Технология исследовательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 23:35, статья

Краткое описание

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей

Файлы: 1 файл

Технология исследовательской деятельности.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Технология  исследовательской  деятельности

Федотова  Наталия Константиновна,

победитель  конкурса лучших учителей в рамках ПНПО-2008

     Научно-исследовательская  деятельность учащихся — одна из прогрессивных  форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся, и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому мне хотелось бы предостеречь учителей хотя бы от некоторых ошибок, поделиться своим опытом. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя. В любом случае научный руководитель — это лицо компетентное в данной проблеме.

     Поделюсь  своим опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего исследовательская деятельность учащихся начинается не на уроке, а на элективном курсе, где собираются заинтересованные в углубленном изучении географии учащиеся. Темы исследовательских работ могут рождаться уже на первом занятии, предполагающем выбор форм исследования и формирование исследовательских групп, а могут появиться при изучении отдельной темы или даже абсолютно спонтанно, когда например ребенок вдруг спрашивает «А ребята каких национальностей учатся в нашей школе?».

     При организации исследовательской  деятельности учащихся необходимо учитывать, что выбор темы исследования,  ее формулировка и содержание должны предполагать:

  • интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
  • практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,
  • предметно-объективный принцип исследования,
  • практическую значимость результатов проекта.

Любое исследование включает в себя следующие  этапы и их содержание

  1. Подготовительный этап:
    • формулировка темы и её осмысление;
    • установление мотивации к действию:
    • выявление объекта и предмета исследования;
    • формулировка гипотезы исследования;
  2. Этап планирования:
    • определение направлений работы для реализации исследовательской задачи;
    • составление программы исследования;
    • определение источников информации и способов её сбора;
    • определение способов представления результатов
    • определение методов исследования;
  3. Этап исследования (экспериментальный):
    • Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
  4. Результативно- аналитический этап:
    • анализ собранной информации;
    • формулирование выводов;
  5. Отчётно-презентационный этап:
    • выполнение отчёта;
    • презентация результатов проекта.

Исследовательская деятельность школьников может оцениваться  по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы исследования, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.

Я бы хотела дать следующие рекомендации по организации  исследовательской деятельности учащихся:

  1. Тема работы должна быть актуальной и вызывать у детей интерес.
  2. Определяется цель работы, которая в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее.
  3. Задачи исследования конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели.
  4. Гипотеза есть научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы.
  5. Обязательна работа школьников с литературными источниками, в библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.
  6. Методика проведения исследования представляет собой подробное описание всех действий, связанных с получением результатов.

В школьной исследовательской деятельности роль научного руководителя  должна представлять собой именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися.

     Учащиеся  нашей школы ежегодно представляют групповые или индивидуальные исследовательские  работы на различных конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая региональным. Учащимися были выполнены следующие работы по социальной географии:

  • «Динамика изменения демографической ситуации в г. Костроме в 1991 – 2000 гг.» (2005 год)  - диплом II степени городского Дня науки.
  • «Кологрив: вчера, сегодня, завтра» (2006 год) -  диплом III степени городского Дня науки.
  • «Динамика демографической ситуации в Костромской области за 2002- 2006 гг.» (2007 год) – диплом I степени городского Дня науки
  • «Религиозный состав и религиозное мировоззрение учащихся МОУ СОШ № 30 г. Костромы» (2007 год) – 4 место городского Дня науки.

   В рамках реализации проекта «Создание  поликультурной среды в МОУ СОШ  № 30 г. Костромы» была создана работа «Национальный состав учащихся МОУ  СОШ № 30 г. Костромы» (2008 год) - диплом III степени городского Дня науки, диплом I степени региональной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в номинации «социально – культурный сервис и туризм». В продолжение этой темы на школьном дне науки (2009 год) были представлены первые результаты исследовательской работы «Особенности усвоения школьной программы учащимися с неродным русским языком». Также в 2009 году в школьном дне науки попробовали свои силы группа восьмиклассников, представившая работу «Выбор имени: случайность или закономерность (самые распространенные имена в школе № 30)»

     Я уверена, что организация исследовательской  деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы  сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы нашего города.

Информация о работе Технология исследовательской деятельности