Теоретические основы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 01:25, статья

Краткое описание

Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

теоретические_основы.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

   • объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во 
взаимосвязи с системой в целом;

  • педагогическое проектирование -продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта;

   Логическая  структура деятельности включает в  себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.(Новиков). Рассмотрим подробнее эти компоненты для педагогического проектирования.

   Цель, будучи идеальным представлением конечного результата, служит основной предпосылкой проектировочной деятельности педагога. Известно, что проблема есть концентрированное выражение противоречий между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Поэтому основополагающий смысл проектирования видится в выполнении социального заказа, что требует предельной конкретизации, т.е. описания, обеспечивающего измеримость, достижимость, гибкость и конкретность целей. В качестве объекта проектирования,  выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и т.д. Создание известного известным способом низводит проектирование до уровня обычной разработки той или иной педагогической конструкции.

   Субъектом проектирования выступают педагог  или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами: творческим мышлением и способностью к изобретательству; профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.

   Средства  проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и .тд. Ко вторым – общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.

   Методы  проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит  не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии), но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики (субъектные критерии).

   Результатом проектирования является педагогический проект, функциональная специфика которого зависит от следующих условий: состояния  среды, особенностей субъектов, занятых  подготовкой конкретного проекта, функциональных связей между элементами проекта, возможностей его эффективного использования, ожидаемых результатов.

   На  основании вышеизложенного, процесс  педагогического проектирования может  быть представлен в следующей  модели:

 
 
 
 

Литература:

  1. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике// Вопросы психологии. – 1988.- №1..
  2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования.- СПб., - 1994
  3. Зотова Н.К. Становление проектной парадигмы в сфере образования// Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. – Оренбург; издательство ОГПУ, 2002, Часть 4
  4. Зотова Н.К. Сущность педагогического проектирования// Вестник ОГУ. Приложение Гуманитарные науки – 2005. - №2.
  5. Иванова Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы//Учитель. – 2004. - №6.
  6. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Логос, 1994.
  7. Кичигина Т.В.Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. - №41.
  8. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования..-1989, Минск.
  9. Макаренко А.С. Опыт методики работы детской трудовой колонии // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т., Т.1 – М.: Педагогика, 1983.
  10. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - Санкт-Петербург, 1997. 
  11. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований. / В.М. Монахов. // Школьные технологии. - 2001. - N 5
  12. Новикова Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности// Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - №8-9. С.22-29.
  13. Оберемок С.М.Теоретические основы педагогического проектирования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. - №41. -  С.6-8.
  14. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. Под ред.А.П. Тряпицыной. – СПб.: 1995.
  15. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы// Методист. – 2002. – №2.
  16. Протокол заседания коллегии Министерства образовании и науки РФ от 6 октября 2004г//Внешкольник. – 2004. - №12
  17. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / по ред. Загвязинского В.И., Гильманова С.А. – М.: Издательство АСОПиР, 1998.
  18. Розин В.М. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации. 
    2002. 320 с.
  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч.пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  20. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2003
  21. Тупицин А. Проектирование в образовании: миф или путь развития?// Учитель. – 1998. - №1. – С. 15-21.
  22. Чернобытов В.А Педагогическое проектирование, как акмеологическая технология педагогического образования – проект кафедры акмеологии Российского государственного педагогического  университета им.А.И.Герцена «Твои вершины»
  23. Яковлева Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования// Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. – Оренбург; издательство ОГПУ, 2002, Часть 1., С 382-384.
  24. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен// Педагогика. – 2002. №6. С. 8-14.

Информация о работе Теоретические основы педагогического проектирования