Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:24, реферат
Понятие «свобода» имеет многовековую историю, что отражено в научной литературе. Категория свободы менялась, наполняясь новым содержанием по мере развития общества. Идеи свободного воспитания неразрывно связаны с той педагогической традицией, корни которой уходят в античную эпоху.
Центральной в философии Сократа была идея самопознания и самосовершенствования личности. Он рассматривал воспитание как способ организации самопознания учащихся, как средство, которое способствует побуждению их активности.
Понятие «свобода» имеет многовековую историю, что отражено в научной литературе. Категория свободы менялась, наполняясь новым содержанием по мере развития общества. Идеи свободного воспитания неразрывно связаны с той педагогической традицией, корни которой уходят в античную эпоху.
Центральной в философии Сократа была идея самопознания и самосовершенствования личности. Он рассматривал воспитание как способ организации самопознания учащихся, как средство, которое способствует побуждению их активности.
Цицерон обращал внимание на воспитание свободной личности, индивидуальное развитие которой связано с реализацией природы человека.
Витторино да Фельтре в 1424г. основал в школу, названную им «Домом радости». Она представляла собой прообраз тех идей свободного воспитания, которые стали возникать.
Мишель де Монтень считал, что человеку надо помочь научиться, самому наблюдать мир и на основании этих наблюдений размышлять, сравнивать, оценивать, вырабатывать самостоятельные суждения.
Ян Амос Коменский отстаивал идеи самоценности личности и её права на свободное развитие. По его мнению, педагогический процесс должен быть обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. Прежде всего, природосообразное воспитание основывается на «ненасильственной» педагогике естественного и свободного развития природных сил и способностей.
Французский писатель, мыслитель Жан-Жак Руссо большое внимание уделял проблемам молодого поколения и был уверен, что общество зачастую наносит вред развитию человека и был сторонником естественного воспитания. Он говорил о том, что человек рождается совершенным, но общество своим воспитанием его уродует и рекомендовал не ущемлять свободу детей, не применять меры прямого принуждения, но проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
В середине XIX века идеи свободного воспитания получили большую популярность в России (И.В. Кириевский, К.Д. Ушинский), у истоков этого же направления в российской педагогики стоял Л.Н. Толстой.
Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л.Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися - чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя - следовать и развивать ребенка». Гуманное отношение к ребенку – вот основной принцип свободного воспитания, по мнению Л.Н. Толстого.
В статье «О воспитании» Толстой указывал на то, что соблюдение условий свободы воспитания и обучения должно основываться на религиозно-нравственном учении.
Идеи Л.Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К.Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других.
Методика Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: ребёнок сам для себя подбирает учебный материал и продолжительность занятий, при этом он развивается в собственном ритме и направлении. Монтессори была против авторитарного влияния на ребёнка. Она в практической деятельности стремилась создать атмосферу, в которой учащиеся заняты не бесполезным запоминанием, а размышлением над проблемами, важными именно для них.
Русский педагог К.Н. Вентцель пропагандировал идеи свободного воспитания. Цель нравственного воспитания представляется не путём «внушения добра», а путём пробуждения в ребенке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества.
В 1917г. Вентцель написал «Декларацию прав ребенка». Ребенок, по мнению Вентцеля, во всех возрастах в своей свободе и правах равен взрослому человеку. Свобода же заключается, прежде всего, в возможности делать все, что не наносит ущерба его собственному физическому и духовному развитию и не вредит другим людям.
Педагог и философ С.И. Гессен критиковал понимание свободы Руссо и Толстого. По его мнению, свобода заключается в понятии дисциплины и самодисциплины. Только «дисциплина выводит человека из животного состояния», поскольку она, есть способ самоограничения и самоорганизации индивида. Элемент принуждения, всегда присутствующий в дисциплинированности, открывает возможность внешней и внутренней свободы.
Концепция ненасилия в педагогике также тесно связана с понятием «свобода».
Педагогика ненасилия отрицала принуждения как способ решения разных по своей природе конфликтов. Педагог, который придерживается принципов педагогики ненасилия, никогда не раздражается, не обижается, эмоционально устойчив, уверен в себе, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов.
Известный французский педагог - гуманист Селестен Френе сказал: «Будущая демократизация общества готовится демократизацией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества». Необходимо уже с самого раннего детства научить ребенка взаимодействовать с другими на ненасильственной основе. А для этого необходимо, чтобы сама педагогика постепенно перестроилась с авторитарных позиций на демократические, чтобы она сама в полной мере стала педагогикой ненасилия.
С. Френе подчёркивал следующий момент: вместо того, чтобы навязывать пришедшему в школу ребенку интересы и идеи взрослых, необходимо ему давать возможность свободно выразить себя в любой области. Этим правилом он руководствовался в своей педагогической практике.
В основе его педагогики лежит признание личной свободы двух сторон педагогического взаимодействия, которая основывается на ответственности и сознательной дисциплине сторон, способности в максимальной степени учитывать взаимные интересы, приходить к компромиссам и соглашениям, избегая конфликтов.
Основная идея всей педагогической системы В.А. Сухомлинского – выдающегося советского педагога-новатора - развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке.
Вся образовательная система в Павлышской средней школе, руководимой Сухомлинским В.А., была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала участие самого ребенка.
Принципы, на которых была основана педагогическая система В.А. Сухомлинского следующие:
- доверие к детям,
- учение без принуждения,
- воспитание без наказаний,
- сотрудничество детей и взрослых,
- творческий труд и нравственная свобода,
- возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
- принятие ответственности за свой выбор.
Данные педагогические принципы В.А. Сухомлинского нашли своё отражение и в педагогических идеях современников и педагогов последующего поколения.
Одним из таких педагогов является Ш.А. Амонашвили. Его основные принципы - стремление к свободе и сотрудничеству. Создавая педагогику сотрудничества, он строил весь учебный процесс на основе свободного выбора учениками темы урока и содержания заданий.
В своей педагогической деятельности и научных работах Ш.А. Амонашвили убедительно показывает преимущества построения отношений с детьми на гуманных началах по сравнению с традиционным обучением, построенным на принуждении. Только такое построение учебного процесса будет способствовать полноценному развитию подрастающего поколения.
Таким образом, идея свободного воспитания стала ключевой для многих педагогов-новаторов, которые стремились к тому, чтобы развитие ребёнка шло в соответствии с принципом природосообразности, принципом ненасилия и свободы. Такое воспитание было направлено, прежде всего, на формирование свободной личности в свободном обществе, доказательством тому могут служить теоретические и практические работы Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, С. Френе, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и мн. др.
Заключение
Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности развития индивидуальных качеств каждого ребёнка выдвигались педагогами и философами на всём протяжении исторического времени.
Конечно, никакая система обучения и воспитания не может обойтись без тех или иных форм давления на личность. Однако педагогика пытается минимизировать подобное давление на ребенка и создать условия для сочетания индивидуальных интересов с общественными потребностями.
Так, французский педагог Селестен Френе представил антропоцентрическую модель обучения и свободный, гуманистический тип воспитания, при которых ребёнок сам определяет темп и направление развития, а взрослые для этого предоставляют ему максимальные возможности и выбирают соответствующие методы и приемы.
Концепция С. Френе оригинальна и перспективна в научном и практическом отношении. Многие ее принципы актуальны для современной теории и практики образования: социализация образования, гуманизация и демократизация образования. Многие педагогические идеи концепции С. Френе, нашли развитие и применение в таких современных образовательных направлениях, как деятельностное, проблемное, личностно-ориентированное и развивающее обучение. На данный момент вновь стали актуальными идеи Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, Э.Кей, М. Монтессори, и других представителей педагогики свободного воспитания.