Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 01:25, статья
Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его дальнейшего развития.
• объектом
педагогического проектирования являются
образовательные системы различного уровня
и характера или их структурные компоненты,
которые также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом;
Логическая структура деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.(Новиков). Рассмотрим подробнее эти компоненты для педагогического проектирования.
Цель, будучи идеальным представлением конечного результата, служит основной предпосылкой проектировочной деятельности педагога. Известно, что проблема есть концентрированное выражение противоречий между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Поэтому основополагающий смысл проектирования видится в выполнении социального заказа, что требует предельной конкретизации, т.е. описания, обеспечивающего измеримость, достижимость, гибкость и конкретность целей. В качестве объекта проектирования, выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и т.д. Создание известного известным способом низводит проектирование до уровня обычной разработки той или иной педагогической конструкции.
Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами: творческим мышлением и способностью к изобретательству; профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.
Средства проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и .тд. Ко вторым – общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.
Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии), но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики (субъектные критерии).
Результатом
проектирования является педагогический
проект, функциональная специфика которого
зависит от следующих условий: состояния
среды, особенностей субъектов, занятых
подготовкой конкретного
На основании вышеизложенного, процесс педагогического проектирования может быть представлен в следующей модели:
Литература:
Информация о работе Теоретические основы педагогического проектирования