Связь логопедии с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:42, реферат

Краткое описание

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того что¬бы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиоло¬гию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные связи.

Файлы: 1 файл

логопедия.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Этап лексико-грамматического развертывания включает две операции, принципиально отличающиеся по своим механизмам: операцию порождения синтаксической конструкции и ее лекси­ческое наполнение, которые осуществляются в кодах определен­ного языка, т. е. на языковом уровне. Затем следует этап мотор­ной реализации.

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как язы­ковое расстройство.

Изучение состояния различных операций восприятия и по­рождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.

Психолингвистический подход способствует большей эффек­тивности логопедической работы по коррекции речевых наруше­ний, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе системного подхо­да профессором В. И. Бельтюковым. На основе анализа много­численных литературных данных автором убедительно была по­казана противоположность по характеру построения языковой и речевой структур, которая заключается в дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на то, что речь и язык форми­руются на основе одних и тех же элементов, характер их отно­шений в образованных структурах значительно различается. Прин­ципы взаимодействия языковой и речевой структур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а именно не только принцип интериоризации, но и принцип экстериоризации в их диалектическом единстве.

Логопедия тесно связана с общей и специальной психоло­гией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономер­ности психического развития ребенка, владеть методами психо­лого-педагогического обследования детей разного возраста. При­меняя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых на­рушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмо­циональными и поведенческими расстройствами. Знание психо­логии помогает логопеду видеть не только само речевое рас­стройство, а прежде всего, ребенка, правильно понимать взаи­мосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследо­вания их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмо­ционально-волевой сферы, а также проводить более эффектив­ную логопедическую работу.


Литература

1.                             Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М. 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. — С. 275—332.

2.                             Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1982. —Т. 2. С. 6— 361.

3.                             Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

4.                             Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.

5.                             Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 5—8.

 



Информация о работе Связь логопедии с другими науками