Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки ремесленников-предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:23, доклад

Краткое описание

Содержание подготовки ремесленников-предпринимателей во многом отличается от подготовки специалистов для крупного промышленного пред-приятия. Учитывая специфику и содержание деятельности ремесленника-предпринимателя в условиях малого или среднего предприятий, основной со-ставляющей его профессионального развития должно стать творчество как га-рантия достижения высокого качества результатов деятельности, наиболее пол-но удовлетворяющих потребности заказчиков.

Файлы: 1 файл

Психология и Педогогика.docx

— 19.82 Кб (Скачать)

О. Н. Галиакбирова

РГППУ, г. Екатеринбург

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕМЕСЛЕННИКОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Содержание  подготовки ремесленников-предпринимателей во многом отличается от подготовки специалистов для крупного промышленного пред-приятия. Учитывая специфику и содержание деятельности ремесленника-предпринимателя в условиях малого или среднего предприятий, основной со-ставляющей его профессионального развития должно стать творчество как га-рантия достижения высокого качества результатов деятельности, наиболее пол-но удовлетворяющих потребности заказчиков.

Результаты  профессиональной подготовки в рамках международного об-разовательного проекта первых на Урале ремесленников-предпринимателей, специалистов нового типа, работников сферы малого и среднего предпринима-тельства в Уральском колледже технологий и предпринимательства (УКТП) показали, что выпускники обладают полным комплексом профессиональных компетенций, позволяющих им успешно строить свою профессиональную карьеру в условиях рыночной экономики. В результате создания принципиаль-но иных организационно-педагогических условий образовательного процесса, а именно структуры и содержания образования; технологизации образователь-ного процесса; развивающей образовательной среды, в УКТП удалось решить основные противоречия в сложившейся социально-педагогической ситуации в системе профессионального образования:

- между потребностью малого предпринимательства в работнике нового типа – ремесленнике, обладающем социально-профессиональными параметра-ми, необходимыми и соответствующими его будущей практической деятельно-сти, и невозможностью образовательных учреждений в рамках традиционных условий образовательного процесса обеспечить его подготовку;

- между необходимостью подготовки ремесленника к реализации всего технологического процесса изготовления товара (продукции) или оказания ус-луги населению и практикой осуществления узкопрофессиональной подготовки рабочих для крупных промышленных предприятий;

- между необходимостью организационно-экономической подготовки ре-месленников к индивидуальной, самостоятельной трудовой деятельности и недостаточным уровнем ее реализации в существующей системе обучения.

Для решения  этих противоречий от педагогов и  руководителей потребо-валась не только колоссальная работа по изменению лицея в целом, а именно: 113

 

- создание новой учебно-материальной базы, отвечающей современным технологическим требованиям;

 

- разработка новых образовательных программ, интегрирующих в себе два уровня профессионального образования: НПО и СПО;

 

- изменение структуры, принципов управления образовательным процес-сом;

 

- внедрение новых форм повышения профессионально-педагогического уровня педагогов, но главное, на наш взгляд, преодоление стереотипов, уста-ревших традиций профессионального образования, что потребовало изменения профессионально-педагогического мышления педагогов, участвующих в обучении ремесленников.

 

Последнее является настолько сложной и  важной задачей, что по проше-ствии уже нескольких лет с начала реализации Проекта все еще остается до конца не решенной проблемой. Яркий пример изменения педагогического мышления из практики работы мастеров практического обучения, на которых выпала основная доля решения задач по подготовке ремесленников. Один из мастеров, анализируя свою работу, отметил, что при выполнении одной из ра-бот (при повышении практической компетенции) его рука тянется выполнять операцию старыми способами, а «голова говорит – стоп, так уже нельзя» [1].

И все  же сегодня УКТП является учреждением  нового типа, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей всех участников социу-ма: государства, сообщества работодателей, обучающихся. Специалист-ремесленник является сам носителем нового профессионального менталитета, и, как говорят немецкие партнеры, «у настоящего ремесленника голова, сердце и руки представляют собой одно целое».

Выпускники-ремесленники выполняют весь комплекс работ по оказанию услуг и изготовлению изделий. Они сами планируют, организуют, исполняют, контролируют производственно-технологический  процесс, поэтому мы рас-сматриваем ремесленника-предпринимателя как одну из основных кадровых составляющих развития малых и средних предприятий.

Вместе  с тем, нельзя не коснуться проблем, с которыми мы столкнулись в процессе обучения ремесленников и в результате анализа профессиональной адаптации  выпускников.

Важнейшей из них является отсутствие профессиональных стандартов на ремесленные профессии. Разрабатывая образовательные стандарты  по подго-товке ремесленников-предпринимателей, мы в самом начале осознавали, что их содержание носит экспериментальный характер. Ремесленные профессии от-114

сутствовали в ОКДЗ. Министерство труда и социального развития РФ оставило без рассмотрения предложение Правительства Свердловской области, иниции-рованное Министерством общего и профессионального образования, о разработке профессиональных стандартов на ремесленные профессии и внесения их в ОКДЗ.

Второй  проблемой является отсутствие условий  для профессиональной адаптации  на предприятии [2]. Неготовность работодателей  выстраивать про-фессиональные отношения с ремесленниками на основе учета самоценности качеств, которыми они обладают. Традиционные отношения работодателя по схеме «начальник-исполнитель», когда один должен указывать, а другой де-лать, ни о чем не спрашивая, входят в противоречия с принципами, на которых ремесленник обучался и которые являются фундаментом его личностного и профессионального становления. Отсюда возникает неудовлетворенность двух сторон: работодателя и выпускника-ремесленника. И здесь необходимо создавать механизмы взаимодействия, учитывающие интересы сторон.

Третья  проблема, касающаяся статуса образовательного учреждения, за-нимающегося подготовкой ремесленника-предпринимателя.

Лицей реализует  образовательные программы по подготовке ремесленни-ков двух уровней: I – ремесленник-исполнитель, по существующей традиции – уровень НПО; II – ремесленник-предприниматель – уровень СПО.

Лицею дано право на реализацию программ СПО  в рамках эксперимента. Однако одна из задач Проекта – создать  реальную модель образовательного уч-реждения по подготовке ремесленников и впоследствии мультиплицировать этот опыт в другие учреждения Свердловской области. Безусловно, что разви-тие результатов эксперимента в лицее будет проходить постоянно, но это уже бесконечный процесс совершенствования. Лицей будет продолжать готовить специалистов уровня СПО, не имея на это никаких оснований. Изменение ста-туса лицея на статус колледжа, на наш взгляд, является оптимальным.

Вышеобозначенные проблемы в целом препятствуют развитию профес-сионального образования ремесленников и затрудняют профессиональное ста-новление выпускников-ремесленников.

 

Литература 

1.Доронин  Н. А. Организационно-педагогические  условия профессионального образования  ремесленника: Автореф. канд. дис.… пед. н. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 21 с.

2. Ефанов А. В. Профессиональное ремесленное образование: от истоков к современности. // Профессиональное образование: профориентация и социализация молодежи»: тез. докл. – Филиал РГППУ в г. Первоуральске,2010. С. 186 - 188.


Информация о работе Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки ремесленников-предпринимателей