. Человек разбросал себя и ослаб. Такие люди очень легко обижаются, долго не могут забыть обиду и страдают.)
Вопрос: А хорошо ли тем, кто ищет почета и славы с другими людьми? Тщеславцы ищут любви окружающих, но имеют ли ее?
(Нет тщеславцы теряют любовь и дружбу, ведь люди для них уже не друзья, а соперники. На уроке Илья Цветков ( 2а 2001. 02 уч . г. Пуш . гим .) в ответ на этот вопрос сказал: «Жизнь похожа на гонки на ипподроме. Каждый стремится быть первым и ненавидит тех, кто догоняет». А жизнь мелькает мимо, рвущийся вперед не замечает ее и не бывает от нее счастлив.)
После отступления, учитель возвращает разговор к основной теме.
Учитель:
Вопрос: Давайте теперь вернемся к нашему разговору о волхвах, как же все-таки они узнали, что родился Спаситель мира?
(Читали предсказания древних пророков, делали сложные вычисления, чтобы определить день появления звезды, наконец, увидели и пошли за ней.)
Попробуем представить, какое чувство могло быть у волхвов, когда они увидели, наконец, необычайную долгожданную звезду и пошли за ней?
Ощущение сбывающего чуда, не рассказы слышат, а сами в этом чуде. И чудесно, что звезда связана с ними, помогает им как живая. Шли с караванами, несли драгоценные шкатулки, драгоценные сосуды. И не могли дождаться момента, когда же, наконец, они увидят этого особенного Младенца. И когда пришли, случилось то же, что и с пастухами: сердца у всех нас как пленкой затянуты повседневностью, Бог есть, а явно Его не чувствуем, а Младенец как солнце, разрывающее тучи, потоком любви вошел в их сердца.
Вопрос: А что случилось, когда пришли в израильскую землю?
(Волхвов привели к Ироду, тот узнал о Младенце и задумал Его убить.)
Вопрос: Какое чувство подтолкнуло Ирода к этому?
(То, о чём говорили, гордыня, тщеславие, ненависть к соперникам.)
Еще раз прохожу по рядам с иллюстрацией, пречитывая евангельский отрывок о волхвах.
Новый смысловой этап беседы о Деве Марии. имея самостоятельную ценность, этот разговор о любви Пресвятой Богородицы к С воему Чаду подготавливает разговор к следующим смысловым этапам этого урока.
Учитель:
Давайте, выполним нашу привычную работу: расставим по порядку иллюстрации к евангельским отрывкам, которые мы читали.
Дети с места, может быть, даже хором «подсказывают» учителю, что и зачем расположить. Учитель прикрепляет репродукции кнопками или магнитами.
|
Вопрос: Сколько же времени шли волхвы? Сколько времени между четвертым и пятым сюжетами?
(Три года.)
Учитель:
И вот эти три года Дева Мария, Пресвятая Богородица, растила сына, Своего Первенца: пеленала, мыла, кормила. И все время помнила: что ?.
(Что Он – не только Ее ребенок, Он – Бог, создавший Ее С аму, и Ее родителей. Тот, Кого Она знала и любила с детства, чувствовала в аромате трав, движении звезд, в жизни неба и земли. К этому нельзя привыкнуть. Привыкнуть находится рядом с бесконечностью Света, бесконечностью Любви. Каждая Мама старается уберечь, оградить ребенка. И Дева Мария обнимает маленького Сына, сберегает на груди, Она знает, как этот мир бывает жесток и страшен, и еще знает, что не для Ее утешения Он пришел в мир, а чтобы один на один выйти на поединок со всем злом мира. Поэтому на иконах Дева Мария задумчива.)
Есть песня – духовный стих «Колыбельная», ее хорошо слушать, всматриваясь в иконы Пресвятой Богородицы.
Учитель сначала читает текст «Колыбельной», затем, включив диктофон с записью пения, проносит по рядам репродукции с Донской иконы Божьей Матери, Владимирской иконы Божьей Матери.
Если у кого-то появилось в душе что-то, чем хочется поделится , скажите…(отклики участников беседы).
Еще одно отступление, предваряющее объяснение нового материала и способствующее его усвоению.
Вопрос: Вот вы сказали, что три мудреца вдумывались в книги пророков, в книги предсказаний. А сейчас эти книги есть? И в какую большую книгу они собраны?
(В Библию.)
Учитель рисует на доске и одновременно рассказывает: |
Библия была написана не сразу, а по небольшим частям «прирастала» в течени и тысячелетий.
Вот одну тайну откроет Бог пророку, и он напишет свою книгу. Пройдет сто лет, а может двести, триста или четыреста Бог избирает еще одного пророка, через него говорит другие предсказания. И он записывает то, что ему открылось еще в одну книгу и добавляет её к книге пророка, жившего раньше.
Вот пророку Моисею открыл Бог, как Он создал мир добрым и чистым, но людям захотелось попробовать делать зло. И вот от этой искры пожар зла разросся по всему человеческому роду. И людям необходимо спасение от грехов. Вот так было с самого начала, и Моисей написал об этом книгу «Бытие».
А другим пророкам Бог открыл о том, как придет в мир, чтобы спасти человечество, подробности рождения Спасителя. И пророки предсказывали их людям. Пророков звали: Даниил, Захария, Исаия. Их книгами в течени и веков дорастала, дополнялась Библия.
Вот я отмечаю скобочкой половину Библии, она собиралась более тысячи лет. И здесь в этой части нет еще ничего о том, как жил на земле Исус Христос, потому что Он еще не родился, на всех этих страницах Его только ждут и предсказывают. И вот та часть Библии и все время до Рождества Христова называется Ветхий Завет.
А вод важная точка – Р.Х (Рождество Христова). И начинается новое время. До этой точки мир падал в пропасть. После Рождества Христова начинается восстание из пропасти, медленное « выкарабкивание », исправление, возвращение к тому, каким был создан. И в Библии книги уже не пересказывают о Спасителе, а рассказывают, как предсказание сбылись. И часть Библии и время после Рождества Христова называются Новый Завет.
Вопрос: Итак, как вы поняли, такая ли Библия как у нас была у мудрецов – волхвов?
(Их Библия была меньше, в ней не было книг об Исусе Христе, не было Нового Завета.)
Следующий смысловой блок о Сретении Господнем.
Итак, волхвы шли три года. А пока они шли, в семействе плотника Иосифа произошло вот что: в израильской земле жил человек, жил сто, двести, триста лет, а все не умирал, он стал старым, немощным, уже и устал жить, но Бог не давал ему смерти, не отпускал его из этого мира. Этот человек, Симеон, когда-то был толковником (то есть, переводчиком).
Вопрос: А что значит переводчик? Что он делает?
(Ответы детей).
Сначала Библия была только на еврейском языке, но праведные люди хотели, чтобы Библию читали разные народы, а для этого…
Вопрос:Что надо было сделать для этого?
(Перевести на другие языки. И первый перевод задумано было сделать на греческий язык.)
Библия – Слово Бога, и перевод надо было выполнить без единой ошибочки. Поэтому работу поручили 70-и толковникам – переводчикам.
После поста и молитвы они заперлись в отдельных комнатах, работали несколько лет и то, что они написали в точности сошлось , до запятой.
Вопрос: Удивительно ли это? Почему?
Учитель. Даже маленький рассказ разные люди переведут по-разному. А здесь переводчиками руководил Святой Дух, потому и было совпадение, что они переводили не от своего ума.
Только один из переводчиков, Симеон, удивился словам «И Дева приимет во чреве и родит Сына» … И хотел это место изгладить. Явился Ангел. «Будешь жить, пока не увидишь предсказанное исполненным, ибо у Бога сильно всякое слово!» - сказал Он.
И вот поэтому Симеон все жил и жил.
Наконец, Рождество Христово совершилось, но Симеон об этом ничего не знал.
Все еврейские родители должны были приносить своих первенцев мужского пола в храм, потому что по Закону Моисееву первенец считался принадлежащим Богу и должен был служить при храме – или же его полагалось выкупить. Выкуп определялся в пять сиклей или сребреников. Храм же в еврейской земле был один и находился в Иерусалиме. И вот когда Исусу Христу исполнилось шесть недель, Богоматерь с Иосифом и принесли Его в великолепный Иерусалимский храм.
Кроме того, родители приходящие в храм со своим первенцем, должны были по закону принести жертву. Богатые приносили в жертву ягненка, поскромнее жертва – две горлицы или два голубиных птенца.
Иосиф и Богоматерь принесли скромную жертву бедных людей . п одобно тому как ранее, когда при рождении Богомладенца не хватило в гостинице места, они скромно вышли за пределы города и искали убежища в пещере.
Учитель переключает и возобновляет внимание детей.
А теперь на немного отвлечемся мыслями от далекой жаркой Палестины и от древних времен и подумаем о нашем времени, о нас самих, и о наших обычаях. Вот П ервое сентября. Дети нарядные, улыбающиеся, с букетами идут в школу. Хорошо это? Конечно, хорошо! Особое настроение праздничности, бодрости, подтянутости, готовности начать большой труд! И родители помогали детям прийти в это особое приподнятое настроение: моют, гладят, выбирают цветы, покупают новые школьные принадлежности.
Но вот встретила я свою знакомую, а она мне говорит: « Не могу остановится, спешу, надо ребенка в школу собирать, ведь завтра П ервое сентября, полагается быть при выпендреже!» Вот мы смеемся, что я на уроке сказала такое нелитературное слово. Но ведь оно, это слово говорит очень о многом, о том, что среди родителей, да и среди детей есть не только настроение бодрого праздничного начала, а что примешивается желание себя показать, выставить, на своем ребенке продемонстрировать, что мы не хуже других. Этому возвышению, показыванию себя отдаются силы, нервы. Ведь и правда, на праздник дети сейчас бывают одеты не просто чисто и аккуратно, а один костюм дороже и вычурнее другого. А те, у кого нет средств так одеть детей влезают в долги, нервничают, может даже злятся на жизнь, на других людей … Т ак полезно ли человеку стремиться к превосходству, к утверждению себя через вещи? Приобретает ли душа или теряет от такого показывания себя?