Теория воспитания Жан-Жака Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:56, доклад

Краткое описание

Ж.-Ж. Руссо родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом — гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования не получил, но много занимался самообразованием. В 1741 г. он поселился в Париже, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени.

Файлы: 1 файл

жан жак руссоэ.docx

— 16.31 Кб (Скачать)

Ж.-Ж. Руссо родился  в Женеве в семье часовщика. В  жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом — гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования не получил, но много занимался самообразованием. В 1741 г. он поселился в Париже, где  познакомился со многими выдающимися  людьми того времени. По своим воззрениям он был близок просветителям типа Д. Дидро. Мировоззрение его отличалось глубокими противоречиями. Развитие наук и искусства, полагал он, не способствует улучшению нравов людей, а ухудшает их. К этой проблеме он обращался во многих своих произведениях, таких как «О причине неравенства  между людьми», «Общественный договор», «Способствовало ли возрождение  наук и искусства очищению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и др.

Наступило время, утверждал  Ж.-Ж. Руссо, когда знание, в котором  искал спасения человек, стало обманом: науки рождаются из потребности  защититься, искусства — из честолюбивого  желания выделиться, философия —  из стремления господствовать. В отличие  от других просветителей, он не ставил развитие гражданственности и нравственности в зависимость от прогресса наук и искусства, центром его внимания стал естественный, природный человек, который родится совершенным, но которого уродуют общественные условия. Однако при этом Ж.-Ж. Руссо не отрицал  роли воспитания, более того, его  теория естественного воспитания явилась  основой его педагогической концепции.

Свою теорию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил в произведении, в котором он сконцентрировал  свои размышления о врожденной доброте  человека: это «Эмиль, или О воспитании» (1762), трактат, который он считал лучшим, наиболее важным из своих трудов и  в котором его педагогические воззрения выражены через художественные образы. В предисловии к «Эмилю» Ж.-Ж. Руссо отмечал, что пишет эту книгу на_ основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на признательность людей, так как человечество может быть спасено только посредством воспитания.

В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную  ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система  воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого  он считал необходимым ввести демократическую  систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет  содействовать развитию ребенка  только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, —  это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей —  это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три  фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

О природе как  факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал  следующим образом: ребенок рождается  чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был  для того времени принципиально  новым, так как вся система  школьного воспитания практически  игнорировала как возрастные, так  и индивидуальные особенности ребенка.

Воспитание человека начинается вместе с его рождением  и продолжается всю жизнь, и главная  задача воспитания — создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого, которое  ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина  и добропорядочного гражданина. Для  Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного  воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.


Информация о работе Теория воспитания Жан-Жака Руссо