Урок на тему: "Сретение Господне"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:45, практическая работа

Краткое описание

план урока в православной воскресной школе.

Файлы: 1 файл

Сретение Господне.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Сретение  Господне. Повторение о Библии.

Класс вовлекается в  диалог.

Вопрос: Давайте вспомним, о ком был наш прошлый разговор?

(О  мудрецах, пришедших  поклонится родившемуся  Богомладенцу Исусу  Христу.)

Вопрос: Мудрецы… А как их еще называют?

(Волхвы)

Вопрос: А где жили эти три мудреца, в этой ли самой еврейской земле, где родился Спаситель?

(Нет  в трех разных  странах, далеко  от Спасителя и  далеко друг от  друга).

Учитель:

Но ведь тогда, две тысячи лет назад не было ни газет, ни телевидения, ни радио, как  же они так далеко могли узнать о рождении Исуса Христа? Да вот еще перебью сама себя другим вопросом, а если бы все это современное тогда было бы, допустил бы Бог, чтобы о Его рождении печатали бы в газетах, показывали бы телепередачи, устраивали бы рекламные компании, шумели?

Отступление, связано  с неоднократными беседами о страстях тщеславия и гордыни на других уроках.

Нет, у Спасителя  не было желания выпячивать себя, добиваться славы, у Него была только любовь к  людям, которым надо спасение.

Вопрос: А вообще-то люди любят быть известными, получать от других знаки уважения, признания, быть в центре внимания?

А вы сами это  любите?

Наблюдения  детей.

Вопрос: А делает ли это стремление к первенству, к показыванию себя человека сильным или, наоборот, ослабляет?

(Человек отдает очень много сил, чтобы удивить окружающих, оставить в их душах след, но люди похвалят, а отойдя, тут же забудут, и выходит, что усилия того тщеславца были вложены ни во что. Их просто подобрали бесы. Человек    разбросал себя и ослаб. Такие люди очень легко обижаются, долго не могут забыть обиду и страдают.)

Вопрос: А хорошо ли тем, кто ищет почета и славы с другими людьми? Тщеславцы ищут любви окружающих, но имеют ли ее?

(Нет  тщеславцы теряют  любовь и дружбу, ведь люди для  них уже не друзья, а соперники. На уроке Илья Цветков ( 2а 2001. 02 уч . г. Пуш . гим .) в ответ на этот вопрос сказал: «Жизнь похожа на гонки на ипподроме. Каждый стремится быть первым и ненавидит тех, кто догоняет». А жизнь мелькает мимо, рвущийся вперед не замечает ее и не бывает от нее счастлив.)  

 

После отступления, учитель возвращает разговор к основной теме.

Учитель:

Вопрос: Давайте теперь вернемся к нашему разговору о волхвах, как же все-таки они узнали, что родился Спаситель мира?

(Читали предсказания  древних пророков, делали сложные вычисления, чтобы определить день появления звезды, наконец, увидели и пошли за ней.)

Попробуем представить, какое чувство могло быть у  волхвов, когда они увидели, наконец, необычайную долгожданную звезду и  пошли за ней?

Ощущение сбывающего чуда, не рассказы слышат, а сами в этом чуде. И чудесно, что звезда связана с ними, помогает им как живая. Шли с караванами, несли драгоценные шкатулки, драгоценные сосуды. И не могли дождаться момента, когда же, наконец, они увидят этого особенного Младенца. И когда   пришли, случилось то же, что и с пастухами: сердца у всех нас как пленкой затянуты повседневностью, Бог есть, а явно Его не чувствуем, а Младенец как солнце, разрывающее тучи, потоком любви вошел в их сердца.

Вопрос: А что случилось, когда пришли в израильскую землю?

(Волхвов привели  к Ироду, тот узнал о Младенце  и задумал Его убить.)

Вопрос: Какое чувство подтолкнуло Ирода к этому?

(То, о чём  говорили, гордыня, тщеславие, ненависть  к соперникам.)

Еще раз прохожу по рядам с   иллюстрацией, пречитывая евангельский отрывок о волхвах. 

 

Новый смысловой этап беседы о Деве Марии. имея самостоятельную  ценность, этот разговор о любви Пресвятой  Богородицы к С  воему Чаду подготавливает разговор к следующим  смысловым этапам этого урока.  

 

Учитель:

Давайте, выполним нашу привычную   работу: расставим по порядку иллюстрации к евангельским отрывкам, которые мы читали.

Дети  с места, может  быть, даже хором  «подсказывают» учителю, что и   зачем расположить.   Учитель прикрепляет репродукции кнопками или   магнитами.

Архангел  Гавриил извещает Св.Захарию о  рождении Иоанна Крестителя Благовещение  Пресвятой Богородицы Рождество Иоанна Предотечи Рождество Христово, поклонение пастухов Поклонение  волхвов

Вопрос: Сколько же времени шли волхвы? Сколько времени между четвертым и пятым сюжетами?

(Три года.)

Учитель:

И вот эти  три года Дева Мария, Пресвятая Богородица, растила сына, Своего Первенца: пеленала, мыла, кормила. И все время помнила: что ?.

(Что Он –  не только Ее ребенок, Он  – Бог, создавший Ее С аму,  и Ее родителей. Тот, Кого Она знала и любила с детства, чувствовала в аромате трав, движении звезд, в жизни неба и земли. К этому нельзя привыкнуть. Привыкнуть находится рядом с бесконечностью Света, бесконечностью Любви.   Каждая Мама старается уберечь, оградить ребенка. И Дева Мария обнимает маленького Сына, сберегает на груди, Она знает, как этот мир бывает жесток и страшен, и еще знает, что не для Ее утешения Он пришел в мир, а чтобы один на один выйти на поединок со всем злом мира. Поэтому на иконах Дева Мария задумчива.)

Есть песня  – духовный стих «Колыбельная», ее хорошо слушать, всматриваясь в иконы  Пресвятой Богородицы.

Учитель сначала читает текст  «Колыбельной», затем, включив диктофон с записью пения, проносит по рядам  репродукции с  Донской   иконы Божьей Матери, Владимирской иконы Божьей Матери.

Если у кого-то появилось в душе что-то, чем хочется  поделится , скажите…(отклики участников беседы).

Еще одно отступление, предваряющее объяснение нового материала  и способствующее его усвоению.

Вопрос: Вот вы сказали, что три мудреца вдумывались в книги пророков, в книги предсказаний. А сейчас эти книги есть? И в какую большую книгу они собраны?

(В  Библию.)

Учитель рисует на доске и  одновременно рассказывает:

Библия была написана не сразу,   а по небольшим частям «прирастала» в течени и тысячелетий.

Вот одну тайну  откроет Бог пророку,   и он напишет свою книгу. Пройдет сто лет, а может   двести, триста или четыреста Бог избирает еще одного пророка, через него говорит другие предсказания. И он записывает то, что ему открылось еще в одну книгу и добавляет её к книге пророка, жившего раньше.

Вот пророку  Моисею открыл Бог, как Он создал мир  добрым и чистым, но людям захотелось попробовать делать зло.   И вот от этой искры пожар зла разросся по всему человеческому роду. И людям необходимо спасение от грехов. Вот так было с   самого начала, и Моисей написал об этом книгу «Бытие».

А другим пророкам Бог открыл о том, как придет в  мир, чтобы спасти человечество, подробности  рождения Спасителя. И пророки предсказывали их людям. Пророков звали:   Даниил, Захария, Исаия. Их книгами в течени и веков дорастала, дополнялась Библия.

Вот я отмечаю  скобочкой половину Библии, она собиралась более тысячи лет. И здесь в  этой части нет еще ничего о  том, как жил на земле Исус Христос, потому что Он еще не родился, на всех этих страницах Его только ждут и предсказывают. И вот та часть Библии и все время до Рождества Христова называется Ветхий Завет.

А вод важная точка – Р.Х (Рождество Христова). И начинается новое время. До этой точки мир падал в пропасть. После Рождества Христова начинается восстание из пропасти, медленное « выкарабкивание », исправление, возвращение к тому, каким был создан. И в Библии книги уже не пересказывают о Спасителе, а рассказывают, как предсказание сбылись. И часть Библии и время после Рождества Христова называются   Новый Завет.

Вопрос: Итак, как вы поняли, такая ли Библия как у нас была у мудрецов – волхвов?

(Их Библия  была меньше, в ней не было  книг об Исусе Христе, не было  Нового Завета.)

Следующий смысловой блок о Сретении Господнем.

Итак, волхвы шли  три года. А пока они шли, в семействе  плотника Иосифа произошло вот что:   в израильской земле жил человек, жил сто, двести, триста лет, а все не умирал, он стал старым, немощным, уже и устал жить, но Бог не давал ему смерти, не отпускал его из этого мира. Этот человек, Симеон, когда-то был толковником (то есть, переводчиком).

Вопрос: А что значит переводчик? Что он делает?

(Ответы  детей).

Сначала Библия была только на еврейском языке, но праведные люди хотели, чтобы Библию читали разные народы, а для этого…

Вопрос:Что надо было сделать для этого?

(Перевести  на другие языки.  И первый перевод  задумано было  сделать на греческий  язык.)

Библия –  Слово Бога, и перевод надо было выполнить без единой ошибочки. Поэтому работу поручили 70-и   толковникам – переводчикам.

После поста  и молитвы они заперлись в  отдельных комнатах, работали несколько  лет и то, что они написали в  точности сошлось , до запятой.

Вопрос: Удивительно ли это? Почему?

Учитель. Даже маленький рассказ разные люди переведут по-разному. А здесь переводчиками руководил Святой Дух, потому и было совпадение, что они переводили не от своего ума.

Только один из переводчиков, Симеон, удивился словам «И Дева приимет во чреве и родит  Сына» … И хотел это место изгладить. Явился Ангел. «Будешь жить, пока не увидишь предсказанное исполненным, ибо у Бога сильно всякое слово!» -   сказал Он.

И вот поэтому  Симеон все жил и жил.

Наконец, Рождество  Христово совершилось, но Симеон об этом ничего не знал.

Все еврейские  родители должны были приносить своих  первенцев мужского пола в храм, потому что по Закону Моисееву первенец считался   принадлежащим Богу и должен был служить при храме – или же его полагалось выкупить. Выкуп определялся в пять сиклей или сребреников. Храм же в еврейской земле был один и находился в Иерусалиме. И вот когда Исусу Христу исполнилось шесть недель, Богоматерь с Иосифом и принесли Его в великолепный Иерусалимский храм.

Кроме того, родители приходящие в храм со своим первенцем, должны были по закону принести жертву. Богатые приносили в жертву ягненка, поскромнее жертва – две горлицы или два голубиных птенца.

Иосиф и Богоматерь принесли скромную жертву бедных людей . п одобно тому как ранее, когда  при рождении Богомладенца не хватило в гостинице места, они скромно вышли за пределы города и искали убежища в пещере.

Учитель переключает  и возобновляет внимание детей.

А теперь на немного  отвлечемся мыслями от далекой жаркой Палестины и от древних времен и подумаем о нашем времени, о нас самих, и о наших обычаях. Вот П ервое сентября. Дети нарядные, улыбающиеся, с букетами идут в школу. Хорошо это? Конечно, хорошо! Особое настроение праздничности, бодрости, подтянутости, готовности начать большой труд! И родители помогали детям прийти в это особое приподнятое настроение: моют, гладят, выбирают цветы, покупают новые школьные принадлежности.

Но вот встретила  я свою знакомую, а она мне говорит: « Не могу остановится, спешу, надо ребенка  в школу собирать, ведь завтра П  ервое сентября, полагается быть при выпендреже!» Вот мы смеемся, что я на уроке сказала такое нелитературное слово. Но ведь оно, это слово говорит очень о многом, о том, что среди родителей, да и среди детей есть не только настроение бодрого праздничного начала, а что примешивается желание себя показать, выставить, на своем ребенке продемонстрировать, что мы не хуже других. Этому возвышению, показыванию себя отдаются силы, нервы. Ведь и правда, на праздник дети сейчас бывают одеты не просто чисто и аккуратно, а один костюм дороже и вычурнее другого. А те, у кого нет средств так одеть детей влезают в долги, нервничают, может даже злятся на жизнь, на других людей … Т ак полезно ли человеку стремиться к   превосходству, к утверждению себя через вещи? Приобретает ли душа или теряет от такого показывания себя?

Информация о работе Урок на тему: "Сретение Господне"