Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 15:42, реферат
Целью данной работы является изучение контент-анализа как метода исследования.
Задачи данной работы следующие:
1. Рассмотреть понятие контент-анализа
2. Изучить стадии контен-анализа
3. Рассмотреть основные процедуры контент-анализа.
Введение………………………………………………………………………………3-4
1. История вопроса……………………... ……………………………………………5
2. Общая характеристика метода контент-анализа……………………….....................5-8
3. Основные процедуры контент-анализа...................................................................8-10
4 Стадии разработки и применения контент-анализа....…………………………...10-13
Заключение....................................................................................................................14-15
Список литературы...................................................................................................... 16
Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.
Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.
Таким образом, категории анализа должны быть Шереги Ф.Э., Горшкова М.К.Основы прикладной социологии. - М.: Интерпракс, 2006.:
• уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;
• исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
• взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
• надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа - лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.
За единицу анализа может быть принято:
• слово,
• предложение,
• тема,
• идея,
• автор,
• персонаж,
• социальная ситуация,
• часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.
Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа - контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица - «предложение».
Необходимо установить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).
Единица счета - количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.
Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.
Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.
Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации - 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.
Заключение
Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.Л. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.
Контент-анализ -- это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Основными задачами контент-анализа являются.
• Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
• Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.
• Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.
Основные направления применения контент-анализа.
• выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата);
• определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы - язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
• выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
Контент начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.
По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.
Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.
Список литературы
1. Барсамов В.А. Контент- анализ газетных материалов // Социс - 2006 - №2
2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 2002.
3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.
4. Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2003. № 6.
5. Козлова Н.Н. Методология
анализа человеческих
6. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 2007.
7. Рой О. Исследования
социально-экономических и
8. Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002.
9. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Основы прикладной социологии. - М.: Интерпракс, 2006.
10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2000.