Теоретико-методологічні основи сімейного виховання

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:26, курс лекций

Краткое описание

Совокупность установок родителей, их эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и соответствующих способов обращения с ним образуют стиль семейного воспитания.
Так, В. Гарбузов выделяет три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами:
• А (неприятие, эмоциональное отторжение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка в сочетании с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, навязыванием ей единого правильного (с точки зрения родителей) типа поведения; наряду с жестким контролем этот тип может сочетаться с недостато

Файлы: 1 файл

сем.пед..docx

— 22.84 Кб (Скачать)

Теоретико-методологічні основи сімейного виховання

План 
Стилі сімейного виховання  
Принципи та загальна стратегія сучасного сімейного виховання  
Методи сімейного виховання і специфіка їх застосування  
 
Основні терміни і поняття. стилі сімейного виховання, принципи виховання, стратегії виховання дітей різного віку, методи сімейного виховання 
 
Домашнє завдання.  
 
1. Продумайте тактики виховання дітей різного віку. 
 
2. Наведіть приклади використання різних методів сімейного виховання. 
 
3. Проаналізуйте можливі наслідки використання різних методів виховання.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стили семейного воспитания

Совокупность установок  родителей, их эмоционального отношения  к ребенку, восприятие ребенка родителями и соответствующих способов обращения  с ним образуют стиль семейного  воспитания.

Так, В. Гарбузов выделяет три  типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами:

• А (неприятие, эмоциональное  отторжение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка в сочетании  с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, навязыванием ей единого  правильного (с точки зрения родителей) типа поведения; наряду с жестким  контролем этот тип может сочетаться с недостаточным уровнем контроля, равнодушием, полным попустительством;

• Б (гиперсоциализация) - тревожно-мнительный концентрация родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, ожидании успехов часто с недооценка индивидуальных психологических особенностей ребенка;

• В ("кумир семьи") - центрация родителей на ребенке, попустительство ее прихотям, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Исследователи А. Личко и Э. Эйдемиллер предполагают помимо воспитания по типам "кумир семьи" (в их интерпретации - "снисходительна гиперпротекция") и "эмоциональное отторжение" существования таких стилей воспитания (особенно неблагоприятных для подростков с акцентуация характера и психопатиями):

• гипопротекции (недостаточность опеки и контроля за поведением ребенка, отсутствия или отсутствие внимания, тепла, заботы о физическом и духовном развитии ребенка, невключенисть в ее жизни);

• доминирующая гиперпротекция (сочетание заостренной внимания к ребенку с большим количеством ограничений и запретов, что приводит к формированию нерешительности, несамостоятельности ребенка или до ярко выраженной реакции эмансипации);

• повышенная моральная ответственность (возложение ответственности на ребенка  за жизнь и благополучие близких, не соответствующей возрасту и реальным возможностям ребенка; ожидания от ребенка  больших достижений в жизни на фоне игнорирования ее потребностей и интересов).

Наибольшей степени вредят ребенку непоследовательный, смешанный  стиль воспитания, несогласованность  и противоречивость установок родителей  на процесс воспитания, поскольку  постоянная непредсказуемость реакций  родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, порождая у нее повышенную тревожность.

Изучение практики семейного  воспитания показывает, что оно в  значительной мере определяется принципами и характером воспитания, которого придерживаются родители как воспитатели (авторитарное, демократическое, гуманистическое). В той семье, где осуществляется гуманистическое воспитание как процесс межличностного взаимодействия родителей и детей (субъект-субъектное взаимодействие), субъекты воспринимают друг друга как неповторимую человеческую ценность, создают условия для полноценного развития всех членов семьи.

Принципы и общая стратегия  современного семейного воспитания

Процесс воспитания не может  быть стихийным. Четкое осознание родителями того, что они хотят и чего не хотят поможет сформулировать им свою позицию как воспитателей и наметить стратегию воспитания. вот ее главные принципы:

1. Ребенок должен знать, чего хотят от нее родители; что в ее поведении их удовлетворяет, а что нет. Претензии родителей следует аргументировать этими требованиями.

2. Нельзя наказывать ребенка за то, чего она не знала. Ответственность детей за поступки должна базироваться на их понимании содеянного.

3. Прежде чем чего-то требовать от ребенка, надо убедиться, что она на это способна.

4. Нельзя наказывать ребенка за поведение, в которой нет злостного неповиновения. Надо отличать детскую беспомощность и злостное неповиновение, (беспомощность базируется на забывчивости, возникает в результате ошибок и случайностей. Злостное неповиновение является обдуманным актом, отказом признавать отцовскую власть. Оказывается только тогда, когда ребенок знает, чего хотят от нее родители и делает нечто противоположное) .

5. Каждый раз после разрешения конфликта ребенка необходимо прижать и приласкать, показать ей свою любовь.

6. В отношениях с детьми нужно руководствоваться любовью.

7. Не унижать достоинство ребенка физическими наказаниями. Они нарушают его права как члена семьи и общества и свидетельствуют о бессилии родителей как воспитателей.

Нарушение или несоблюдение этих принципов, отсутствие или недостаточность  культуры у родителей приводит к их жестокого обращения с детьми.

Соблюдение этих принципов  семейного воспитания детей помогает создать атмосферу эмоциональной  защищенности ребенка, приучить его  уважать других, понять родителям  эмоциональные и физические особенности  различных периодов детства и  подбирать средства воспитания индивидуальных потребностей девочек и мальчиков.

В этом суть стратегии воспитания детей. общая стратегия должна исходить из гуманистических представлений дошкольного возраста как самоценное личность, имеющая свою волю, характер и мировосприятие. Достижение поставленной цели должно опираться на установление четких правил, то есть норм поведения, приемлемых для семьи и общества в целом. Не допустимо унижение достоинства ребенка, постоянное ней недовольство, которое проявляется в гневе, слезах, ор и физических наказаниях. Согласно периодизации развития ребенка в онтогенезе существует определенная стратегия его воспитания.

Итак, в основе воспитательной деятельности; взрослых необходимо руководствоваться  принципами любви и требовательности, разумной меры ответственности и  самоконтроля для каждого возраста, родительского управления без лишнего  крика, уважения к личности и достоинства  ребенка, реальных требований и спокойной  последовательности при их выполнении, справедливого использования арсенала стимулов и наказаний. В этом проявляется педагогическая культура родителей.

Стратегия воспитания логически  вытекает из педагогического мышления, которое базируется на специальных  знаниях и умениях прогнозировать результаты воспитательной деятельности. Однако, как свидетельствуют проведенные опросы, молодые родители испытывают острую нехватку педагогических знаний, требующих специальных консультаций и руководства в вопросах семейного воспитания со стороны специалистов - педагогов и психологов.

 

Методы семейного воспитания и  специфика их применения

В отечественном и зарубежном психолого-педагогическом исследованиях  нет единой классификации методов  воспитания детей в семье. Однако исследователи делают попытку выделить более значимые (основные, главные) и менее значимые (вспомогательные, дополнительные методы воспитания).

Отечественные и зарубежные исследователи определяют и классифицируют методы воспитания таким образом, что  в этих классификациях есть много  общего, много совпадений, хотя при  этом замечается и какое-то отличие: например, убеждение, приучение, организация  практической деятельности, совет, просьба, замечание, поучения, запрет (Г.Гмайнер) убеждение, внушение, приучение, упражнение, требование, поощрения и наказания, личный пример родителей (И.В.Гребенников), приучение, отвлечение, контроль, требование, вознаграждение (поощрение), наказание [Дж.Добсон] , внушение, убеждение, упражнение (А.Г.Ковальов) просьба, инструкция, вознаграждение, наказание (Р.Кэмпбелл) убеждение, приучение, терпение, требование, поощрение, наказание (Б.Спок).

Изучение теоретических  подходов и практики семейного воспитания позволяют определить методы семейного  воспитания как совокупность способов воспитательных взаимодействий родителей  с детьми, помогают последним развивать  свое сознание, чувства и волю, активно  стимулируют (поощряют) формирования опыта  поведения, организацию самостоятельной  детской жизнедеятельности, полноценный  нравственный и духовный развитие.

Изучение опыта воспитания детей в семье, сравнительный  анализ методов, которые применяют  родители и педагоги, дают возможность  утверждать, что выделение каких-то отдельных методов семейного  воспитания неправомерно (хотя сам  термин "методы семейного воспитания" вошел в научный обиход), так  как речь по сути идет об использовании общепринятых методов воспитания в педагогике в процессе семейного воспитания. Родители, как и педагоги, используют тот же комплекс (набор, совокупность) педагогических методов воспитания. Замечается только специфика в применении этих методов при воспитании детей в условиях семьи, зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности родителей и детей. Специфика использования методов воспитания детей в семейных ситуациях обусловлена:

- Подходами к выбору  целей и задач воспитания, ставят  перед собой родители;

- Изменениями отношений  в стиле и образе семейной  жизни, в морально-психологическом  климате семьи;

- Индивидуализацией воспитания  в семье (подавляющее большинство  семей воспитывает одного-двух  детей);

- Родственными связями  и чувствами родителей, других  членов семьи и детей, могут  приводить к идеализации возможностей  детей, преувеличению их способностей, достоинства, воспитанности;

- Личностными качествами  отца, матери, других членов семьи,  их духовными и моральными  ценностями и ориентирами;

- Опытом родителей и  их практических умений при  реализации комплекса методов  с учетом возраста и психофизиологических  особенностей детей;

- Особой чувствительностью  родителей к каждому ребенку: "чувство объекта", "чувство  меры", "чувство такта", "чувство  соприкосновения", "чувство ориентира" (Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев).

Наиболее сложным для  родителей является овладение практическим механизмом реализации того или иного  метода воспитания. Наблюдение, анализ письменных (личных) и устных ответов детей показывают, что тот же метод используется различными родителями по-разному и с разным эффектом воздействия на детей.Наибольшее разнообразие, сложность и разрозненность замечаются при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей с помощью доброжелательности и доверительности в процессе общения, вторая - постоянного соблюдения слова и дела, третья - логики влияния положительного примера; четвертая - назойливых наставлений, упреков, окриков, угроз, пятая - наказаний, в том числе физических . В ходе изучения родителями проблем, связанных с применением методов воспитания детей в семье, нами акцентировалось внимание на разработке практического механизма реализации каждого метода, основных условий его использования для наиболее эффективного воздействия на сознание, чувства и поведение детей и установления гуманистических отношений в семье между старшими и младшими.

Народная семейная педагогика выработала множество методов воспитания, которые были направлены на формирование гуманной, трудолюбивой, преданной  своей семье и Отечеству личности.


Информация о работе Теоретико-методологічні основи сімейного виховання